Что в голове у российских сценаристов и как это исправить

Современные сериалы приобрели немыслимое техническое качество, но катастрофически проигрывают качеству смысловому обычным мыльным операм! Что несёт в себе современная кинотелепродукция? И можно ли это как-нибудь исправить? )))

Есть такая категория того, что смотришь, – визуальная жвачка. Она, собственно, и сочетается «под еду»: типа, обедаешь, а вот это вот перед глазами — фоном, не вгружаясь, просто мозги расслабить.

Для основного примера можно взять некоторое трио довольно ярких вещей, что мягко стекли со сценарного листа на экраны: «Интерны», «Девушки с Макаровым» и «Холоп».

В принципе, отношение к такому зриву (выдуманное автором слово, аналогичное чтиву)))  довольно ровное. Ибо чего ожидать от юморного жанра?

И совсем иное включается, когда пытаешь вдумчиво — даже нет, вдумчиво такое не посмотришь)) — критично сфокусировать взгляд.

Более или менее удобоваримым из всего перечня творений получается выделить только «Интернов».

И то лишь до того момента, пока не появились интерны новые: Фил и Полина. Правда, сериал глупеет ещё больше, когда происходит смена молодняка (с приходом Корнеева, Мальцева и Калининой). Повествование скатывается к унылости ВСЕГО: сюжета, реплик, истории и просто общего интереса.

Многие телесценарии пишутся бывшими КВН-щиками (что и послужило некоторым правилом к выбору рассматриваемого трио: к его созданию приложили руку как раз бывшие КВН-щики).

Так вот, в КВН очень любят стебать условный канал «Россия» за примитивизм сериалов. Но, получается, дорвавшись до пульта, ребята из Клуба в свою очередь создают продукт и того хуже.

ФИЗИОЛОГИЯ

Вот, например, «Холоп».

Комедия?

С самого начала фильма следует приглашение орально ублажить главного героя (ГГ). Потом ГГ отливает не просто на улице, а у полиции в центре Москвы. На глазах у отца. Который тоже попадает под струю.

«Девушки с Макаровым» (ДсМ).

Практически с начала — «ветры» (как поэтично обозначали в своё время такое в «Повести о Ходже Насреддине») с приписыванием оного очаровательной актрисе.

Вообще, эта вот фиксация на физиологизме – она к чему?

Смело показать член на экране — это кино разве?

У современных режиссёров даже в драме, даже в концлагере!! — взрослый мужчина (офицер, советский человек) первое, что делает, это спускает штаны. Для поднятия афторитету?!  )))

Или, к примеру, в недавно вышедшей второй части сериала «Полярный» — так же, с начала!! — показывается мужской детородный орган. Неприкрыто, как есть. Олений, правда (как будто это даёт индульгенцию и извиняет авторов). И дальше – как он входит туда, куда заложено природой…

И ведь даже такое дно (в случае, когда оно почему-то считается шуткой) авторы умудряются объяснять!!

Вот сидит Холоп в лесу. По-большому, естественно! Что ещё показывать по широкому экрану? ))       На заднем плане человек. И Холоп кричит «занято». Камере бы отъехать, показав общий план. Что, де, лес это; что комизм ситуации можно понять по панораме. Нет, авторы решили усугубить: «Что, весь лес занял?»

ПРОТЕСТЫ

Непрерывный физиологизм сочетается с постоянным же «протестом».

Прежде всего — конечно же! — борцуны обличают власть. Уже давно всё изменилось, но творческая тусовка варится лишь в своём котле и не желает вылезать из знакомой клоаки.

Дошло до маразма. Если до недавнего времени (и на протяжении лет двадцати) заезженная пластинка выдавала постоянно жирных и грубых чинуш, живущих на откатах; то сейчас…

В уже упомянутом продолжении «Полярного» глава города (само собой, жирный чинуша на откатах) строит! «10 социально значимых объектов»: школы, больницы «и детский садик ещё».

Из Москвы приезжает дамочка.

Это модно.

Активная всёрешающая женщина была актуальна в 80х [2*20лет назад — опять 20, магия какая-то!)))].

Но особенно востребован такой типаж в сегодняшней АмерикоЕвропе, на которую наша богема молится со времён, как Пётр туда окно прорубил. Типаж с нынешними, понятно, особенностями. Фемина непременно должна быть в нагрузку ещё и отхаррасментна. Что показано далее, когда она устраивает onlyfans для своего начальника по служебной (правительственной?) видеосвязи!!

Так вот. Дама прибыла, чтобы поставить на место главу города, который почему-то вздумал заниматься социалкой. Нельзя! Деньги должны идти не людям, а наверх. Где итоговый выгодополучатель – Сам! (даже показывается треть портрета – неслыханная смелость!).

Маразм в следующем. Годами утверждалось, что чиновники паразитируют на народе: воруют-с. А теперь они вроде как исправились и делают нужное для людей. Но это … плохо? Вы или крестик снимите, или…

Главное. Где тут юмор? Где лёгкость, которая так нужна зриву? Зачем публике нужен этот ваш фальшивый протест? Который сейчас везде. Даже в современном {а не как 20)) лет назад} КВН: по Первому каналу смеются в кулачок на прозрачные намёки по «острым» темам – коронавирусу, пособиям и против-власти-власти-власти…

Однако, пора бы вернуться к трио. ))

И к протестам. На этот раз – против органов правопорядка.

Полицейские все – исключительно толстые, крышующие и ни на что не способные взяточники. Раньше ещё добавлялись обшарпанные кабинеты. Но в последние год-три действо происходит в интерьерах с современным дизайном. Ну, хоть это хорошо. «Зато красиво»!  ))

Далее по этому «списку протестов и обид» следует недопереигранность в стрелялки. Кровавость!

Поломанный таз в «Холопе» (у мента конечно же! … учитывая, что один из сценаристов-продюсеров является бывшим сотрудником органов, такие посылы очень странны).

В «ДсМ» — умышленное убийство опером человека (пусть и вора) путём сбрасывания его с 4 этажа на асфальт. Выжил? Покажем потом на пострадавшем кровищу. Смешно же!..

И беспомощно-наглядное: никто же ничего не видит! Даже почти членовредительства. Даже в толпе сотрудников полиции. Причем, членовредительства по отношению не просто к человеку, а к начальнику и! подполковнику!!

Останавливает ГГ — кто бы мог подумать? — да-да, тот самый выживший мелкий преступник! Подобное много говорит о Главном Герое. В частности, какой он самостоятельный и крутой. Вроде как смело бросается в истерике трясти за грудки начальника, но своего характера не имеет: то друг его остановит, то окровавленный воришка.

И опять про физиологию. Не забыты обмоченные штаны: они (не)актуально показаны на отсечке две с половиной минуты после начала сериала…

Забавное совпадение. Антагонист, который этот самый начальник и есть, имеет фамилию Белов. Почти двадцать;) лет назад был снят сериал «Бригада», где у персонажа, также сыгранного Майковым, бригадир (по сути, начальник) тоже проходит под фамилией Белов.
«Совпадение? Не думаю!» )))

Там Пчёла и Белый были бандитами, но главарь был другом. Здесь Макаров с Беловым полицейские, однако босс теперь – антагонист.

Вообще, жизнь имеет странную маятниковую природу.

Отмотав ещё 20 лет назад, можно видеть, как в 70-80х начальники вновь имеют статус, в основном, недалёких и зачастую подловатых таких людей, являющихся противниками ГГ. В 50-60х же они уже мудры и близки по-отечески. Ну а в 30-40х вновь воспевается простой человек: исполнитель, солдат, рабочий.

Интереснее с мажорами. В нынешнем формате мажор – безусловный герой и вообще идеал. Но не было более люто ненавидимого персонажа в 80х, чем мажора – отпрыска из семьи с положением: дипломата, профессора, мясника.

Складывается такое ощущение, что авторы застряли в своих годах. Эдак в 14-16 от роду! И штампуют персонажей… даже не таких же, как сами, а полных олигофренов. На экранах – нубы, наделённые определёнными характеристиками и, иногда, скиллами. А многие ещё и истеричные идиоты(-тки).

Поэтому главная претензия — это оторванность от реальной жизни.

Буржуи штампуют выдуманные миры. Но они – выдуманные! А наши киноделы пытаются извратить действительность, думая, что это смешно.

Не смешно. И настолько вторично, что превратилось в систему самоподпитки, как существование на планете Дюна. Где люди ходят в костюмах, перерабатывающих их собственные мочу и пот в воду, чтобы вновь её пить; и так по кругу.

Вот и «ДсМ» крайне вторичен. Это же калька с «Интернов»!

Впрочем, лет двадцать уже, как во всех сценариях персонажи плоские. Отношений нет (то, что видно, например, в «Холопе» — это не отношения! это — [не]прописанный сценарный ход). А про дугу характера авторы только слышали, видимо. И то не помнят! )))

Кто же «неплоский» был 20 лет назад? Да хотя бы Данила Багров!

И та же «Бригада». Ведь там, в «Бригаде», персонажи — нормальные живые люди. И оттого этот сериал остаётся в ТОПе уже два десятилетия.

Да что там! Сериал чуть ранее (опять же, про криминал): «Бандитский Петербург» который! Там значились и откровенно глупые персонажи. Тупые. Мясо. Но это были живые люди – тупые, да, но из ре-аль-нос-ти!

Или – ладно.

Америка: «Друзья»,

«Теория Большого Взрыва».

В этих сериалах не изощрённые характеры. И уж тем более не самая гениальная актёрская игра. Главное, из-за чего эти сериалы хороши, это то, что там нет фантастических допущений «ах, я такой тупой, что думаю, будто в XIX веке были «Жигули». И разговаривают они живым языком, а не вымученными «где ваши смартфоны».            [фразы из «Холопа»]

Да. Ситком — ситуационную! комедию — делают диалоги. Без них получаются «Маски-Шоу». Правда, в пантомиму нужно уметь отдельно.  ;))

Диалоги — огромная беда современных сериалов. То герои средневековья говорят современным языком, типа «облажался». А то и вовсе… лучше б уж молчали.

ДЛЯ КОГО ЭТО СНИМАЕТСЯ

А ведь и правда! Раз пишут такое и такое снимают, значит оно нужно? А кому?

Логически — тем, кто выделяет деньги. Но их интерес лучше разобрать в другой статье. Этот же материал пытается понять современных сценаристов.

И возникает вопрос. Вот авторы сидят на дотациях довольно узкой прослойки продюсеров, которые бегают по (ими же и высмеиваемым!!!) конторам в поисках денежных потоков.

Однако государственно-корпоративная неповоротливая машина медленно, но разворачивается. И денежное довольствие потихоньку начинает сокращать. Ибо странно. Какой-нибудь «РусКобальт» выделяет сумму, а на неё снимают такое, что компания получает не рекламу, продвижение и положительный образ; а камень на шею!

Поэтому творческой тусовке было бы выгоднее! — разве не из-за денег они готовы на всё? — заранее озаботиться будущим заработком. И уже! приумножить существующий капитал. Что рождается из капитала социального. Общественного. Который предполагает уважение к тем, кто это капитал и формирует.

То есть, уважение – к Зрителю. Ведь это он делают кассу.

И – уважение к «фондам». А это — да-да-да! — те самые «проклятые менты» и вообще чиновники. И уважение должно проявляться не в позе просящего. А в выдаваемом материале. Потому как даже если авторы «бичуют пороки общества», то любой порок (если он по мнению авторов есть) можно изобразить без унижения. Своего, зрительского и унижения работодателя.

МЕРТВЕЧИНА

А то и про пороки, так сказать.

Времена изменились. Полиция и чиновники уже давно стали иными. А авторы всё по-детски «борются» с тем, что карикатурно (и весьма выборочно!) существовало в нулевых. Двадцать)) лет прошло! Но в «Холопе» реальность таки показана оттуда: когда можно было (и то нельзя)) посылать ментов, гоняя на тачке у Кремля. Сейчас же (да и пять лет назад, когда создавался «Холоп») такое – только в фантазиях. Никакой чин не спасёт, никакой папа.

Да и кому интересны мажоры? Только сценаристам. Точнее продюсерам. Надо же попилить бюджет.

В психологии часто говорится о переносе. Когда имеющиеся качества (как правило, отрицательные) переносятся на оппонента. Или, отрицая что-либо, ниспровергатель как раз и обладает тем самым отрицаемым!

Так и киношники. Они давно превратились в высмеиваемых ими когда-то «жирных чинуш, сидящих на откатах» и списывают сценарии с себя!

Но не имея ресурсов для поддержания пороков в настоящей жизни, компенсируют реальность тактикой рыбы-прилипалы. Ведь прикоснуться к роскоши можно и опосредованно – за чужой счёт. Притащить в проект крутые тачки, оторваться – «пожить по-настоящему!» – на съёмках…

В общем: комплексы, освоение бюджетов, нишевой продукт.

Но не юмор. Не настоящее живое кино, которое построено на адекватном отображении окружающего мира.

Реальность скучна. Тем не менее, в ней и рождается по-настоящему живые сюжеты. Хоть фантастические (как «Она» с Хоакином Фениксом),

хоть приключенческие (как ультранормальная «Бриллиантовая рука»)!

Каков главный секрет хорошего сценария? Конфликт. Любовь (любовная линия хороша вообще к любому сюжету))). И самое главное, самое актуальное, самый главный конфликт жизни! ;))))       Что в «Руке», что везде и всегда:

Однако. Когда творцы пытаются отвлечься от протестов и /своих/ пороков и хотят «просто писать юмор», то в результате их потуг с экранов пока льётся… Маяковский в своё время очень точно назвал подобное — мертвечина.  ((

>>     Ещё один сериал. «Патриот». И тоже продолжение. Комедия, понятно.

Один из персонажей лежит в больнице. К нему приходит знакомая. Он: «Видишь вон – башка в бинтах? Хочешь хохму? Это актёр ТЮЗа {ТЮЗа!!! – театра юного зрителя – для детей!!}, ему коллега из зависти кислотой плеснул – рожу как смыло.» — «И в чём хохма?» — «Да ему лицо сделали из задницы бабы его! Приходящей. Втюрилась в него по уши»         …         Знакомая оказалась той «бабой». И потом, в течение всей серии, видит не лицо возлюбленного (с того сняли бинты), а голый зад…

Такое уже не лечится. Но, как и в случае с денежными потоками, решается. Директивно. Вроде того, как если бы для широкой аудитории выпускать нормальную продукцию. А мертвечину и прочую гнусь – гнать на платные каналы.

Цензурирование широкой поступью идёт по планете. И вот это — то единственное, пожалуй, в чём можно было бы взять пример с зарубежья.

.