Пара афиш, (не)случайно мелькнувших в «Операции “Ы”», как пророчество Гайдая о своём будущем творчестве

Когда в фильме показываются афиши других картин, это либо случайность, либо намёк/отсылка. Случайностей у Гайдая, судя по его подходу к творчеству, не бывает. Значит?..

Но прежде, чем что-то предположить, для начала надо узнать: а что это за киноленты, которые Леонид Иович выхватил объективом в своей комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика».

Афиши с названиями показываются в первой новелле «Напарник» — в кадре, когда милицейская машина везёт обед герою Алексея Смирнова.

Коротко лето в горах (1963)

Иногда создаётся ощущение, что в СССР (да и вообще, в кино) режиссёрами выступают одни мужчины. А из женщин были только Лиознова да Дружинина. Конечно же, это не так. У нас было множество режиссёров-женщин (как и сегодня, кстати).

Аида Манасарова (1925-1986) за свою карьеру выпустила десять прекрасных фильмов, одним из которых является драма «Коротко лето в горах».

Лента рассказывает о девушке Гале Устинович (А.Чернова), приехавшей в далёкий край на геологическую практику. Галина – столичная штучка с папой из министерства. Она привыкла блистать. И здесь, в горах, она так же встречает максимальное к себе мужское внимание.

Не поддаётся лишь один – главный инженер Летягин (Г.Стриженов). Он вообще очень необычный человек. Прямой в поступках и речах; непримиримый всему, что не касается работы; твёрдый телом и духом, способный преодолеть, кажется, всё. Он никого и ничего не боится: ни людей, ни природы, ни ответственности.

Молодую практикантку он даже не замечает. А та – на контрасте ли с остальными, или от очарования сильным красивым мужчиной – влюбляется. Но горное лето, как и чувство молоденькой девушки к человеку вдвое старше, не долговечно.

Впрочем, Летягин сам обрывает не начавшийся роман. Поскольку не только понимает бесперспективность подобных отношений, но и по сути своей далёк от мирского. Он — человек Дела. Которое избрал для себя.

Это Дело – дорога сквозь горные массивы. Летягин является автором проекта и занимается им уже 12 лет.

Потому и Галина, и чувства, кажущиеся на первый взгляд главными линиями фильма, — таковыми не являются. Центральный персонаж => Летягин. Он Творец. Или святой. У которого есть свои гонения – противники проекта. И которого почитают – окружающие, включая собственно противников.

В «Лете» можно увидеть извечную борьбу Идеи с Житейством.

Летягин проложил ж/д ветку по кратчайшему пути.

Картина же начинается с того, как лавина {ответственность за которую(!!) берёт на себя Главный инженер} мешает ходу работ. Да и вообще, прокладка дороги по проекту сопряжена с трудностями. Легче обойти сложный участок. На чём настаивает начальник строительства Калинушкин (Н.Колофидин). Ведь «нужны километры готовой трассы; «кубики» нужны – миллионы кубометров вынутой породы; миллионы рублей освоенной сметы»!!

В этом противостоянии слышится лейтмотив и дня сегодняшнего. В котором до недавнего времени побеждали схематозники, удобно сидевшие на великом (для них) зарубежье – где всё давно придумано и работает же ж, зачем что-то менять! Пока не произошли известные всем события. И пока необходимость (а также ВВоля) не заставила гладких ребят заняться наконец работой.

Впрочем, рефрен не только к нам, но и в принципе к тем, кто как в Юсе живут от выборов до выборов: главное сейчас бабла освоить, а что там будет в будущем пофиг. Ну, удлинится трасса на несколько километров, зато и люди с техникой без простоя обойдутся, и календарный план будет выполнен, и мучится меньше со сложностями проходки…

Вышло по-летягински!  ;))

Как быть любимой (1963)

Мутная польская лента с невзрачными судьбами и пошленькой трагедией.

Хотя на режиссуру, на игру актёров, на построение фильма — приятно посмотреть. Сейчас так уже не снимают. Сейчас всё плоско и никакой тебе Офелии…

…роль которой вспоминает актриса Фелиция (Б.Краффтувна). Именно тогда она познакомилась с партнёром по сцене Виктором Равичем (З.Цыбульский).

Начало Второй Мировой войны. В Польшу входят немцы. Равича обвиняют в убийстве его знакомого, актёра Петерса, который коллаборационировал с фашистами. Фелиция спасает Виктора и прячет его у себя в квартире.

Долгие пять лет Равич ютится в крошечной каморке, не выходя, страдая, и считая девушку причиной всех своих несчастий. Немцы периодически устраивают обыски, но Фелиция работает в кафе, обслуживающем оккупантов, что даёт ей некоторую защиту от полного досмотра. Однако – не гарантию личной безопасности.

Равич через стенку слышит творимое над женщиной насилие, но жалеет лишь себя. В болезненной самовлюблённости он играет в свои страдания, вымещая их на Фелиции. Актёр! Его сценой стала комната с единственной постылой зрительницей, которая стаскивала надрывному ипохондрику всего вдосталь: сигареты, выпивку, продукты, себя…

А когда Советский Союз победил и освободил страну, Равич просто ушёл. Молча. Забрав папиросы прямо из рук растерянной Фелиции, которая заботливо принесла их ему с надеждой на совместное будущее, свободное от пряток и – предполагаемо-творческое.

Через много лет, став к тому времени известной радиоактрисой, Фелиция вновь встречает Виктора. Она ведёт его к себе домой. В ту же квартиру, где прошли их совместные годы.

И Равич снова ушёл. В окно — головой о булыжную мостовую.

Как быть любимой?..

…для такого человека??

Заставить полюбить вообще нельзя! К тому же, в условиях вынужденной несвободы. Тем более – человека, не любящего. И не просто нелюбящего, но человека САМОвлюблённого, обожающего лишь себя самого.

Вообще, все эти [слабые] равичи, познавшие вкус ликования толпы в свой адрес, любить не способны. Они могут лишь упиваться отражением себя в лучах славы.

Что заложил Гайдай в афиши «Лета» и «Любимой»

Итак, смелая версия!  )))

Всё дело в том, что Леонид Иович таким образом раскрыл замысел следующих своих фильмов о Шурике!! Их было в дальнейшем всего два и сняты они именно в той последовательности, в которой расположены искомые постеры.

Только сделал он свои фильмы как бы обратными афишным…

1

«Коротко лето в горах»

—>>>—

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

Ну, тут и придумывать нечего. Горы! И там, и там.  ;))

Но если в «Лете» Галочка влюбилась в Летягина, то в «Пленнице» уже Шурик заинтересовался Ниной.

Кстати, есть версия в версии (не менее [а то и более] смелая))) о том, почему Шурик в «Наваждении» влюбляется в Лиду, при изучении фольклора принимает активное участие в судьбе Нины, а в «Иване Васильевиче» показан мужем …Зины/Лиды?

С Ниной проще всего. Ведь то был даже не роман. А просто знакомство. Шурик помог попавшему в беду человеку. Возникла личная симпатия? Что тут такого? «Он человек видный, свободный; она тоже хорошо одевается». А единственный поцелуй совершенно не романтичен и служил скорее успокоительным, когда после спасения Нина впала в воинствующий аффект: требовалось её успокоить.

Потом Шурик вернулся в Москву, где Лида увлеклась актёрской профессией (видимо, не сыскав интереса на поприще науки) и сменила имя в угоду своему новому виду деятельности. Как, например, Зиновий Гердт, бывший изначально Залманом Храпиновичем.

То есть, Лида-Зина была настоящей любовью Шурика. А Нина — “короткое лето в горах”.

Показательна в своём {обратном} совпадении последняя сцена обоих фильмов.

В «Лете» Летягин, расставшись с Галей, уезжает на лошади из кадра и из судьбы девушки. А та бредёт по железнодорожным рельсам на поезд, чтобы отбыть [на чуде инженерной мысли XIX века] с закончившейся практики и в Москву.

В «Пленнице» Нина отбывает [на чуде инженерной мысли энтузиастов СПО «Стеклопластик»] микроавтобусе «Старт». А Шурик, расставшись с Ниной, уезжает из кадра и в Москву – на ишаке.

Ну, а прямая аналогия => прослеживается в образе главного героя: Летягин—Шурик. Они оба обладают невероятно сильным и честным характером. Их невозможно судить при первом взгляде: так разительно отличается внешность от внутренней структуры личности. Они – настоящие герои!

2

«Как быть любимой»
—>>>—
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

И тут придумывать нечего! В обоих фильмах женщины – актрисы! – желают быть любимыми и добиваются цели своим служением. Однако, попытка связать свою судьбу с творческим человеком, облечённым определёнными успехом и славой, заканчиваются неудачно. Что Равич, что Якин — не способны к осмысленной совместной (тем более, семейной!) жизни.

Обратной же интерпретацией является то, что не Виктор от Фелиции, но Зина от Якина – уходит. И сама Зина в отличии от польской актрисы не жертвенна, а более чем легкомысленна.

Также, обраткой является финал. Да: обоих мужчин удаётся вернуть. Но в итоге => в драме 1963 года Равич разрывает “отношения” своей смертью, а в комедии-1973 (между лентами красивая цифра в два десятилетия) Зина уезжает в одной машине с “подлецом Якиным”. Вот только большой вопрос, надолго ли их роман? После пяти-то мужей Зиночки!!

Три раза я разводилась… Ну да, три. Зюзина я не считаю. — рассуждает актриска. Плюс, Шурик. Итого: минимум, пять человек уже сочетались браком с красавицей. Не считая прочих ухажёров!

Что смотрится очень ярким контрастом на фоне слепой одержимости польки. Ей бы присмотреться к героине романа Булгакова. Уж Зиночка-то точно знает: как быть любимой!!  ;))

>>> о <<<

Известно, что Творцы всегда носят в себе замысел будущих произведений. Им сильно заранее известны общие черты того, что выйдет.

И Гайдай вполне мог найти подтверждение своему воодушевлению в приметах времени, в текущих афишах. Как нашёл для «Операции», скажем, сюжет второй новеллы «Наваждение» в польском(!!) журнале «Шпильки».

Это ж какой силы пасхалка получается, если заложить её в само Время!!  )))

Хотя понятно: всё сильно проще.

Гениальная случайность

1964 год.

Съёмки «Операции “Ы”» стартовали 27 июля.

Премьера драмы «Как быть любимой» состоялась 20 июля; фильма «Коротко лето в горах» — 3 августа.

Сцены, когда на стройку привозят обед, снимались 16 ноября в Одессе.

То есть и конечно же, на афишах, которые оказалось в кадре, =>  актуальное в моменте кино (вряд ли специально выбранное).

В статье просто захотелось рассказать о забытых уже лентах, которые, тем не менее, напоминают о себе в Вечности таким вот опосредованным способом.

А чтобы рассказ не был особо пресным, приведено (несомненно гениальное;))) предположение о связи этих фильмов из афиш с будущими творениями Мастера.

Потому что (между тем и всё-таки!) при всех фантазиях и без оных — «Лето» и «Любимая» удивительным образом рифмуются с вышедшими через годы «Пленницей» и «Профессией», объединённых Главным героем: бесподобным Шуриком.

.