Конец гайдаевской троицы и солнечных 60х…

Фильм «Семь стариков и одна девушка» можно считать грустным гимном шестидесятым. И реквиемом по ним же…

Кончилась недолгая, с середины-конца 50х и до 1970-го года, эпоха [определённой] простоты ‒ {у}стремлений, идей, уклада жизни. Ту простоту прежде всего можно было наблюдать выраженной через формы; они словно вернулись в конструктивистские 20е, хоть и стали изящнее.

Так, вся картина прошита яркими всполохами геометрии. Которая своей жизнерадостностью выступает контрапунктом общей натужности ленты, пытающейся быть комедией.

Именно, что ‘пытающейся’. Несмотря на поистине гайдаевское насыщение гэгами.

Режиссёр фильма Евгений Карелов больше «специализировался» на жизни, на драме, на героике. Собственно, комедия только одна у него и есть: как раз рассматриваемые «Семь стариков». Назначаемых «Детей Дон Кихота» второй ‒ уместно представить, скорее, светлой лирикой.

Сценарий же математически точен! Жаль, конечно, юмор ‒ это не набор формул. Поэтому, несмотря на выписанные комические характеры (один озабоченный Толик чего стоит!))), несмотря на пульсацию последовательных шуток (как, например, периодическое обращение к человеку с заставки за актуальными предметами: от чернил до икры), несмотря на в общем-то иной раз шедевральные фразы и цитаты (вроде «Нет ничего страшнее девки-вековухи»; или «По лицу не бейте, я им работаю!»; или «Я ‒ Гриша!»))), и даже несмотря на местами абсолютно гениальные гэги (см. вода со шляпы) — несмотря ни на что картина только напоминает комедию, однако полноценно ею не является.

Такое наблюдение возникает.

Может это из-за того, что сюжет, хоть и имеет довольно стройную логику, наполнен, тем не менее, хаосом и каким-то отрывочным дёрганием эпизодов.

А может из-за того, что при полной идеальности всех персонажей ‒ даже громила Гриша весь из себя ромашковый и с воздушными шариками;)) ‒ лента наполнена некоей… ну, не жёсткостью (хотя и), а… определённой грубостью что ли.

Тут и подсечка старика Сухова молодым самбистом в пример(!) совсем маленьким пацанятам. Тут и весьма жестокое командование физкультурницей Величко пожилыми людьми с [фактическим] намерением довести их до неблагоприятных последствий.

Также, видится несоответствие фактуры персонажей играющим их актёрам. Оперный певец, ловелас(?), любитель коньяка ‒ и вдруг {великолепный} Смирнов? Тайный/явный эротоман, помешанный на женщинах, Толик Сидоров — с внешностью нескладного долговяза? Заполучившего (вдруг!!) в итоге француженку?!!

Не спасают сюжет даже знаменитые Трус, Балбес и Бывалый.

Однако полно о сюжете. И о фильме. Достоинств которого, ежели отметить справедливости ради, хоть отбавляй: насыщенный визуальный ряд, трюки, автомобильные съёмки, замечательное музыкальное сопровождение и, конечно же, безупречная игра плеяды потрясающих актёров!

К троице.

От фильма к фильму тяжесть преступлений, ими совершаемых, растёт. Не специально (со стороны сценаристов), понятно, но тенденция налицо.

  • браконьерство («Пёс Барбос и необычный кросс», 1961)
  • бутлегерство («Самогонщики», 1962)
  • [вероятное] хищение («Дайте жалобную книгу», 1965)
  • кража [в особо крупных размерах] и/или ‘мелкое хулиганство’ («Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965)
  • мошенничество и похищение человека («Кавказская пленница», 1967)

А теперь вот вооружённый грабёж с тяжкими телесными повреждениями, усугублённый отягчающими обстоятельствами в виде факта нападения на государственного служащего.

Забавный (и в то же время удручающий) нюанс в том, что инкассатор Анисов вооружён каким-то допотопным наганом. В то время как бандитская тройка пользуется самозарядными ТТ.

Можно даже подтянуть философию. Токаревский пистолет был разработан как раз с целью заменить состоящий на вооружении Красной Армии барабанный револьвер системы “наган”. Это что же получается? Бандиты ‒ следующая формация госслужащих? Ну, 90е показали, что это так…

Ладно, это лирика!  ))

Но вот то, что гайдаевская троица окончательно закончилась на «Стариках» ‒ непреложная реальность. Далее актёры ТББ вместе уже не снимались. И последующие короткометражка да пара капустников показывали только Вицина с Моргуновым (да-да, в ролике «Пожара не будет» Никулин ещё встречается, но снят он отдельными планами; т.е. полноценно-“тройного” взаимодействия на площадке не было).

Оно и логично, если разобраться. Ведь “гайдаевские” герои после попытки вооружённого ограбления по логике (и законодательству)) отправились в места не столь отдалённые. Откуда довольно скоро (видимо, ввиду меньшей вины) выпустили Труса с Бывалым. А Балбес, опрометчиво применивший кирпич против инкассаторской головы, “заехал на нары” надолго [если не навсегда]

***

Времена изменились.

Наступали семидесятые.

Но «Семь стариков и одна девушка» не забылись.

И, как ни странно, имеют определённую перекличку с нынешними (или по крайней мене с недавними) моментами.

Так же ниспровергаются и отменяются авторитеты/старшие. Так же роль мужчины (и роль женщины) играет отличными от традиционных, иными красками. Неизмеримо усиленная грубость сквозит чуть ли не в каждом современном кадре. Ну а халатное отношение к работе (герой Папанова, юрисконсульт), лизоблюдное чинопочитание (отношение Сухова к Яковлеву), нежелание [многих] молодых людей работать (главная героиня Лена Величко) — были (и, наверное, будут) вечно! 8-D)))))

Но.

Времена, изменившись, не застывают мотыльком в янтаре.

Времена ‒ меняются.

Всегда!  ;))

.