Чем житейская психология отличается от науки?

Как часто люди, сталкиваясь с трудной ситуацией в жизни, идут не к психологу, а ищут совета у подруги (или друга)?

Это происходит не потому, что проще и/или бесплатно (хотя, в общем-то, и поэтому тоже). А потому, что друг и поймёт лучше, и посочувствует. Порой главное ведь – сочувствие, а даже не решение проблемы. Ну, и друг вроде как жизненно говорит, а не в теории…

Такие повседневные психологи часто действительно обладают весьма глубокими познаниями. Вот только познание это – обыденное. Житейское!

Есть даже такое понятие, как «житейская психология». Её ещё называют донаучной. Такая психология основана на повседневной жизненной практике, которая пронизана связями и отношениями между людьми. Особое воплощение она получила в народных обрядах и традициях, нормах поведения и общения.

Чем же отличается житейская психология от науки?

ЭМПИРИКА

Эмпирический опыт – опыт, непосредственно полученный самим человеком из наблюдаемых или проживаемых им явлений, ситуаций или свойств предметов. И житейские знания как раз и основаны на таком опыте.

Наука же ориентируется на теоретические обобщения, которые опираются на скрытые свойства. Эти свойства хоть и связаны с натурными наблюдениями, но далеко выходят за них и требуют введения дополнительных принципов. Принципы же представляют собой определённые законы: основные положения какой-либо теории, учения или мировоззрения. В результате наука позволяет не только решать [бытовые] задачи, но и прогнозировать развитие [ситуаций].

(не)УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Житейский опыт индивидуален по определению. Даже будучи переданным, он сможет быть воспроизведён другим человеком в его, в иных условиях и с его, с иными переживаниями.

Некоторое исключение составляет ближний круг. Индивидуальный психологический опыт составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Это конкретные люди, с которыми человек соприкасается. Оттого такое исключение ограниченно. Мудрость житейской психологии мало обобщена и очень ситуативна.

Наука же стремится к универсальности знания. Она фиксирует факты, проводит объединение сходных случаев, выводит закономерности обширных и многообразных проявлений человеческой психики. Далее, соответственно, наука выстраивает стратегии поведения, общения и взаимодействия людей, их внутренней жизни.

ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА

Донаучная психология ориентирована, в первую очередь, на практический эффект. То есть, её советы должны быть применимы.

Классическая наука больше работает со знанием как таковым, со знанием как с самостоятельной ценностью.

ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ

В жизни, как правило, не вырабатывается специальных методов познания. Житейские знания приобретаются путём непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Выводы выстраиваются на основе прожитых ситуаций.

Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: наблюдение, эксперимент, тесты и т.д.

ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ

Трансляция обыденных психологических знаний от одного человека к другому довольно ограниченна. Общение, скажем, старших с младшими происходит эпизодически и нецеленаправленно.

Научное знание выверено и упорядочено в научных теориях, описано в научных трудах. Существуют отработанные и сформировавшиеся через практику формы обмена и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, литература и т.п.

ТАК К КОМУ ЛУЧШЕ ИДТИ С ПРОБЛЕМОЙ?

К психологу.

Обладатель и практик научных знаний сможет не только разобраться в вопросе, но и подскажет пути решения, даст прогноз и окажет правильную поддержку. Которая может включать и сочувствие. Всё зависит от запроса.

Единственное, где друг будет выгоднее, так это тогда, когда запроса нет. Психолог тоже способен просто выслушать и покивать, но с другом это будет дешевле!  ;))

.