Как нельзя делать современное искусство, или выставка «Жилище будущего»
«Жилище будущего» — выставка-размышление о среде обитания человека. Сохранятся ли интерьеры в привычном нам виде? Или они перевоплотятся в совершенно невообразимые пристанища? Какие настроения и формы там будут царить? И главное, насколько грядущие обители останутся органичными людскому существованию?..
«Жилище будущего»
Мраморный дворец (Русский музей, Дворцовая набережная, 6, СПб)
20 октября 2023 — 8 января 2024
Экспозиция представлена 24 фотополотнами гигантского – некоторые свыше четырёх метров – масштаба. Их создание заняло три года. Такой срок обусловлен крайне тщательной проработкой нюансов каждого изображения. Например, в библиотеке даже можно прочитать названия на корешках книг.
В проекте использованы особые методы съёмки.
Хотя как “особые”? Тут необходима большая матрица (и резкий объектив!!), которая даст правильное разрешение, – как раз для чтения названий книг))) Также, потребуется штатив => чтобы сделать несколько кадров с разными фокусировкой и экспозицией.
Полученные снимки “наложением” собираются в итоговое изображение. А вот над эффектами нужно заморочиться. Поэтому картинки практически заново переотрисовываются в фоторедакторах.
И конечно же, визуализация не обошлась без применения технологий завтрашнего дня – создания образов с помощью искусственного интеллекта.
Так, одно из полотен под названием «Руины конфликта» сформировано без фотоосновы: исключительно посредством ИИ. И безусловно — силами авторов проекта арт-группы “ГрОМ”. Которые вместо снимка реальности вложили в сцену художественную ценность в виде перифраза картины Пабло Пикассо «Герника» (1937).
Испанец отобразил в своём холсте бомбардировку и уничтожение фашистами шеститысячного города Герники (Страна Басков, северная Испания). Интересно, что по словам современников {широкой общественности и лично Ле Корбюзье} эта почти-восьмиметровая! картина — худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь…
Но – к выставке.
Вообще, следует отметить, что осмысление жилища будущего здесь происходит не путём поиска новых форм в архитектуре или в интерьере, но с помощью связи времён. Эта связь отождествлена изображением башни Татлина, рефреном присутствующая в каждом полотне.
Задуманная художником-авангардистом сто лет назад наклонная конструкция служила символом воссоединения человечества, разделённого при постройке Вавилонской башни. Коминтерновское сооружение, высотой с нынешний Лахта-центр (более 400 метров), намеревались установить в Санкт-Петербурге (тогда – Ленинграде) в честь III Интернационала и во знаменование победы Октябрьской революции 1917 года.
Авторы переосмыслили татлинский монумент, добавив в верхней его части сферу, означающую Землю. Вокруг планеты вьётся рой частиц, трактуемый как спутники или как космический мусор – в зависимости от интерпретации. Макет можно увидеть в последнем зале экспозиции.
Ольга Мичи, участница создавшей «Жилище будущего» арт-группы “ГрОМ”, называет получившуюся конструкцию символом единения людей перед лицом освоения новых цивилизаций.
краткая версия ролика, предваряющего экспозицию в Мраморном дворце
Все панно чрезвычайно насыщенны образами и полны красочным многоцветием оттенков.
И если изображения говорят о предчувствиях художниками будущего, о представлении вариантов {технического} развития цивилизации; то небольшие тексты, находящиеся рядом, помогают лучше понять вложенные смыслы и представляют своеобразные философские размышления.
Мичи характеризует эти тексты пугающими. Однако – как по личному ощущению/прочтению, так и по отзывам в Сети – описания псевдофилософичны и попросту скучны. ;))
Экспозиция подготовлена арт-группой «ГрОМ». Авторы — фотохудожник Ольга Мичи, историк фотографии Алексей Логинов и искусствовед Артём Логинов
— кроме идейной многозначности как таковой => вложили в проект фактор материальной устойчивости. После печати изображения накатывались на композитную основу дибонд и сверху покрывались специальным пластиком, который защищает их от солнца и гарантирует, что они не потеряют вид как минимум следующие пару веков, что соответствует международным музейным стандартам.
На некоторых этюдах можно заметить влияние момента. В частности, композиция «Театр тысячелетия» отметилась пустыми креслами зрительного зала.
Дело в том, что «Театр» создавался во время ковидных ограничений. Таким образом ГрОМовцы отреагировали на настоящее, экстраполировав его в будущее идеей, что театр, как и любое искусство, станет интерактивным. А главными действующими лицами в нём, возможно, станут замысловатые, часто неодушевлённые герои.
К слову, фотоколлажи отличаются полным безлюдьем. На полотнах нет ни одного человека. Совершенно!
И даже животные присутствуют лишь в «Постчеловеческом раю».
Остальные картины населены растениями да роботами (в основном, анималистическими).
Подразумевали ли авторы, что человечество перейдёт в иные формы существования или вовсе исчезнет, уступив своё место в Мире машинам, —каждому посетителю выставки «Жилище будущего» предстоит решить самому.
(личное) Впечатление от выставки
Сколько бы ни твердили авторы выставки о её оптимизме и о надежде на объединение человечества (ха-ха!), всё это остаётся пустыми словами. Поскольку в данном случае — когда есть зримое воплощение — никакое объяснение не может сделать чёрное белым.
Посмотрим на эскизы. Ведь буквально: кого можно объединить, если этих самых “кого” [то есть, никого] — нет?!!
Эскизы пусты. Но заполнены чудовищами, монстрами, бездушными механизмами.
Да и название выставки изначально ошибочно. Причём, речь не про грамматическую описку (см. первую фотографию со встречающим названием): вместо «future dwelling» написано «future dМelling».
Жилищем будущего представляется именно жилище – обитель, дом, интерьер.
Наречь выставку вернее было бы той же «Герникой будущего» — непонятно, загадочно, привлекательно и, что самое важное, точно.
В интернет-отзывах довольно много недоумения: люди предполагали увидеть какие-то новые идеи (необычные дома, осмысление свежих пространств, фантастическое окружение); а в итоге наблюдали привычную, даже старую обстановку, в которую попросту напихали страшных игрушек.
Именно, игрушек. И они тоже, как и использованные локации, старые. Потому что представления о том, как должны выглядеть роботы, – из 60-80х годов.
Более того. Собственно, и техника исполнения [фотополотен] – старая. Она кочует с конца 90х неизбывно во всех (и в современных) поделках: играх, фильмах, арте…
Эту технику можно было бы обозвать звонким и даже в чём-то красивым словом «гранж», но суть от этого не изменится. Грязь!
Впрочем, более правильным видится понятие «панк». Эдакий панкокалипсис! ))) Главные его черты – теснота, несогласованность буйства кислотных оттенков, бессмысленность и подавленность. Хотя это уже про идеи (вернее, про их отсутствие).
Лучше о технике – исполнения и вычислительной – девяностых. Тогда программы и компьютерные мощности были слабы. И художники поступали, как и всегда => они обманывали зрителя.
Если машина не может правильно воссоздать реальность, то ей на помощь приходит человек, искусственно добавляя в текстуры грязь, ржавчину, потёртости и прочее. То есть, дизайнеры намеренно ухудшали изображения, тем самым – как ни парадоксально – выигрывая в правде жизни. И — огрехи визуализации становились менее заметны.
Причём сами творцы были уверены (и передавали друг другу это “истинное” знание!))), что подобные ухудшения делают эскиз реалистичным.
В результате становилось забавно видеть бравый космический эсминец, только что сошедший со стапелей, => весь в потёках и ржавчине.
Ещё забавнее, что всю эту грязь изначально отрисовали в шаблонах, а затем, не заморачиваясь, гнали {условными кистями в фотошопе} массово во все «произведения» – одинаковыми пятнами.
С той поры ничего не поменялось! Несмотря на гигантский прирост процессорной мощи.
Человек – существо ленивое.
И вот, в каком-нибудь аватаре на новеньком роботе (если бы только на нём – везде!!) можно видеть «правду жизни». )))
Так и выставка… В названии фигурирует слово «будущее», но это будущее – старое. Как весь Запад, на который всё время кивают ГрОМовцы.
В {полном; не усечённом, как в статье} ролике авторы с благоговением подчёркивают свою вторичность: и школа у них дюссельдорфская, и вдохновлялись они марвелами да аватарами, и технологии все оттудова…
Нет.
Есть мнение (понятно, моё; и, как водится, выспренное))))), что если уж творить, то лучше — по-своему и по-новому.
Тогда будет толк! ;))
.