Чем плоха современная архитектура (2023)

Рассматривая прошлую архитектуру, невольно сравниваешь её с сегодняшней. И нынешняя, мягко говоря, проигрывает.

Можно было бы обозвать такую точку зрения ретроградной, обскурантной, антисциентистской, реакционной и другими страшными словами, вплоть до мракобесия. Однако лучше порассуждать. Ведь консерватизм тут ни при чём.

Архитектура на протяжении истории была всяко разнообразной, сменяя свои формы тем быстрее, чем более споро двигался прогресс. От тысячелетней незыблемости Египта до кучерявости постренессансных стилей.

Но вот грянул XX век! И стало наоборот: названия стилей множились, но сама архитектура упрощалась и становилась единообразной. Сначала в материалах: практически все современные здания – это сталь, бетон и стекло. А потом – сейчас! – и в идеях.

И вот про идеи. Какая вообще сейчас архитектура?

Да никакая!  ))) Она неживая, невыразительная и плоская. Плоская – во всех смыслах.

Что не так в современной архитектуре

Все “нетаки” для простоты можно свести к двум вполне визуальным аспектам.

1

Первый я бы охарактеризовал как отсутствие вертикалей.

И это не про небоскрёбы. Это про композицию.

Вот, например, МГУ:

Московский Государственный Университет

Есть главенствующая вертикаль, есть ансамбль.

А вот — Институт Гёте в Дакаре (Сенегал) / Kéré Architecture:

Институт Гёте в Дакаре (Сенегал) — Kéré Architecture

Ну, допустим, там строили с оглядкой на местную глинобитную культуру.

Но вот — проект библиотеки из Китая. Пусть не институт, но близко к тому:

Библиотека в Пекине (Китай) — Snøhetta

Или даже отставим науку. А возьмём самое что ни на есть «вертикальное» – религию! Любое культовое сооружение (кроме древних; впрочем, там просто строить ещё не умели, а то б…))) — храм, мечеть, синагога, пагода — все они имеют явные вертикали.

А что можно увидеть у современных лояльных индифферентов? Пожалуйста! Сразу три религии:

The Abrahamic Family House (ОАЭ) — Adjaye Associates

Три кубика. То есть, не просто отсутствие идеи (и вертикалей), а сознательное их уничтожение. Уничтожение идей и смыслов.

2

Что общего можно заметить в вышеприведённых проектах? Ну, кроме отсутствия вертикалей? ;)))

А то, что проекты эти – вычерчены не тёплой человеческой рукой, а машиной. Они неживые.

Factory International (Великобритания) — OMA: Ellen van Loon

Всё бы ничего, но такие проекты ещё и неинтересные. Не запоминающиеся! Холодные и далёкие от органичности. А что не органично, то чуждо.

Человек и так стал жить в геометрии. Геометрия противопоставлена природе. Хотя строгость линий и является идеалом. Но простой идеал бездушен. Лишь живой дух привносит в него гармонию. Тогда и появляется настоящая архитектура.

Понятно, что параметрическое моделирование и ChatGPT теперь во всём. И это – выражаясь в высоком ключе – омертвение души. Низведение Человека. Как абсолют. Или абсолютная симметрия:

Международный аэропорт Red Sea (Саудовская Аравия) — Foster + Partners

Ну и да: безвертикальность!

Попытки исправить машину

Впрочем, архитектурное сообщество сообразило, что надо всё-таки добавить биологии в излишнюю техногенность.

Думаете, сообщество село рисовать? Нет, оно запрограммировало неправильность!!

Теперь архитектура мало того, что неживая и машинная, она ещё и исковеркана:

Академия искусств и дизайна Бецалель (Иерусалим, Израиль) — SANAA

По идее флуктуационные сбивки ритмов и стройности должны были добавить изменчивой естественности природы. Но нет. Не добавили. А усугубили отчуждённую механистичность образов.

Хадидская вульва

У всякого шабаша должна быть своя главная ведьма. Есть она и у современности.

Ведь какая нонеча современность? В англо-язычном, понятно, сегменте. Ибо он, став универсальной мировой лингвой, так или иначе задаёт тренды.

Колонизаторы теперь предпочитают негров и женщин. Только совсем уж в извращённых смыслах. А что предпочтительно, то и переносится. Негров в архитектуре, правда, сложно отобразить, а вот женщин – вполне. И лучше всего, чтобы это восхваление возглавила женщина же.

Таковой стала Заха Хадид. Уже покойная, кстати. Но дело её продолжается. Поскольку она не какой-то гений современности, но символ. И раз уж прозвучало слово “символ”, то лобовая – как это вообще принято в среде янки – проекция с женщины на бумагу имеет по их «передовому» мышлению ровно одно воплощение.

Даже напрашивается грубая шутка над лобовыми смыслами — вставить туда букву “к”.   )))

Так вот. Символ этот – женский половой орган.

Стилизованная вагина обязательно внедрена в очертания зданий, которые проектирует бюро под именем Х.З.

На 2023 год вульвисты предложили Центр гражданского искусства.

Гражданского!

Искусства!!

Ну и понятно, с приглашающе распахнутой… мм-м… симметрией:

Zhuhai Jinwan Civic Art Center (Китай) — Zaha Hadid Architects

Кстати, сейчас контора начала хотя бы устройнять геометрию. До этого (особенно при жизни ZH) постройки выходили максимально “неправильными”. Как будто дама соревновалась сама с собой за приз уродливости.

Вот например, что она слепила в России какому-то частнику:

Так что сейчас – без флагманки, так сказать, – вагиналы исправляются. Глядишь, и от прямой (и абсолютно ниже некуда) стилизации откажутся!  ;))

Небоскрёбы

Кстати, а что там с небоскрёбами? Ведь они, кажется, и есть та самая вертикаль?

Та да не та. В подавляющем большинстве это высотная встройка. Потому она не является композицией, а по сути есть попросту функция: по максимуму задействовать площадь. Оттого и название характерное – доминанта. Здание, довлеющее над другими. Не органичная композиция, нет.

Исходя из функции и полёт в идеях не свершается. Небоскрёбы это тупо – параллелепипеды. Без фантазии.

Toranomon Hills Station Tower (Токио, Япония) — OMA

Если городской район уже состоит из сплошных высоток, то здесь всё ещё хуже. Вдобавок к ограниченной одинаковости добавляется ещё и спёртое пространство. Что дополнительным прессом давит на измученную психику современного человека.

И никакие изыски по украшению дооблачного кирпича не помогут.

Спиральный небоскреб в Нью-Йорке (США) — BIG

Но неужели всё так плохо? И нет никаких надежд на главные идеи архитектуры {во все времена} — гармонию и вертикали?

Хорошая архитектура

Признаками хорошей архитектуры кроме выражения её сути является не функция, не манифестация простейших позывов и показ половых органов, а — ещё и культурная связь поколений.

Потому и не смотрятся машинные здания. Компьютер и параметрика не способны переосмыслить опыт человечества. Это может (и должен!) сделать сам человек.

Переосмыслить и предложить новое прочтение.

Пирамида Тираны (Албания) — MVRDV

Кстати. Чтобы назваться хорошей, архитектуре — сейчас! — следует быть сложной.

Хотя в большинстве своём эта сложность мнимая. Достаточно даже того, чтобы архитектурный проект представлял композицию. И тогда даже небоскрёб станет смотреться!  ;)))

Небоскреб Merdeka 118 in Kuala Lumpur (Малайзия) — Fender Katsalidis

И да! Шпиль на малазийской высотке сразу превращает её из обрубка в стройную вертикаль. И показывает, что у этих-то людей точно есть высшие смыслы, стремления и мечты.

***

P.S.   Рассматриваемые проекты — 2023-го года. Замечены в материале INTERIOR+DESIGN.

.

.

.