В каком помещении работают персонажи из к/ф «Самая обаятельная и привлекательная»
Кабинет, где засел коллектив конструкторов, весьма примечателен. Хотя бы тем, что его не существует.
Это – выдуманная комната. Нужная для сюжета: чтобы подчеркнуть и раскрыть характеры персонажей. Причём не только личностей, но и — показать расстановку рабочих взаимоотношений.
Ну, про отношения и про персонажей потом, а пока про помещение. И прежде всего – о его форме.
План КБ
Форма кабинета очень необычна и в жизни труднопредставима.
Как архитектор… да и с точки зрения обычной рациональной логики очень сложно достроить остальное, «окружающее» здание. Ибо если функционально рассуждать, то какой-то кавардак получается!
Допустим, скошенный угол обусловлен оригинальной формой строения, где находится кабинет.
И то: здесь угол обыгран и нагружен смыслом. Угол — “видовой”. Вверх идут балконы ли, или панорамное остекление — не так важно даже что, поскольку главное учтено.
А главным в архитектурном проектировании является не столько создать интересную форму (хотя и её тоже; иногда – в первую очередь), сколько оправдать эту форму. Не одним лишь замыслом художника «я так вижу». ))
В кино угол просто обрублен. Ну… допустим.
Также, в помещение вмонтирован “аквариум”. Он не достроен после, а задуман изначально. Так как там есть «карман» для него.
Что это за помещение такое, где необходим надзорный кабинет в кабинете?
Иными словами. Если бы такое помещение проектировалось в реальности, то для чего? Какая история могла бы у него быть?
Непрожитое прошлое
Прошлое, кстати, недалёкое (при расчёте до 1985 года, момента выхода фильма).
Судя по некоторым признакам, здание проектировалось не ранее начала 70х. То есть, оно лет с десять или даже недавно – построено. Хотя это факт в общем-то ни о чём не говорит кроме как о бахвальстве автора своими проектантскими навыками. С другой стороны, именно поэтому меня заинтересовала эта тема: как работают коллеги-конструкторы из кино? ;))
А под них как раз это помещение не планировалось!
Зачем инженерам начальник за стеклом?
Ещё важнее, зачем им рукомойник в кабинете?
И самое животрепещущее: для чего в чертёжном помещении две двустворчатые(!) двери??
Такие двери встречаются в школе.
Но в классе не нужен учитель за стеклом!
А в больничной палате – нужен. )))
Не учитель, конечно. Сестра-сиделка.
Парные двери – нужны тем более! И именно двустворчатые. Так как с ними, скажем, удобнее будет организовать сквозной маршрут прокатывания тележки для лежачих больных.
Да и раковина в больнице более органична, чем в КБ.
Так что, есть смелая версия!
Помещение для нынешних конструкторов — это вчерашняя палата для тяжёлых больных.
Павильон для съёмок
О том, что помещение не настоящее, а построенное киношниками, можно прочитать на множестве ресурсов. А можно и лично обратить внимание на некоторые несуразности, которые в обычной жизни не встречаются.
Отопление.
Бросается в глаза, что батареи будто вставлены как декор. Такое ощущение возникает от необычного вида радиаторов из-за их бедного оребрения.
Зацепившись, взгляд ищет хотя бы привычные стояки. Но их нет! А ведь тогда (да и сейчас) трубы не прятали в стену. Особенно, в общественных зданиях.
А здесь – спрятали! )))
Труба (кстати, она одна почему-то; вторую потеряли)) уходит в скошенную стену. Да ещё под острым углом!
Стены.
Причём стена внешняя. И тонкая. В Москве не может быть таких тонких стен. В многоэтажной постройке. Погода не та.
К слову (и к виду из окон), сидят инженеры этаже на пятом-седьмом…
Потолок.
И самое явное! Здесь чёрный потолок!!!
Насколько я знаю советскую действительность, в СССР нигде и никогда)) не делали потолков чёрного цвета. За исключением…
Фотостудии!
Часто фотостудии в то время представляли крохотное помещеньице, являющееся не только студией как таковой – для съёмок, но и служившее проявочной. Где любые отблески вредны. Да и фотографировать в такой неотсвечивающей студии легче.
О чём это говорит? О том, что потолок как раз для съёмок {кино} и сделан. Дабы не отражал лишнего.
Но даже если предположить, что чёрные потолки в Союзе всё-таки были, то уж точно не в проектном бюро! Это не Мавзолей, тут освещение для работы жизненно важно. И белый потолок – соответственно. Важен, необходим и по нормам положен.
ТТХ
И раз упомянуты нормы, то напоследок можно и про тактико))-технические характеристики (ТТХ) упомянуть напоследок.
К чести киношников (а точнее, к чести их консультантов) кабинет для конструкторов выстроили со знанием дела, с вниманием к мелочам (включая всякое с обратной стороны кульмана))) и с любовью к проектантам.
С любовью – потому что на каждого нарезали почти по 10 квадратных метров пространства.
Даже у начальника меньше! Хотя отдельный кабинет, само собой, круче и статуснее; не то, что метры какие-то.
Судя по всему, контора ЦНИИПРОММАШ – богатая. Что не удивительно, раз они разрабатывают роботизированные механизмы/системы.
Перевести название придуманного предприятия можно как Центральный Научно-Исследовательский Институт Промышленного Машиностроения. Юмор названия в том, что машиностроение является отраслью промышленности (которая в свою очередь есть сложная многоотраслевая структура). То есть, промышленное машиностроение – это масло масляное. Шутку, кстати, режиссёр Геральд Бежанов позаимствовал у Эльдара Рязанова, который тоже не раз высмеивал в своих фильмах сложные названия советских учреждений.
Вероятно, это огромный машиностроительный институт. У которого, как и у многих крупных хозяйствующих субъектов того времени, была собственная инфраструктура. Включая больницу.
Так-то никто бы не позволил переформатировать лечебное учреждение под каких-то чертёжников. Но если внутри системы своих зданий, то почему бы и ..да))
О версии
Но конечно, смелая версия несколько не состоятельна и является всего лишь игрой ума. )))
Потому как, например, кабинет в кабинете хоть и несколько необычен, но вполне отвечает реальности.
В 70-80е наука и исследования формализовались. А где формализм, там нет места живому процессу.
Живой же процесс в проектировании ли, в конструировании, в архитектуре или в изобразительном искусстве – идёт при неотделимом руководстве. Главный специалист работает вместе со всеми и решает ту же задачу.
Но при формализме начальник выделяется в надзорную и статусную функцию. Что отлично показано как раз этим самым “аквариумом”.
Единственное, планировка и “окружающее” здание от этого всё равно не вырисовываются. ))
А вот раковина для чертёжников очень кстати.
Ведь черчение происходит не только карандашами. Для чистовых чертежей задействуется тушь, для колористики – краски. Изобразительные инструменты (перья, кисти, лекала и пр.) после процесса требуют промывки. Так что расположение умывальника в кабинете и оказывается весьма правильным.
Только две двойных двери по-прежнему не вписываются ни в логику, ни в нормы. Ну да ладно! ))
***
В кино много пластов и уровней. Исследовать их бывает весьма занятно!
Архитектурно-производственный «слой» — один из них. ;))
.