«Самогонщики» (1962) как бизнес

Показанные в короткометражке процессы выдают весьма серьёзный уровень организации, несмотря на кажущуюся лёгкость и безудержную комедийность ленты!

Начать даже с общей оценки масштабов. Изготавливать спиртное в таких количествах – это явно не для себя, а на продажу. Последние сомнения развеют этикетки. А также, лихорадочная скорость перегонки.

На суетливость, понятно, влияет [в том числе] противозаконный характер деятельности. Что подчёркивает и

Место

Дом одиноко расположен в лесистой местности. Одиноко, но не сказать, чтобы действие проходило совсем в глухой чаще вдали от людей.

В конце фильма самогонщики довольно споро добираются до милиции. Которая, судя по короткому переходу, вряд ли находится дальше, чем пара-тройка километров.

По пути изредка можно заметить нет-нет да и мелькнувший забор или случайные фасады одно-двухэтажных домов. Впрочем, это можно списать на огрехи съёмок.

Но вот — милицейский участок! С просторным двором и внушительным автопарком. Такую серьёзную базу имеют населённые пункты не ниже посёлка.

И точно. На одном из кадров можно видеть жилой массив, застроенный домиками сельского типа. Высотной доминантной возносится кирпичная труба и при ней комплекс промышленных зданий, соединённых наклонным элементом.

Какое сравнительно небольшое производство может требовать обширных тепловых мощностей? Сейчас вероятнее предположить мусоросжигающее предприятие. А 60 лет назад всего вернее определить его в кирпичный завод огнеупорных изделий и прочей керамики. ))

А ещё, нелишним будет посмотреть на номер “воронка”: 19–71 юо. С “Ю” начинались обозначения машин из Москвы и Московской области.

Итог. Крупное поселение; раскиданные по округе отдельностоящие дома за заборами; {около}столичные номера машин…

То есть, это — подмосковный {рабочий} посёлок, окружённый дачами.

Получается, ребята потихоньку подбираются к столице, бросая заниматься всякой ерундой вроде глушения рыбы и пьянок!  ))

Дом

Дом, в котором Трус, Бывалый и Балбес гонят самогон, дачей не назовёшь. Он, скорее, похож за заимку – хижину, в которой можно лишь переночевать по случаю. Вроде домика лесника. А может, официально это именно дом лесника и есть.

Тут нет электричества. Зато есть определённое уединение, нарушения которого троица всё время опасается.

Нет и туалета (в смысле, уличного нужника), нет и какой-то мебели кроме грубого стола с табуретами. Тем не менее, друзья пьют магазинный бутылочный кефир. Что указывает на краткосрочность их визитов сюда.

Дом вообще – наспех и неряшливо срубленный. С непомерно большим окном для подобного типа строений. И видно: он [дом] холодный. Видно по изморози внутри. Даже несмотря на двойные рамы.

Тепло уходит главным образом через открытый чердак.

При всём при том, что дом кажется перевалочной базой, у него внезапно оказывается ещё и подпол! Что, конечно, разумно, но необычно для заимок/зимовий.

Дорог вокруг не наблюдается. А попадают сюда герои на лыжах.

Интересно только, как они без транспорта справляются с доставкой разного-тяжёлого? Например, котла? Да и многочисленную продукцию надо периодически вывозить…

Самогонное производство

Непосредственно выгонка устроена наглядно и в общем-то примитивно.

Мощный котёл увенчан тубой (большой оркестровой трубой) – весьма оригинальное решение!

Конструкция вцементирована в печь.

Охлаждающий патрубок проходит через корыто со снегом. И заканчивается краном, у которого так медитативно сидит Бывалый.

Получился простейший спиртзаводик. ))

Но самое интересное, как обычно, за кадром. И это =>

Деятельность по закупкам сырья и сбыту готовой продукции

А закупки не слабые! Рафинад мешками, множество пустых бутылок… Встречаются бочки. Некоторые из-под масла.

Сейчас об этом не очень задумываешься, потому как для рядового потребителя масло растёт в магазинах в виде пачек с разномастными обёртками. А с полвека и больше лет назад масло транспортировали в деревянных бочонках (ГОСТ 37-55).

Короче, объёмы совсем не рядовые. Получается, кто-то из самогонщиков обладает весьма обширными связями и/или, возможно, сам обосновался в торговле.

Судя по дальнейшему развитию сюжета в остальных «сериях», так и есть. И этот кто-то, конечно же, Бывалый. Сейчас он, видимо, является должностным лицом при каком-то продуктовом магазине или вообще – заведует базой.

Последнее даже вернее. Потому как у зав.базой много связей. Что объясняет и историю с этикетками. В фильме друзья просто ляпают их на бутылки. Но! Этикетки же надо изготовить.

А это не так просто. Типографии, подходящие для мелкотиражной печати, тогда существовали лишь газетные. И подконтрольные органам. Поэтому этикетки надо было делать самим. А это: гранки (или оттиски), пресс, резак, бумага, краска.

Причём, названия-то разные!

  • первач Спотыкач 1
  • первач Спотыкач 2
  • первач Заповедный
  • самогон Чистогон
  • Зелёный Змий
  • бражка Забируха

Плюс, пробки, фольга(!). И даже сургуч(!!!) — им заливали горлышки бутылок.

Серьёзное дело. Всё нужно найти. Договориться о поставках: и на сейчас, и на будущее – бизнес-то регулярный. Купить. Что тоже не так просто, ибо продавцу товар надо как-то ещё списать (объёмы же!).

Перевезти!!

Тайная транспортировка – отдельная задача.

Думаю, неспроста показано, что дело происходит в зимнюю пору. По снегу можно доставить хоть своими {человеческими} силами, хоть лошадь приспособить.

Транспорт слишком заметен и не везде пройдёт. Да и тряско, на колёсах-то (множественный бой товара никому не нужен). Зимой – волоком / на санях – гораздо реалистичнее. И народу, опять же, зимой по лесам меньше.

Сбыт происходил скорее всего в посёлке как раз. В населённом пункте при заводе можно рассчитывать до многие сотни человек населения. Что для единовременного вброса в 100-200 бутылок плюс пара баклаг, объёмом с ведро, — вполне реализуемо.

Хотя не исключено, что и в саму златоглавую какая-то часть уходила. Всяческие полугары модны не только в современных барах на Рубинштейна!  ;)))

И боялись приятели не зря! Потому как милиция быстро зафиксировала нелегальные поступления внезапных партий спиртного. И вела следствие.

А тут такой подарок!

Сами явились с поличным!!  )))

.