Производственные отношения (2) в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Тройка индивидуалистов.

Почему инженеры сидят именно так? Могла ли Надька Клюева расположиться, скажем, на месте Дятлова?

Думается, особенности рассадки проявились из-за характеров персонажей и исходя из ценности каждого как работника. А главное, из-за особенностей взаимосвязей, сложившихся в коллективе.

Заметно выделяется трио, сидящее у стены с дверями. Все они не особо расположены к трудовым и общественным обязанностям

Люся Виноградова

Местная королева красоты. Знает себе цену как женщине… как очень красивой женщине! А потому на первом месте у неё не работа, а отношения.

Люся Виноградова (Л.Удовиченко)

Но отношения – не с коллегами. «Позволяя себя любить», девушка ищет мужа с положением (в позднем СССР должность ценилась выше богатства). В 60-70е она бы и нашла. И лет с 35, родив мужу двоих-троих детей, осела бы дома или в условном Переделкино на даче, устраивая приёмы, чтобы блистать.

А во времена фильма, когда до слома государства оставались считанные годы… К 90-ым для начала, вероятно, попыталась бы пристроиться в какое-нибудь СП, но всё равно искала бы мужа – коммерса или человека серьёзного.

Пока же Люся не особо напрягается на инженерном поприще. Она заимела место поближе к начальнику. К мужчине!

Она знает, что любому из них [из мужчин] просто приятно видеть перед собой миловидную девичью мордашку. Даже без особых преференций. Отношение к красивым девочкам всегда лояльнее, чем к остальным.

Метафизика. Расположение у входной двери намекает на ветреность Виноградовой. А удалённость от нормоконтроля Клавдии Матвеевны говорит о лености Люси и о нежелании любой нагрузки.

Миша Дятлов

Бабник, балагур, безудержный враль. На первом месте у него он сам. Работу терпит, принимая её как неизбежность. Мишу можно охарактеризовать гигантским вкусовым сосочком {с языка}: он весь про удовольствия. Для себя любимого.

Миша Дятлов (Л.Куравлёв)

Дятлов во многом похож на Виноградову. Он даже говорит о ней с собой в паре. Что они, мол, с Люськой могут давать уроки [любви, “смыслов любви”] Наде Клюевой.

Вполне возможно, что он даже подкатывал к красотке на первых порах совместной работы. Но Миша – птица не того масштаба, чтобы Люся разменивалась на подобных; и она слишком независима, чтобы уступать просто ради развлечения — фифа выше такого всякого.

Но если Виноградова нарциссична и любит себя в себе, то Дятлов чем-то напоминает нынешних либералов: он любит себя в обществе, противопоставляя общество же в угоду своим приятностям, или вовсе прикрываясь им. В своей речи если и говорит о собственной персоне, то только в смысле как он обделён. А вообще – раскрывает свою выгоду через других.

  • в первой же с ним сцене Дятлов сдаёт деньги (на Оськина) не от себя, а за тёщу, на которую он как бы с юмором жалуется: «И у меня есть тёща. Пока жива-здорова, но кто знает»
  • обвиняюще намекает на гулянку, когда спрашивает у Люси: «Свадьбу, значит, зажала»
  • принимает от Клюевой пирог с жалобой-наставлением: «Лучше б уж капусту квасили»
  • напрашивается в командировку через жалобу-обвинение, раздувая личное до мнимо-общественного: «Что за дискриминация? Семейным нужен отдых от семьи»
  • свои же, как он считает, заслуги – преувеличивает; он не просто купил билеты в командировку, он их «взял, только благодаря связям», на что начальник Пётр Васильевич привычно усмехнулся
  • в защиту своих удовольствий Дятлов вновь прекрасно типа-шутит, представляясь опять же пострадатым. Когда Пряхин просится с ним в командировку, Миша пренебрежительно одёргивает коллегу: «И что мы там с тобой будем делать?» И тут же утверждает свою жертвенность, обратно перевернув недавно сказанное: ведь он, оказывается, {ради командировки} «бросает жену, детей».

Ну и далее в том же ключе.

Дятлов вроде второстепенный комический персонаж, но реплики его (при рассмотрении их подряд) вырисовывают довольно неприятного типа.

Так-то он лёгкий, симпатичный мужчина. Любое веселье поддержит, лишь бы не работать. Но как друг, муж и работник – он никакой.

Впрочем, выполняет необходимое/план, и то ладно!  ))

Метафизика. От любого начальства равноудалён. И в то же время находится «в обществе»: его окружают коллеги. Такое положение можно интерпретировать как одномоментное выражение двух принципов: “Моя хата с краю” и ”Я как все”.

Володя Смирнов

Золотой мальчик. Ведомый и ленивый. Посредственный во всём кроме «умения жить». Абсолютно беспринципный. И, думается, самый слабый специалист в коллективе.

Володя Смирнов (А.Абдулов)

Слабый – не значит незнающий. Видно, что Володя достаточно умён и быстро соображает. Но он очень поверхностен. И это его губит. В плане советской карьеры, конечно же. А вот в наступающих 90х он как раз имеет все шансы стать тем самым коммерсом, за которого предположительно могла бы выйти Виноградова.

Кстати, если на кого-то Люся и обратила бы внимание в отделе, так это на Смирнова. С которым даже могла целоваться скучными пьяными вечерами “на картошке”. До адюльтера не опустилась бы, а вот пофлиртовать с молоденьким мальчиком вполне снизошла бы.

Хотя тут уже сам Володька бы не откликнулся. Поскольку видно: у него явно прошиты некоторые линии поведения, одна из которых «на работе – ни-ни» (в плане романов). Да и не стал бы он связываться с дамочкой старше. Тем более, неоднократно замужней. Вовка – красавчик, пропадающий в обществе массы молоденьких девчонок. Что подтверждает и Клюева: «За ним все калькировщицы бегают!»

Скорее всего, он совсем недавно из института. Потому и ведом, и слаб как специалист.

Ему выделили самое неудачное место.

Почему смирновское местоположение неудобно?

  • рядом с начальством: не номинальным, а реальным. Клавдия Матвеевна посадила его подле себя, чтобы надзирать и натаскивать. Соглашаясь (хотя его, скорее всего, никто и не спрашивал) на кульман в углу, Смирнов – по неопытности и по школьно-вузовской привычке – мог считать главным Петра Васильевича, сидящего в “аквариуме”. Поэтому надеялся подобно двоечникам отсидеться “на Камчатке”. Но, думается, вскоре осознал истинное положение вещей. От которого [положения] скрывается за музыкой из наушников.
  • позади умывальник: может, Володька ещё и оттого колючий, что личное пространство его спокойным не назовёшь. Оно и конечно: любой занервничает, если за спиной (тем более, когда работаешь) кто-то постоянно-периодически будет мыть свои рейсфедеры ))
  • и да! Наконец раскрыта тайна второй двери!! )))        Она показывает уязвимость и невысокий статус человека, которому выделили тут место. Пусть дверь скорее всего закрыта и не является активным проходом, но теоретическое её использование намекает на давление, которое испытывает любой новичок (или юнец в команде старожилов).

Смирнов бунтует. Он молод, моден, красив, любит движение. А тут вдруг застойное болото конструкторского отдела. Поэтому Володька постоянно сбегает. От ответственности. Куда угодно, хоть в наушники.

Метафизика. Неудобное место подчёркивает нервозность молодого конструктора, выявляет его необязательность, указывает на некоторое психологическое давление. Персонаж отгораживается от этого давления плеером. Отгораживается и от старого времени. Ведь звучит “Зодиак” – электронная, новая музыка. Плюс, это группа – латышская. Латвия (и вообще Прибалтика) была как бы советским Западом. Что, собственно, намекает на предстоящие веяния 90х.

Тройка одиночек

“Придверные” инженеры – как это видится из сегодняшнего дня, из послезнания – олицетворяют новые типы представителей общества.

Это группа пытающихся быть независимыми от советского коллектива.

Каждый пытается на свой лад.

Виноградова — ищет того, кому она позволит себя любить.

Дятлов — ищет удовольствий. Сообразных тосту: «чтоб у нас всё было, а нам за это ничего не было».

А Смирнов — попросту сбегает! Из оков действительности.

Хотя почему “новые типы”?

Они всегда были.

Есть и сейчас…

***

Окончание следует…

.

.

.