В каком помещении работают персонажи из к/ф «Самая обаятельная и привлекательная»

Кабинет, где засел коллектив конструкторов, весьма примечателен. Хотя бы тем, что его не существует.

Это – выдуманная комната. Нужная для сюжета: чтобы подчеркнуть и раскрыть характеры персонажей. Причём не только личностей, но и — показать расстановку рабочих взаимоотношений.

Ну, про отношения и про персонажей потом, а пока про помещение. И прежде всего – о его форме.

План КБ

Форма кабинета очень необычна и в жизни труднопредставима.

План помещения,
где работают конструкторы из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985)

Как архитектор… да и с точки зрения обычной рациональной логики очень сложно достроить остальное, «окружающее» здание. Ибо если функционально рассуждать, то какой-то кавардак получается!

Допустим, скошенный угол обусловлен оригинальной формой строения, где находится кабинет.

скошенность угла должна преследовать какую-то цель))

И то: здесь угол обыгран и нагружен смыслом. Угол — “видовой”. Вверх идут балконы ли, или панорамное остекление — не так важно даже что, поскольку главное учтено.

А главным в архитектурном проектировании является не столько создать интересную форму (хотя и её тоже; иногда – в первую очередь), сколько оправдать эту форму. Не одним лишь замыслом художника «я так вижу».  ))

В кино угол просто обрублен. Ну… допустим.

Также, в помещение вмонтирован “аквариум”. Он не достроен после, а задуман изначально. Так как там есть «карман» для него.

Что это за помещение такое, где необходим надзорный кабинет в кабинете?

Иными словами. Если бы такое помещение проектировалось в реальности, то для чего? Какая история могла бы у него быть?

Непрожитое прошлое

Прошлое, кстати, недалёкое (при расчёте до 1985 года, момента выхода фильма).

Судя по некоторым признакам, здание проектировалось не ранее начала 70х. То есть, оно лет с десять или даже недавно – построено. Хотя это факт в общем-то ни о чём не говорит кроме как о бахвальстве автора своими проектантскими навыками. С другой стороны, именно поэтому меня заинтересовала эта тема: как работают коллеги-конструкторы из кино?  ;))

А под них как раз это помещение не планировалось!

Зачем инженерам начальник за стеклом?

Ещё важнее, зачем им рукомойник в кабинете?

И самое животрепещущее: для чего в чертёжном помещении две двустворчатые(!) двери??

Такие двери встречаются в школе.

Но в классе не нужен учитель за стеклом!

А в больничной палате – нужен.  )))

Не учитель, конечно. Сестра-сиделка.

Парные двери – нужны тем более! И именно двустворчатые. Так как с ними, скажем, удобнее будет организовать сквозной маршрут прокатывания тележки для лежачих больных.

Да и раковина в больнице более органична, чем в КБ.

Так что, есть смелая версия!

Помещение для нынешних конструкторов — это вчерашняя палата для тяжёлых больных.

Павильон для съёмок

О том, что помещение не настоящее, а построенное киношниками, можно прочитать на множестве ресурсов. А можно и лично обратить внимание на некоторые несуразности, которые в обычной жизни не встречаются.

Отопление.

Бросается в глаза, что батареи будто вставлены как декор. Такое ощущение возникает от необычного вида радиаторов из-за их бедного оребрения.

Зацепившись, взгляд ищет хотя бы привычные стояки. Но их нет! А ведь тогда (да и сейчас) трубы не прятали в стену. Особенно, в общественных зданиях.

А здесь – спрятали!  )))

Труба (кстати, она одна почему-то; вторую потеряли)) уходит в скошенную стену. Да ещё под острым углом!

Стены.

Причём стена внешняя. И тонкая. В Москве не может быть таких тонких стен. В многоэтажной постройке. Погода не та.

К слову (и к виду из окон), сидят инженеры этаже на пятом-седьмом…

Потолок.

И самое явное! Здесь чёрный потолок!!!

Насколько я знаю советскую действительность, в СССР нигде и никогда)) не делали потолков чёрного цвета. За исключением…

Фотостудии!

Часто фотостудии в то время представляли крохотное помещеньице, являющееся не только студией как таковой – для съёмок, но и служившее проявочной. Где любые отблески вредны. Да и фотографировать в такой неотсвечивающей студии легче.

О чём это говорит? О том, что потолок как раз для съёмок {кино} и сделан. Дабы не отражал лишнего.

Но даже если предположить, что чёрные потолки в Союзе всё-таки были, то уж точно не в проектном бюро! Это не Мавзолей, тут освещение для работы жизненно важно. И белый потолок – соответственно. Важен, необходим и по нормам положен.

ТТХ

И раз упомянуты нормы, то напоследок можно и про тактико))-технические характеристики (ТТХ) упомянуть напоследок.

К чести киношников (а точнее, к чести их консультантов) кабинет для конструкторов выстроили со знанием дела, с вниманием к мелочам (включая всякое с обратной стороны кульмана))) и с любовью к проектантам.

С любовью – потому что на каждого нарезали почти по 10 квадратных метров пространства.

Даже у начальника меньше! Хотя отдельный кабинет, само собой, круче и статуснее; не то, что метры какие-то.

Судя по всему, контора ЦНИИПРОММАШ – богатая. Что не удивительно, раз они разрабатывают роботизированные механизмы/системы.

Перевести название придуманного предприятия можно как Центральный Научно-Исследовательский Институт Промышленного Машиностроения. Юмор названия в том, что машиностроение является отраслью промышленности (которая в свою очередь есть сложная многоотраслевая структура). То есть, промышленное машиностроение – это масло масляное. Шутку, кстати, режиссёр Геральд Бежанов позаимствовал у Эльдара Рязанова, который тоже не раз высмеивал в своих фильмах сложные названия советских учреждений.

Вероятно, это огромный машиностроительный институт. У которого, как и у многих крупных хозяйствующих субъектов того времени, была собственная инфраструктура. Включая больницу.

Так-то никто бы не позволил переформатировать лечебное учреждение под каких-то чертёжников. Но если внутри системы своих зданий, то почему бы и ..да))

О версии

Но конечно, смелая версия несколько не состоятельна и является всего лишь игрой ума. )))

Потому как, например, кабинет в кабинете хоть и несколько необычен, но вполне отвечает реальности.

В 70-80е наука и исследования формализовались. А где формализм, там нет места живому процессу.

Живой же процесс в проектировании ли, в конструировании, в архитектуре или в изобразительном искусстве – идёт при неотделимом руководстве. Главный специалист работает вместе со всеми и решает ту же задачу.

Но при формализме начальник выделяется в надзорную и статусную функцию. Что отлично показано как раз этим самым “аквариумом”.

Единственное, планировка и “окружающее” здание от этого всё равно не вырисовываются. ))

А вот раковина для чертёжников очень кстати.

Ведь черчение происходит не только карандашами. Для чистовых чертежей задействуется тушь, для колористики – краски. Изобразительные инструменты (перья, кисти, лекала и пр.) после процесса требуют промывки. Так что расположение умывальника в кабинете и оказывается весьма правильным.

Только две двойных двери по-прежнему не вписываются ни в логику, ни в нормы. Ну да ладно!  ))

***

В кино много пластов и уровней. Исследовать их бывает весьма занятно!

Архитектурно-производственный «слой» — один из них.  ;))

.