Герои Осетии

Встретились два облика.

Один — скромный, затерянный; не соответствующий тем великим деяниям, которые совершил.

Второй напротив: великий и ‘громкий’, гигантским монументом выступающий из скалы.

Об этом впору писать большой трактат, но пока достаточно просто указать на некоторые коллизии.

Сталин «принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой». Однако его имя как сразу после кончины, так и поныне => оборачивается в отрицательную коннотацию. Впрочем, несмотря на хулу, Иосиф Виссарионович весьма почитается на Кавказе, чему свидетельство и данный его золотой бюст.

Конник на скале носит имя Ныхас Уастырджи. Его наделяют благодетелями и силой, о чём можно прочитать на десятках ресурсов. И видно, кстати, что один и тот же текст копируется везде почти без изменений.

Утверждается, что Уастырджи — главный герой осетинской мифологии, покровитель мужчин, воинов и путников.

Тем не менее, при взгляде на него первая мысль связывает образ не с кем-нибудь, а со Святым Георгием. Что на тех же ресурсах усиленно опровергается.

Стоит окунуться в историю.

В недавней, 1945 года, => в Нартовском эпосе от Северо-Осетинского НИИ утверждается, что «Уастырджи доводится отцом Сатане»…

Далее вглубь времён: в записях XIX века имя Уастырджи не встречается вовсе. Зато есть длинные описания вполне православной культуры осетин, которые более всех праздников почитали день Святого Георгия!!

Заметка на полях. Святой Георгий считается покровителем Грузии, где праздник его, гиоргоба, отмечается дважды: 6 мая и 23 ноября. Но это к слову и к напоминанию о том, что Осетия была под влиянием соседа.

Более того. От современного памятника по другую сторону гор [с Цейским заказником] есть Святилище Уастырджи. Святилище находится у села Дзивгис.

Слово Бларамбергу (1833).

<< День святого Георгия особенно почитается в церкви Дзивгис {Дзивгис, или Свгис, т.е. «конец» ‒ последняя деревня, которая находится на краю долины Куртати}.

Эта церковь раньше была богата чудесами и там жило множество монахов. Она открывается лишь один раз в году, в день святого.

Церковь посвящена святому Георгию, которого осетины называют Свгис-Дсуартэ. >>

***

Кажется, происходит перепрошивка целой национальной мифологии! И по многим [печальным] примерам — такое не ведёт ни к чему хорошему…

.

.

.