Производственные отношения (1) в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Отдел и начальники.

Поиск любви с применением ЭВМ, конечно, интересен, но что за коллектив собрался в «Самой обаятельной…»?

Можно ли по рассадке, разговорам и некоторым другим признакам определить, какая атмосфера царит в группе инженеров? Что из себя представляет каждый член команды? И что можно сказать о самом отделе как о КБ?

Конструкторский отдел

Определить отдел именно конструкторским помогает прямое указание на должность Лёхи Пряхина. Когда в рассказе Сусанне о мужчинах Надя говорит, что он – конструктор второй категории.

…не говоря уже о том, что Надя входит в помещение с говорящей табличкой (кстати, не своё! — судя по обстановке)))

Название института ЦНИИПРОММАШ (Центральный Научно-Исследовательский Институт Промышленного Машиностроения) подсказывает, что в целом отрасль связана с производством и выпуском неких машин. Промышленных? ))

Кроме того, как глубокомысленно ухмыльнуться на масломасляную шутку, можно докрутить лексику. Что по сути из себя представляют промышленные (производственные) машины? Так станки же! Тем более, что показываемые в фильме чертежи, словосочетание «промежуточный вал» и испытуемый аппарат – однозначно конкретизируют смысл.

Почему тогда не ЦНИИСС – Центральный Научно-Исследовательский Институт СтанкоСтроения? Потому что тогда смеяться будет не над чем. Ведь название киношного института шуточное.

Итак, коллектив. Вернее, его рассадка.

Заметна иерархия. Клавдия Матвеевна – не просто конструктор.

Но перед тем, как рассмотреть каждого члена конструкторского бюро, будет интересно вновь вернуться к лексике. Если обратить внимание на имена собственные, то они мало того, что довольно-таки характеризующие, но и оказываются разбиты на группы.

Подле окон разместились персонажи с пренебрежительно-просторечными прозваниями: Надька и Лёха. У дверей же сидят обладатели спокойных вариаций: Люся, Миша, Володя. Это не простое отражение в сценарии черт характера.

И раз складывается вполне определённая пирамидальность, то уместно будет рассмотреть её, начиная с вершины.

Пётр Васильевич

Начальник отдела. Главный конструктор. Или старший [конструктор]; в зависимости от положения и величины подразделения в структуре организации.

Пётр Васильевич (Л.Перфилов)

Персонаж без фамилии. Она ему не нужна! Поскольку у него есть отчество.

Здесь, в «Самой обаятельной…», отчество гораздо явственней (да и ярче) показывает, что перед зрителем – начальство.

Ну… Как начальство? Администратор.

Удел специалиста при карьере в организации – становиться администратором. Который самолично уже не творит, а лишь спускает планы, следит за дисциплиной и ставит роспись на сделанном.

Даже чертежи он уже не особо проверяет. И уж тем более – не чертит!

Вообще говоря, идеальное место (для многих) – это быть вот таким вот мелким начальником. «Сидишь, ничего не делаешь и ждёшь обеда.» ))           Ответственность минимальная, зарплата идёт, руками делать ничего не надо. Только контроль и помыкание. Мечта!  )))

Хотя Пётр Васильевич не такой – не помыкающий. Скромный, тихий, справедливый. Сейчас таких не назначают…

Хотя не назначают и тех, кто делает скучную работу для начальника:

Клавдия Матвеевна Степанкова

Заместитель начальника отдела, старший (или высшей категории) конструктор, нормоконтроль.

Единственный персонаж фильма кроме главной героини, имеющий полные имя-отчество-фамилию. Это говорит об очень большом авторитете. Который даже выше, чем у начальника КБ.

Клавдия Матвеевна Степанкова (Л.Иванова)

Именно она проверяет все чертежи. На правильность, на соответствие нормам, допускам и правилам.

Такие люди стремятся проявлять контроль за всем окружающим их пространством, которое они стараются «захватить»:

  • физическое пространство   =>

У Клавдии Матвеевны «свой» огромный угол.

Пригодилась и киношная “неправильная” скошенная стена; и огромный кульман (нужный как раз для проверок нескольких чертежей одновременно), чтобы поставить его к этой стене;

и дополнительный стол с пишущей машинкой. Всё это расширяет «её территорию» и говорит о влиянии.

  • административное пространство   =>

О такой должности мечтает другое «большинство». Большинство, которое хочет власти, но не желает ответственности вообще никакой.

Это серые кардиналы. Приказчики. У них есть хозяин (начальник), и, собственно, всё его (начальника же) хозяйство. Они считают вотчину своей, управляют ею и водят барина за нос.

И видно, что Клавдия Матвеевна именно такая. В оживлённой, понятно, форме.

  • пространство чувств и отношений   =>

Нормоконтроль Матвевны фонит и здесь. Она следит за разговорами, подмечает контакты подопечных и старается ими, этими контактами, управлять.

То Клюеву уму-разуму учит,

то Пряхина на путь истинный наставляет.

Пытается и остальных подмять, но недаром те на другой половине кабинета: под влияние к даме не идут.

Возможно, она всё-таки метит на место Петра Васильевича. Потому явно пытается взять под крыло Клюеву, взращивая себе смену.

.

.

.