Производственные отношения (3) в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Пряхин, Клюева, будущее и метафизика через сопромат.

Забавная фраза о промежуточном вале внезапно теряет свою лёгкость, если проанализировать её с технической точки зрения (а также, с последующей метафизической).

Так-то, конечно: “защемлённый конец” при обращении к мужчине означает намёк на… мм-м, не слишком развитую маскулинность. Зато нынче, кстати, через 40 лет после фильма, это уже чуть ли не подвиг – отсутствие мужественности. Радует, что такое не модно в нашей стране, хоть и усиленно продвигается новоявленными «психологами».

Эпюры юмора и смыслов

Если же погрузиться в буквальный смысл изречения, то стоит вспомнить сопромат, первый курс. Предварительно осознав, что вал – ни в коем случае не балка: первый крутится, вторая недвижима. Отчего рассчитывают их на прочность по-разному.

Что интересно. Заставить балку крутиться и стать валом – проблематично. А вот превратить вал в балку – можно. Для этого, да, достаточно защемить, т.е. зафиксировать его, вала, конец. Как это сделать?

Представим себе этот вал. Промежуточный. Где он? Самое наглядное — в коробке передач любого автомобиля: передаёт вращение от двигателя на колёса.

Сопроматный смысл шутки в том, что защемить промежуточный вал никак нельзя, своими концами он уходит в подшипники. И даже поломка этих подшипников не сможет остановить вращение. Вал просто вырвет их и разобьёт коробку передач. Заклинить его можно только извне. Смяв и/или перекосив всю коробку. Автомобиль уже никуда не поедет, но кого это интересует, если эксперимент интересен сам по себе!!

Тем временем, вал вроде промежуточный, но только он решает, сколько вырабатываемой двигателем работы передать на колёсную базу. Перераспределить, так сказать, блага!

В государственных масштабах такой коробкой передач служил в СССР Верховный Совет. Закладывал же необходимые инициативы ЦК Ком.Партии, который {по аналогии} можно представить рычагом переключения передач.

Фильм «Самая обаятельная и привлекательная» вышел в 1985 году. Тогда же на пост Генерального секретаря ЦК был избран некий М.С. Горбачёв. Который к чертям собачьим смял не только коробку со всеми валами, но и полностью – автомобиль под названием Советский Союз…

Такая вот метафизика.

Толкования по проёмам

А пока — Лёша Пряхин недоумевает о защемлении балки.

Не подозревая, какие пространственные эпюры напряжений и крутящих моментов возникают в конструкторском коллективе.

А метафизику можно продолжить!  ))

Коллектив КБ делится надвое планом помещения. И это распределение выглядит неслучайным.

Довольно показательно, что группа индивидуалистов расположилась у стены с дверями. Люся-Миша-Вова сходны в отсутствии интереса к работе, а также весьма близки наличием у каждого параллельной жизни.  Причём, параллель эта имеет явный коммерческий характер.

Люся пытается (пере?)продать берет, Дятлов хвастается какими-то связями, Володька и вовсе весь модный, да ещё женщинами облеплен (а женщины требуют расходов!). В общем, есть ощущение, что персонажи для поднятия уровня дохода, выражаясь метафорически, взаимодействуют с жизнью через чёрный вход.

В позднем СССР многое доставали по знакомству, из-под прилавка и да, с чёрного входа. Так что, расположение у “дверной” стены можно интерпретировать, как намёк на ушлость индивидуалистической тройки.

Пряхин же и Клюева – каждый – имеют по целому окну. Как правило огромные солнечные окна подчёркивают прямоту и открытость героев, отношение к миру, и даже – их светлое будущее.

Стагнация и проактивность

Крайне занятно, кстати, сравнить персонажей по отношению к своей жизни и к своему будущему – в зависимости в том числе и от расположения рабочего места каждого.

Жизнь Петра Васильевича фактически удалась. Он закапсулирован в своём “аквариуме”. Спокоен и тих. Окружён стенами, прозрачная из которых и та выходит не во внешний мир.

Клавдия Матвеевна деятельна в рамках своей должности. И сверх неё – вмешиваясь в чужие судьбы. Но именно этим и показательна: она строит будущее, тем не менее. Пусть не своё, а «оконных» подопечных. Ведь с собой она уже разобралась. Думается, должность заместителя для неё потолок. Что подтверждается и фамилией. Степанкова, не Степанова – суффикс “к” очень говорящий. Отгорожена от внешнего мира (и будущего) глухой стеной, но имеет большое внутреннее пространство, в котором и действует.

Смирнов. Закрытая дверь контурно обозначает разное: желание сбежать [от настоящего], возможные финансовые махинации [см. чёрный вход] и неясное будущее [ведь дверь закрыта]. Фамилия дополнительно нюансирует ведОмость, смирение перед более опытными/активными/старшими.

Дятлов напоминает птицу из своей фамилии. Так же жизнерадостно стучит по стволам жизни в поисках вкусных личинок и жучков-удовольствий. Расположение у “дверной” стены подсказывает, что он не чужд обходным манёврам. Но его максимум – договориться за шоколадку. Жизнь его уже сложилась. Подобно заполненному стенному шкафу около его рабочего места.

Виноградова – спелая сочная ягода, налитая красотой и женственностью. Дверь около неё открыта, но это – выход в коридор. В смысле, и нетрудовые доходы «с чёрного хода» невелики (а то и оканчиваются ничем, судя по ситуации с беретом), и притязания на будущее не грандиозны.

Алексей Пряхин

Конструктор второй категории. Работящий – предполагает именно испытывать агрегат, а не «кривую строить». Обладает сильными эмоциями и умеет их контролировать – судя по отношению к футболу. А исходя из таблицы матчей на кульмане — системный.

Лёха Пряхин (М.Кокшенов)

Именно он мог бы стать главным конструктором, сменив Петра Васильевича на его посту. Пусть он пока и второй категории.

Человеку из деревни принято предписывать простодушие и даже глупость. Что, конечно же, нелепо. У сельчан свой менталитет, но никак не отсутствие ума. Напротив, они часто более сметливы, чем городские. Просто у них свой путь.

Какая дорога до московского КБ могла быть у деревенского парня Пряхина? Хозяйство, МТС, крепкие весёлые девки, армия. А после? Рафинированное поступление в ВУЗ с беззаботной общагой? Очень вряд ли. Скорее, стройка или завод с заочной учёбой. Потом распределение. И там – первые серьёзные показатели. Иначе с чего бы его вдруг взяли в столичную шарашку?

Именно из-за длинного пути (и отсутствия блата) у него пока вторая категория. Однако Пряхин весь про работу и точно догрызёт гранит карьеры до руководящей должности.

Лёха очень земной, но не приземлённый. Он способен осознать ценность советов и следовать грамотным инструкциям. В то же время горазд на импровизации во имя высшей цели.

Так, после эскапады Клавдии Матвеевны по поводу защемлённого конца, Пряхин закусился и достал-таки у перекупщиков билет на Джанни Моранди! В отличии от ленивого мямли Смирнова.

Возможно, из нынешнего времени этот шаг вызовет лишь пожатие плечами: подумаешь, купил билет с рук. Но тогда подобного не было в порядке вещей. Недаром даже манипуляции «с чёрного хода» были доступны лишь некоторым. Такое порицалось. И требовало немалой смелости и настойчивости.

Пряхин совершил покупку с рук едва ли не в первый раз. Это заметно по реакции перекупщиков: когда Лёха отошёл с билетом, один из спекулянтов отряхивающим движением пару раз махнул себе по уху – мол, лопух попался.

Так что Лёха Пряхин очень даже способен на строительство своего будущего, которое – и окно это “подтверждает”))) – у него есть!

Что же до семантики фамилии, то Пряхин размеренно и неумолимо прядёт и прядёт пряжу своей судьбы, будучи, вероятно, даже довольный тем, что остальные не замечают за деревенской внешностью серьёзную волю к победе. На длинной дистанции.

Надежда Васильевна Клюева

Общественная активистка, член профкома, деятельная дружинница. Даже в перерывах не прохлаждается, сплетничая, а вся в движении – играет в настольный теннис.

Надька Клюева (И.Муравьёва)

И всё у неё получается!

Нормоконтроль Клавдия Матвеевна приблизила её к себе, усадив на одно из лучших мест рядом с окном и непосредственно с собой. Степанкова видит в Клюевой себя и хочет взрастить себе смену. Что более чем оправдано.

Надежда не только активна, но и внимательна к работе, любит её. О чём говорит эпизод с ластиком. В фильме показана только Клюева, кто заботится о своём инструментарии и может заморочиться настолько, чтобы отмачивать резинку в керосине. Это надо именно любить свою работу!  ;))

Наверное, Клюева — самый выигрышный тип человеческой личности. Несмотря на комические черты, несмотря даже на нелепые в чём-то нюансы (вроде попытки ввязаться драку), несмотря на общую хаотичность. Ведь Надюха – это те самые паретовские 20 процентов усилий, которые вытягивают на себе индифферентные 80%.

Такие люди видят своё предназначение в Служении (хоть и не отдают себе в этом отчёт).

Надька и Смирнова не завоёвывает (в отличии от Сусанны, которая как раз про завоевание), а пытается добиться его расположения. Через тон и уступки, через приготовление вкусняшек, через выполнение его части работы. Через служение. И в том урок фильма, что картина показывает взросление Надежды в плане умения отличать: когда служение становится прислуживанием.

Впрочем, не только в кино клюевы по итогу оказываются в выигрыше. В жизни подобные люди также часто достигают счастья.

Счастье это не всегда выражается в звонкой монете (хотя и такое нередко бывает!), но оно всегда случается в согласии с самим собой. Без предательства личного и тем более чужого достоинства.

Надо лишь научиться не клевать на всё подряд!  )))

И жить не только одной лишь надеждой.  ;))

Ключом же к счастью оказывается деятельность. Или, как сказали бы современные психологи, — проактивность.

Когда принимаешь ответственность за свою судьбу и просто движешься вперёд.

Тогда личные усилия и работа перемалывают любую ситуацию. Медленно и верно, как у Пряхина. Или горячо и наполненно, как у Клюевой.

Движение — Жизнь!!  )))

.