Удачный пример антидизайна

Обычно за антидизайн принимают просто плохой дизайн. Но нет, антидизайн существует, и самый прямой его пример – запрещающие предупреждения.

Хотя в чистом виде ограничительное оформление не подходит под понятие антидизайна. Ведь чтобы создать вменяемый запрет, нужно хорошо потрудиться и выдать нечто, близкое к гениальности.

Так, дорожные {в частности, запрещающие} знаки — прекрасный образец дизайна!

Антидизайн же должен препятствовать через другие сильные чувства. Вроде страха или отвращения. И в качестве крайне показательного примера предлагается рассмотреть запрет на курение.

Может показаться, что проблему можно было бы решить не какими-то там поверхностными мерами, а радикально: изъять и запретить к продаже. Но опыт подобных шагов с близким продуктом, с алкоголем, показал, что такие кампании проваливаются, не успев начаться. Народ как пил, так пить и продолжает. Только употребляет всякую дрянь или распивает задорого, провоцируя на расцвет преступность. Государство же окончательно теряет контроль и утрачивает значительную часть доходов.

Поэтому заходят с другой стороны. С рекомендательной, так сказать.

В 1977 году на сигаретных пачках появилась надпись: «Минздрав СССР предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Статистика её воздействия не велась, но вряд ли бы количество внявших заботливым буквам вышло за околонулевую область значений.

Зато эту надпись можно считать первым антидизайном вонючей привычки.

Государственная машина, конечно, не ограничилась одним пачечным упоминанием. Выпускались короткометражки, пропагандировался здоровый образ жизни: «Бросай курить! Вставай на лыжи!» и прочее. Это было действеннее.

Но время наступало противоречивое и особыми успехами физкульт-политика похвастаться не сумела. Зато последовавший за этим временем развал Советского Союза плоды принёс. Для нас удручающие – в виде прямой рекламы табака; для Запада – вполне себе оздоравливающие. Во всех смыслах. И прежде всего в денежном.

Разграбление советского блока напитало проклятых капиталистов финансово. А где переизбыток средств, там начинается век благоденствия. Подобно своим пращурам, новоявленные латиняне устроили культ тела. Только не для избранных богатеев и кинозвёзд, а для всех. Появились фитнесы и прочее здоровое питание.

И курение стало немодным!

Понятно, отсталый Запад только через 20-40 лет пришёл к тому, что сделал СССР, который ещё и помог в этом!  ;)))                   Хороший пример с нас вовремя взяла только Финляндия, введшая антитабачный закон в конце 70х. Мы же в силу известных причин вернулись к антиникотиновой моде только во втором тысячелетии.

Где-то в середине нулевых (по крайней мере в Москве) стали появляться дорожные щиты, призывавшие заняться самбо. С фоновым отказом от курева.

Дальше — больше. Ввели акцизы. Сигареты начали стоить раза в три дороже, чем раньше (не одномоментно, но стали). Подействовало, хоть и с оговорками.

Оговаривались сами курильщики. Для них это стало чем-то вроде вызова и перевело их привычку в разряд, типа, элитных: не каждый мог себе позволить смолить, как раньше. А многие даже бравировали: «Я как курил, так курить и буду! Хоть в десять раз цены поднимут!!»

Сейчас же, вон, и табак из прямой видимости при продаже скрыли, и курить можно не везде, и даже штрафы появились. Только это всё — меры! А где же обещанный антидизайн?

А антидизайном являются те отвратные картинки на пачках. Ну — с изображениями последствий, которые показывают всякие поражённые органы, а то и отдельных несчастных.

Вроде можно сравнить эти картинки с надписями МинЗдрава… Но сравнить получается только косвенно. Потому что визуальная информация сильнее любых букв.

Америкосы этого так до сего дня и не поняли, кстати. Местные /не международные/ дорожные знаки, с которых как с примера дизайна началась статья, в Америке усажены надписями, как мухами. Не понимают символов? ;)))

У нас же упор сделали не на буквы, а как раз на плакатную часть.

Так вот. Болезненные картинки курильщиков если и напугали, то ненадолго. Человек же ко всему привыкает! Привык и ежедневно видеть даже такое. И тут вступила в силу одна тонкость. Социальная.

Раньше пачка была отдельно красива. Сама по себе. А тут мало того что на ней появился диссонирующий с общим оформлением элемент, так ещё этот элемент стал и неприятным. Для окружающих.

Здоровый человек на подсознании сторонится “неправильного”. Такое поведение вбито матушкой-природой с древнейших времён. Потому как сигнал: чужак поражён и может подвергнуть опасности тебя и твоё племя.

С пачками та же история. Некурящие люди достаточно неприязненно реагируют на страшные картинки с пачек. И подсознательно же переносят свою неприязнь на обладателя таких картинок.

Что поделать – статус выражается внешне. Потому дизайн так расцвёл. Им наглядно разводят по разные стороны баррикад: бедных на приусе и зажиточных на камри.

Антидизайн разделяет незаметно.

Курильщики это чувствуют. Часть из них перекладывает сигареты в портсигары, другая – неосознанно заслоняют пугающее изображение, когда достают пачку. В общем, стараются скрыть.

Между тем, результаты в наличии и зримые. Если сравнить с ситуацией лет 15 назад, когда антитабачная кампания только начиналась, то разница поразительная. Тогда даже на улицу в поток людей выйти было проблематично, поскольку дымили очень многие.

Сейчас курильщики не такое частое явление. Но по-прежнему заванивают всё вокруг себя. Забавно наблюдать, как вокруг такого, бредущего в толпе, образуется разрежённое пространство. Проявление ли это антидизайна??  ;)))