Как на примере Дали научиться понимать современное искусство

Нынешний арт требует не просмотра, но осмысления. Творчество великого испанца может стать тем самым мостиком, который инициирует сознание!

Если специально не погружаться в чарующий мир искусства, отношение к нему может остаться на уровне «нравится / не нравится». И, соответственно, ограничится только понятными – классическими! – формами.

Современные же произведения, созданные за последний век, обычно не находят внутреннего отклика. Иной раз даже кажется, что некоторые художники больны или попросту не умеют рисовать! ))

Если отбросить эпатажных фриков, особенно – создающих свои полотна… мм-м… нетривиальными (скажем так))) частями тела или такими же ;)) материалами [навроде отходов жизнедеятельности]; то окажется, что новоявленные формы выписаны, чтобы создать эмоциональную реакцию (в большинстве случаев) или – с заложенным определённым смыслом.

Совершить переход от простого созерцания к пониманию [этих самых смыслов] можно и без специальной литературы или гидов. Чтобы изменить сознание, достаточно порой и одной «правильной» выставки.

Таковой может послужить текущая в музее Фаберже (СПб): «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА» (идёт до 16 января).

Выставка как инициализация

Заглавная экспозиция призвана показать связь Дали со своей музой Галой, которую он боготворил.

Атомная Леда. 1947-1949

Чтобы выставка стала инструментом к познанию, необходимо следовать логике галереи: изучать её последовательно. А не стремиться увидеть «главное».

Ведь каждая выставка — это сама по себе картина. Пространственно-временная. Насыщенная эмоциями и смыслами.

(сюр) РЕАЛИЗМ

Самые известные картины Дали недаром стали таковыми. Они так же понятны, как и классические полотна, так же просты для восприятия. И их даже можно было бы причислить к жанровым сценкам:

Первородный грех. 1941

Или к натюрмортам:

Два куска хлеба, выражающие любовное чувство. 1940

Если бы не подписи.

С ними полотна обретают глубину и ту притягательность, которая заставляет простаивать у картины порой десятки минут…

«Первородный грех» — это про вывернутый смысл библейского сюжета? Или это осмысление автором своей истории? Когда он, 25-летний и совсем ещё небогатый молодой человек, встретил Её, Прекрасную и Неземную. И свершил с Нею тот самый грех, первородный для Дали (до Галы он не знал женщин).

Грех вознёс его к богатству, отождествляемым роскошным браслетом. Но и в чём-то стал падением, перевоплотив его в украшение жизни своей Любимой, оставив от обожателя лишь стоптанные ботинки.

Или следующая картина… Оставляет ли возлюбленная пара хлеб любовного чувства посреди выжженной пустыни обыденности, чтобы устремиться за горизонт – из пешки в ферзи – к оазису Всепоглощающей Любви?

Хотя, если привнести толику фантазии, то пустыня — это не пустыня вовсе. И оазис не так прост. Потому что он — лоно. Рай это не отменяет. ;)) Тем более, на него явственно указывает дерево с одним единственным плодом /видимо, яблоком Познания/.

И вовсе в загадку превращается:

Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отражёнными шестью реальными зеркалами. 1972-1973

Технически, в сюр картину превращает смазанность лица Галы. Но в мысленный хаос — подпись.

Ведь если исходить из натурной математики)), то роговиц/глаз всего четыре. Хоть «реальных»: два зрачка пишущего картину Дали и два сидящей Галы. Хоть «виртуальных»: их же, Дали и Галы, отражающихся в зеркале. А зеркало-то и вовсе одно!

И вот, зависаешь перед художеством в недоумении, где это всё?    {напишите в комментариях Ваши мысли по поводу, как найти роговицы и зеркала}

(НЕ)реальная обстановка

От реального (и тем знакомого) окружения и пропорций Дали переходит ко всё более фантастическому отображению.

Профиль Гала. Эскиз к картине «Осенняя соната». 1945

А то и:

Три женщины, имитирующие движение парусника. 1940

Или:

Пейзаж Порт-Льигата со знакомыми ангелами и рыбаками. 1950

Иногда это часть перформанса и заказанной акции. Как, например:

Женщина с бабочкой. 1958

Данное панно – центральная часть масштабной инсталляции Сальвадора Дали, название которой – «Хризалида» – означает куколку бабочки.

Инсталляция была призвана играть роль кокона и представляла из себя туннель с изображениями женских фигур. Настроение фигур сменялось по ходу движения зрителей внутри кокона-туннеля от тревоги и беспокойства до аллегорий мира и спокойствия, символизируя психологическую трансформацию человека.

Такая вот реклама транквилизаторов была!  ))

СТЕРЕОкартины

Следующим шагом для тренировки сознания и игры ума со зрением является серия сдвоенных картин.

Пару идентичных композиций вешают на определённом друг от друга и от зрителя расстоянии. И тогда при особой подстройке глаз, сводя их к переносице, можно увидеть объёмное изображение.

Рука Дали похищает Золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала совершенно обнажённую зарю, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца. Посвящается Клоду Лоррену. 1977

В такое – даже по готовому! – и включиться-то сложно. А чтобы нарисовать подобное…

Хотя умом понятно: смещение объектов, разность оттенков. Однако, стереоскопистов что-то особо в галереях не наблюдается!  ;))

Игра с формами

Следующий шаг – разгадка нюансов и образов.

Трансформация. Женщина с зеркалом. 1974

Всё перетекает само в себя, взаимодействуя друг с другом же.

А теперь интересная перекличка с интервалом почти в сорок лет:

Три явления лика Гала. 1946

И:

Три знаменитые загадки Гала. 1982

Это был просто хронологический нюанс!  ;)))

Хотя «Загадки» интересны ещё и тем, что были написаны в год смерти Галы. И эта картина ломает не только здравый смысл, но и законы классической живописи. Когда дальние предметы должны отображаться, уходящими в холодные оттенки. То есть, здесь наблюдается обратная воздушная перспектива.

Слом реальности

И наконец, визуальная шарада!

Кровать и два прикроватных столика, яростно атакующие виолончель. Топологическое искажение. 1983

Кто сумеет распознать и отделить друг от друга всех персонажей, заявленных в подписи, тому лукаво подмигнёт из-под матраса сам Сальвадор Дали, высунув оттуда свой хитрый нос и не менее хитрый ус.

Который так хотела заполучить Йоко Оно. И Дали даже согласился. За баснословную по тем временам сумму в 10 тысяч долларов! Однако старый хитрец испугался, что коварная нихондзинка нашлёт на него злое колдунство. И ловко выслал ей пучок сухой травы вместо усов!

В общем, Сальвадор Дали вполне может послужить неким маршрутным листом к пониманию всего! (чего уж тут мелочиться!))) современного искусства. Когда важно не то, что нарисовано, а — как и зачем.