«ВЫБОР СЕРГЕЯ ЩУКИНА» — ВЫСТАВКА И ФАКТЫ

Смешной человечек на картине — Сергей Щукин, зачинатель самых смелых произведений французской модернистской живописи в нашей стране.

Сейчас в Эрмитаже проходит выставка 150 работ из его коллекции. Всего же она насчитывает под треть тысячи позиций! Примечательна экспозиция тем, что такой цельной она выставляется, скорее всего, в последний раз.



Дело в том, что после революции картины из «пинакотек» двух купцов-собирателей – Ивана Морозова и Сергея Щукина – хранили вместе, а после войны разделили между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Невзирая на бывшую “фамильную” принадлежность. И теперь стасовать полотна поколлекционно представляет большую сложность.

Во-первых, возить коллекции в принципе не просто. Это предполагает кошмарную логистику и множество трудностей в исполнении безопасности. Тем более, не с одного, а с двух музеев!

Во-вторых и в-главных, многие произведения настолько хрупкие, что малейшая вибрация может повредить им. Поэтому некоторые шедевры так и не допустили до экспонирования. Вместо них висят фотокопии – нарочито чёрно-белые, чтобы показать замену.

Выставка в Питере особенно интересна тем, в Эрмитаже создали пространство, примерно повторяющее дом Щукина, где он любовался на свою коллекцию. Очень атмосферно!

И очень тесно! Картины висят пёстрым довлеющим ковром. Особенно, тяжелы кубисты своими изломанными формами и депрессивными цветами.

В эрмитажном варианте “воздуха” больше. Но всё равно хочется развесить картины подальше друг от друга!

Выставка принесла несколько открытий и развернула бытописание жизни мецената увлекательным, но местами трагическим романом.

СЕРГЕЙ ЩУКИН – НАЧАЛО

Серёжа был невысоким, нескладным и с большой головой. К тому же ещё и заикался. Лишь к 18 годам он смог преодолеть недуг. Однако всю жизнь в своей речи был осторожен и старательно артикулировал, словно проверяя, может ли он говорить без запинок.

Тем не менее, как обычно в таких случаях бывает – трудности закаляют. Из своих братьев Сергей Иванович оказался самым удачливым коммерсантом. Кроме ума он обладал особым чутьём. Которое, например, позволило ему однажды не поддаться панике при падении цен, а использовать ситуацию. Он скупил подешевевшую продукцию (купеческая семья Щукиных занималась текстилем) и потом продал по завышенным ценам. Сделка принесла около миллиона рублей прибыли!

В дальнейшем он также чувствовал картины. Ведь Щукин покупал не по знаниям, не по моде того или иного художника, а по наитию. Оттого, кстати, его коллекция довольно разноплановая.

Как бы подтверждая у себя эту чувствительность, впоследствии Сергей Иванович жил рядом с полотнами, напитывался ими, привыкал.

Например, он долго не мог принять «Даму с веером».

Пабло Пикассо «Дама с веером», 1909

Вешал в разные места и говорил при взгляде на неё: «будто толчёного стекла наелся». Потом ничего, попривык.

Но как он вообще начал коллекционировать картины?

К концу XIX века появились капиталы, промышленники. И публика стала выезжать за границу, в основном в Париж. Где приобретала себе разное. В том числе и картины, устраивая у себя домах частные галереи.

Молодой Щукин (28 лет) как раз взял в собственность особняк [Трубецких]. Распродал хранившееся в доме ценное оружие и картины передвижников. Взамен купил несколько пейзажей норвежского художника Фрица Таулова. Шёл 1882 год. Позже, уже в Париже, были сделаны первые французские покупки — это была традиционная салонная живопись: Шарль Котте, Люсьен Симон. Начало коллекции было положено!

Поклонение волхвов

В дальнейшем, перед «настоящей» коллекцией, Щукин успеет купить текстильный шедевр – шпалеру «Поклонение волхвов» Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса, ставшей единственным образцом прерафаэлитов в России. Всего шпалер было выпущено десять.

Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс: шпалера «Поклонение волхвов», 1902(1890)

Сам коллекционер называл эту покупку «грехом молодости».

Братья

По-настоящему Сергей Иванович увлёкся искусством тогда, когда познакомился с творчеством французских импрессионистов. В курс дела его ввёл брат Иван, живший тогда в Париже и уже коллекционировавший картины.

О братьях. Интересно, что всеобщая информация считает, будто в семье Щукина выросли четыре мальчика. Однако, Эрмитаж утверждает, что всего братьев было шесть!!

После инициации импрессионизмом жизнь «дикобраза» (как называли Сергея Ивановича за его деловую хватку) стала… мм-м… более насыщенной.

Признаться, и моя тоже!  )))   Произошло моё главное личное открытие!

МОЁ ОТКРЫТИЕ ИМПРЕССИОНИЗМА

Я, как возможно и многие, привык к классическому искусству. Современное – созданное в последние полтора века (за исключением соцреализма) – начал открывать только совсем недавно. Примерно в том же возрасте, что и Щукин! ;))

А раз что-то не интересует, то и получается, как с импрессионистами. Я смотрел на них лишь в каталогах. А тут увидел “вживую”.

И, как пишут в книгах, застыл поражённый!

Если встать на определённом расстоянии от картины и попробовать воспринять её не плоскостью, а как бы рассеянно фокусируясь на деталях, то полотно оживает!

Вот та картина, которая перевернула моё восприятие!

Клод Моне «Белые кувшинки», 1899

Стала понятна и революционность импрессионизма, и его стиль: в отличии от чётких линий классики работа мазками позволяет создать глубину.

Таких моментов немного в жизни — чтобы за секунду открыть для себя целый пласт смыслов. Это сродни озарению. И приносит неповторимые ощущения, радостный привкус от которых сохраняется надолго.

Наиболее различима техника на следующей картине:

Клод Моне «Дама в саду Сент-Адресс», 1867

Моне, по сути, создал 3D-эффект! Дерево прозрачно и объёмно!

Импрессионизм — это глубокое переосмысление цвета и формообразования путём раскладки мазков не только по оттенкам тёпло-холодного спектра, но и по степени их расплывчатости/резкости — в зависимости от удаления от зрителя.

Может возникнуть вопрос: почему раньше не додумались до такой техники? Тут можно философски заметить, что чаще мысль движет развитием технологий, но иногда происходит наоборот: сам прогресс рождает идеи.

КАК ВОЗНИК ИМПРЕССИОНИЗМ

Импрессионисты, вообще-то, счастливые люди! Большинство из них прожили длинную жизнь. А главное, они застали переход человечества от уклада, длившегося тысячелетиями, до жизни в мире промышленности. И не только застали, но и вошли в Вечность став авангардом этого Нового Мира.

КРАСКИ В ТЮБИКАХ

До, так сказать, «научного материализма» художники сами готовили себе краски, растирая минералы вручную. Это отнимало много времени и усилий.

Потому живописцы прошлого – сравнительно обеспеченные люди, которые могли себе позволить нанять подмастерьев и обладали мастерской.

В середине XIX века изобрели тюбик!

Теперь стало можно обойтись без подручных. Да и без недвижимости! А главное, появилась возможность не только рисовать стационарно, но и переносить краски с собой.

Раньше ведь как было? До эпохи тюбиков живописцы упрятывали готовые краски в мочевой пузырь (свиной, как правило), завязывая его узелком. Для работы протыкали пузырь иглой и выдавливали нужное количество краски на палитру. Получившуюся дырку затыкали сучком; кто побогаче – гвоздём.

Тюбик избавил от всех неудобств и позволил таскать краски с собой куда вздумается.

МОБИЛЬНЫЙ МОЛЬБЕРТ

А раз стало возможно иметь при себе краски, то потребовалось облегчить студийный станок. Ведь ворочать махину весом в несколько пудов, чтобы рисовать вне стен мастерских, затея маловыполнимая.

Мольберт воплотился в доску на треножнике. Что повлияло на размер картин. Подавляющее их количество стало если не кабинетного, то салонного формата.

И художники выплеснулись во внешний мир!

КИСТИ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ОБОДКОМ

Когда краски окутали оболочкой тюбика, пришла пора сделать то же самое с кистями. До промышленной революции кисти собирали из нежных шерстинок, обматывая их нитью и, по сути, сшивая.

Нить заменили на металл. А вместо дорогого и слишком нежного соболя для удешевления производства и для большей доступности продукции – было решено использовать свиную щетину.

Художники оценили новшество.

Однако щетина — не колоно́к. С ней не повыписываешь плавность оттенков. Щетина предполагает быструю живопись импульсивно-выверенными взмахами. Мазками!

ФОТОГРАФИЯ

Всё ускорялось. К середине “железного” века начала расцветать фотография. Которая, собственно, и сделала ненужной прежнюю «классическую» живопись – хотя бы тем, что в отличии от картины, на написание которой могло уйти от нескольких дней до нескольких недель, фотография была гораздо быстрее. А главное, точнее!

Чтобы составить конкуренцию бездушной камере, художникам надо было измениться и придумать что-то новое.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Не только технологии подверглись ускорению, пришла в движение сама жизнь. Кареты постепенно заменяло окутанное паром чудовище – паровоз. Появились железные дороги. А вместе с ними — возможности запечатлеть невообразимое количество сюжетов.

Кстати, импрессионисты терпеть не могли слова «сюжет», они предпочитали «мотив».

Потребовались новые приёмы, чтобы писать быстро. Буквально, за несколько часов. Ведь надо было, приехав утренним, успеть на обратный вечерний поезд.

Картины стали писать единым целым.

Если раньше, например, у художников существовали специализации (кто-то лучше рисует руки, кто-то животных и т.д.), то теперь деталировка отошла на второй план. Полотно писалось цветом, вылепливая форму по ходу.

То есть, картина постепенно превратилась из строгого академизма в живой и зримый образ эмоций.

ИМПРЕССИОНИЗМ

В 1874 году Клод Моне представил на выставке «Впечатление. Восход солнца»:

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», 1872
(вне щукинской коллекции)

По-французски название картины звучит так: «Импресьóн. Соле́ левáн». И журналисты, сначала отметивших полотно эпитетом «возмутительная мазня», назвали её придуманным словечком «импрессионизм» – то есть «впечатлизм».

Так появилось самое чувственное и самое живое направление в живописи.

Альфред Сислей «Городок Вильнёв-ла-Гаренн», 1872
Камиль Писарро «Оперный проезд в Париже», 1898
Клод Моне «Завтрак на траве», 1866
Клод Моне «Городок Ветейль», 1901
Клод Моне «Городок Ветейль», 1901
Морис Лобр «Зал Дофина в Версальском дворце», 1901
Эдгар Дега «Причесывающаяся женщина», 1885

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ЩУКИН — ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

А что же Щукин? А у Щукина было всё хорошо.

Чутьё и принцип «если при взгляде на картину испытываешь шок — значит, надо брать» вывели его от импрессионистов к другим спорным направлениям в живописи.

И чего-чего, а шока Сергей Иваныч понабрал достаточно!

Впрочем, переход к “шоку” был достаточно логичным.

Импрессионизм в своём развитии переродился из погони за ускользающим светом в поиск сути вещей, став постимпрессионизмом.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой», 1895

Сезанн раскладывал цвет на составляющие, пытаясь познать его суть. И настолько тщательно работал над натюрмортами, что его работы нередко называли «портреты фруктов».

Любимчиком Щукина был Поль Гоген, тоже постимпрессионист. Сперва меценат приобрёл одно его полотно и длительное время никому не показывал. Подолгу разглядывал и привыкал. Потом же скупил почти весь таитянский цикл Гогена и словно открыл для себя что-то новое и очень большое.

Поль Гоген «А, ты ревнуешь?», 1892
Поль Гоген «Жена короля», 1896
Поль Гоген «Сцена из жизни таитян», 1896
Поль Гоген «Материнство (Женщины на берегу моря)», 1899

Современникам смущённо говорил: «Один дурак нарисовал, другой купил». Те посмеивались и обзывали плотно висящие гогеновские картины «иконостасом» из-за их позолоченных рам, смотрящихся словно оклады:

В своих поисках живописцы постепенно уходили в сторону упрощения. Формы становились плоскими, цвет уходил от оттенков и становился ярким, насыщенным. Родился фовизм:

ФОВИЗМ

Анри Матисс «Разговор», 1908-1912
Анри Матисс «Розовая студия», 1911
Анри Матисс «Семейный портрет», 1911
Анри Матисс «Красные рыбы (Золотые рыбки)», 1912
Анри Матисс «Танец с настурциями», 1912
Анри Матисс «Арабская кофейня», 1912-1913

С Матиссом Щукина связывала нежная дружба. Результатом их сотрудничества стала розовая гостиная в щукинском особняке, картины в которой развесил сам художник.

Вышел даже некий анекдот. Матисс намеревался оформить лестницу. Меценат уведомил, что в его доме два этажа, а Матисс {по западному обычаю} подумал, что этажей — три, и планировал создать еще и третью картину для лестницы — «Покой». Но вовремя остановился, поняв «трудности перевода».

На картине «Танец» — женщины, а «Музыка» — это мужское, интеллектуальное. Это два разных мира. Диалог.

Анри Матисс «Танец» (слева) и «Музыка» (справа), 1910

В Париже Матисса, выставившего панно незадолго до приезда Щукина, осмеяли, в газетах появились едкие рецензии и даже карикатуры. Меценат так же: сначала не принял вызова и уехал, не взяв работы. Однако, на обратном пути отбил телеграмму, что всё-таки заказ заберёт.

В то время у Сергея Ивановича на попечении в доме находились две воспитанницы. Потому панно, и так служившие пощёчиной общественному мнению, были неуместны вдвойне. Тогда, деликатно договорившись, коллекционер с художником подкрасили причинные места. И получились такие существа…

А живопись продолжала стремиться к ещё большему упрощению. Добро пожаловать в примитивизм.

ПРИМИТИВИЗМ

Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь», 1910

Непосвящённый человек, глядя на подобное нередко воскликнет: «Да моя дочка рисует лучше! Что это за детские эскизы, выдаваемые за искусство и стоящие миллионы??»

К слову, коллекция Щукина сейчас оценивается более чем на пять миллиардов долларов…

И — о детских рисунках!

Непосвящённые люди вымышленны и вакуумно-сферичны. А вот реальным детям такое нравится. Мило и непосредственно они вдохновляются подобными картинами.

И наконец, обещанный шок. Это – кубисты!

КУБИЗМ

У них рисунок полностью трансформировался в набор плоскостей, дуг и линий. Где порой даже сложно разобрать, что изображено…

Андре Дерен «Глиняный кувшин, белая салфетка и фрукты», 1912
Андре Дерен «Портрет неизвестного, читающего газету (Шевалье X)», 1912-1914
Жорж Брак «Замок Ла Рош Гюйон», 1909
Пабло Пикассо «Горшок, бокал и книга», 1908
Пабло Пикассо «Композиция с черепом», 1908
Пабло Пикассо «Купание», 1908
Пабло Пикассо «Нагая женщина», 1909
Пабло Пикассо «Женщина с мандолиной», 1910
Пабло Пикассо «Музыкальные инструменты», 1912
Пабло Пикассо «Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей», 1914

Странная щукинская коллекция вызывала пересуды. И когда в его доме случились одно за другим несколько несчастий, люди шушукались, что, мол, он сам притянул их, понавесив богомерзких картинок.

НЕСЧАСТЬЯ ЩУКИНА

В 1905 году в стране начались волнения. Сергей Иванович собрал семью и выехал с ней в Судан. Путешествие было омрачено тем, что незадолго до отъезда пропал 17-летний сын Щукина – Сергей. Весной его тело выловили в реке…

Первая жена — Лидия

Через два года умирает его красавица-жена Лидия. Безутешный муж бросился к Валентину Серову, умоляя её нарисовать. Портретов супруги он раньше никому не заказывал.

Художник не смог отказать и сделал большой карандашный рисунок сорокалетней красавицы с изможденным, страдальческим лицом, лежащей в гробу. Сергей Иванович распорядился забальзамировать тело жены и заказал металлический гроб со стеклянным окном для лица.

Лидия Григорьевна Щукина (Коренева)
Валентин Серов «Лидия Щукина», 1907
Паломничество

Несчастный Щукин восстаёт против жестокости несправедливой судьбы. И решает обратиться к Богу.

Он отправляется в Каир и в сопровождении 15 бедуинов с 20 верблюдами (а также 2 переводчика, повар и слуга) совершает паломничество в монастырь Святой Екатерины (один из старейших действующих христианских монастырей в мире) к подножию горы Синай.

Путешествие длилось 10 дней. Сергей Иванович страдал от воспоминаний, от жары, от мух и комаров, несколько раз впадал в страшное отчаяние…

С.И. Щукин (1854-1936)

В монастыре Щукин ведёт долгие разговоры с монахами. Вначале о жизни и смерти. Монахи рассказывали, как относятся к своим умершим товарищам. Они закапывают их в землю на три года. После вскрывают гроб и достают скелет, который укладывают соответственно его сану: «скелет игумена – в отдельный гроб, скелеты священников и диаконов – в общий гроб, скелеты простых монахов – в кучу». Щукин побывал в мертвецкой, но на него «эта гора скелетов не произвела особого впечатления».

А потом монахи стали обсуждать с ним фрески монастыря. И тогда Щукин почувствовал облегчение. Он дал несколько советов и отбыл обратно.

Вторая часть путешествия принесла окончательное очищение. Коллекционер посетил Ад-Дейр (Петра, Иордания), вырубленный в скалах на вершине утёса монастырь, служивший когда-то христианской обителью.

Монастырь Ад-Дейр (Петра, Иордания)

В путешествии он приобретает африканские статуэтки, которые так уместно будут впоследствии смотреться на фоне картин Пикассо:

«роковой январь»

Несчастья не кончились.

Через год после смерти жены стреляется любимый брат Щукина Иван. А ещё через два, в 1910-ом, в годовщину смерти матери 2 января повесился сын Сергея Ивановича Григорий…

Сплетники окончательно уверились, что картины свели семейство Щукиных с ума.

…Картины – не картины, но есть такое наблюдение, что коллекционеры стараются в личных покоях (особенно в спальнях) никаких произведений не вешать…

СПОКОЙСТВИЕ

И всё-таки после «роковых январей» вскоре в жизнь мецената вернулись более тёплые оттенки.

Вторая жена — Надежда

Сергей Иванович знакомится с Надеждой Афанасьевной Миротворцевой, разведённой женщиной лет сорока, служащей учительницей музыки. Вместе они путешествуют по Европе – ездят в Венецию, Париж, на итальянские озёра.

Надежда Афанасьевна Миротворцева

Весной 1914 года увидел свет роскошный каталог, посвящённый коллекции мецената. С многочисленными цветными репродукциями – он описывал 256 картин, около 20 африканских статуэток, некоторые эскизы, небольшое количество восточных древностей и два портрета Сергея Ивановича, написанные российским норвежцем Кристианом Кроном.

Наступили тяжёлые времена. Мир содрогался в конвульсиях войн и революций.

Шестидесятилетний Щукин же хотел теперь только одного: спокойствия. Тем более, что судьба побаловала его неожиданным волшебным подарком: у них с Надеждой Афанасьевной в марте 1915 года родилась маленькая Ирэн.

Эмиграция

В 1918-ом бывший коллекционер эмигрировал в Париж, переведя в Швецию небольшой капитал «на мирную пенсию». И без особых волнений жил в столице Франции до самой смерти в 1936 году, окружив себя несколькими работами Рауля Дюфи, Анри Ле Фоконье и Педро Пруна.

Коллекция отошла молодому Советскому государству.

С 1918 по 1922  куратором коллекции служит муж Екатерины, дочери Щукина. После их семья тоже покинет Россию. Они переберутся в Дрезден, но смогут там прожить всего шесть лет. Безудержная инфляция уничтожит все их сбережения. Тем более, что на их попечении были шестеро детей, няня-гувернантка из Англии и пять собак.

В 1928 семья воссоединится с Сергеем Ивановичем в Париже, где он выстроит им дом. Там Екатерина Щукина проведёт всю свою жизнь, дожив до 1977 года.

ПОЧЕМУ ВЫСТАВКА НАЗЫВАЕТСЯ «РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

Сергей Иванович был главным патроном Матисса и Пикассо. Собственно, он создал этих художников!

Те, быть может, и не пропали бы, и даже сделали бы какую-то свою карьеру. Но без огромных постоянных(!) заказов Щукина; без того, что он приобретал буквально всё — у этих художников была бы другая судьба.

Выставка будет открыта до 30 октября 2022 года.

«ПАРИЖСКОЕ» КАФЕ ПИТЕРА

После такой насыщенной экскурсии, полной необыкновенными историями и личными открытиями, случайная прогулка продолжила волшебство — и привела в кафе, выглядящее совершенно по-французски!

В Питере – хорошо!!

.