НАПАРНИК: ляпы и другие интересности «Операции “Ы”»
![НАПАРНИК: ляпы и другие интересности «Операции “Ы”»](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/00-Напарник-845x550.jpg)
Когда съёмки длятся почти год (8 месяцев и 8 дней – именно столько снималась комедия «Операции “Ы” и другие приключения Шурика») немудрено, если какая-то деталь в кадре может измениться и не совпасть с только что показанной собой же.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/подмигивает.gif)
Сцены часто снимались вразнобой, не в логической последовательности фильма; и даже не попадая в сезон. Так, некоторые летние эпизоды запечатлены в октябре-ноябре (пусть и большинство в Одессе).
Начальные кадры – когда Шурик под проливным дождём ожидает автобуса на московской улице – попали в объектив 15 октября. Впрочем, тогда с погодой очень повезло: столбик термометра поднялся до вполне комфортных 16 градусов.
Хотя метеорология была просто бичом «Операции»! Например, в декабре при съёмке ленинградских планов дождь(!)) смыл весь снег (который перед этим старательно навезли несколькими самосвалами). Пришлось заменять его подручными материалами – ватой и нафталином.
Впрочем, по фильму ничего не заметно. А вот то, что заметно, и попробует осветить настоящая статья (плюс, две последующие). Оно и забавно, и бывает интересно выявить производственные несоответствия. И/или особые знаки, которые закладывал в свои ленты Леонид Иович.
1. Эх, Федя, Федя…
В первой новелле Федя едет автобусе, заняв всё сидение – собой и пустыми бутылками.
Если такая поездка происходит посреди рабочего дня, то видится странным, что в отделении возникают вопросы не к тунеядствующему субъекту, а к подрабатывающему Шурику.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/01-Федя-хулиган.jpg)
В третьей новелле Фёдор – что характерно: так же, днём – является в образе покупателя. В наличии и пустые бутылки.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/02-Федя-покупатель.jpg)
То есть, гражданин пьёт круглый год!
И как у него денег хватает ещё и на всякую настенную ерунду кроме вина? ;))
2. Выпавшее на скорости – не считается потерянным!
В автобусе между Федей и Шуриком случается конфликт, переходящий в потасовку. Схватка настолько сильна, что автобус начинает опасно раскачивать и носить из стороны в сторону. Из него на полном ходу вылетает кепка хулигана,
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/03-кепка-Феди.jpg)
а потом книга Александра в ярко-оранжевой обложке под названием «Проблемы кибернетики».
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/04-книга-Шурика-о-кибернетике.jpg)
Вещи остаются лежать на асфальте, автобус мчится дальше.
В следующей сцене соперники оказываются в милиции.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/05-кепка-и-книга.jpg)
Кепка снова на голове Феди, а книга переместилась с улицы в руки Шурика.
3. Плавающая татуировка
Федю определили на 15 суток. В заключении также томятся и другие колоритные персонажи. Среди них, говорят, затесался даже сам Гайдай!
Причём, это не тип, который говорит: «Огласите весь список, пожалуйста!». Запомнился этой репликой некий Олег Скворцов, работавший на тот момент слесарем и иногда снимавшийся в массовке МосФильма.
А сам Леонид Иович, предположительно, замыкает колонну арестантов. Хотя этот человек имеет лишь отдалённое сходство с режиссёром {на мой взгляд}.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/06-Гайдай.jpg)
А вот теперь — фактура, так фактура!
=> Узник с папиросой и в майке на одной бретели, открывающей выпуклую грудь мечтателя (ну, судя по татуировке).
Которая [татуировка] живёт своею собственной жизнью и смыслами.
Сначала надпись по-наполеоновски хочет всю Луну!
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/07-хочу-Луну.jpg)
Но затем – уточняет.
Что всё же => НА Луну.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/08-хочу-на-Луну.jpg)
Время – 65-ый год. Мы уже шесть лет как высадились на спутнике (первыми, конечно же!). А практически с началом съёмок «Операции», 3 августа 1964 года, была утверждена Лунная пилотируемая программа СССР.
Скорее всего, тема тату была связана с этим эпохальным событием. Мода – она такая!
4. Хронометральные превращения
Типичный и совершенно ничего не значащий “ляп” — изменение детали от ракурса к ракурсу. Никому не нужный покадровый просмотр, чтобы показать… Впрочем, «что показать» – так до конца и не понятно. Но.
Но ни к чему отказываться от удовольствия в который раз взглянуть на яркие эпизоды любимой комедии!
Итак. Федя щеголяет в часах с синим циферблатом на металлическом браслете. У Шурика, что характерно, отливающие светлым часы на тёмно-коричневом кожаном ремешке с двумя блестящими заклёпками.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/09-синие-часы-Феди-с-браслетом-и-серебристые-Шурика-с-ремешком.jpg)
Метаморфозы претерпевают часы Фёдора.
Браслет необъяснимым образом перевоплощается в ремешок. Причём в ремешок, до странности похожий на шуриковский.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/10-ремешок.jpg)
Затем часы обратно обзаводятся браслетом.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/11-браслет.jpg)
Потом – снова ремешок.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/12-ремешок.jpg)
И опять браслет.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/13-браслет.jpg)
Пока наконец часы и вовсе не исчезают!..
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/14-без-часов.jpg)
…чтобы вновь появится в своём изначальном великолепии браслетия )))
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/15-браслет.jpg)
Всё это забавный факт, не более. Однако интересно, у реквизиторов что – по нескольку одинаковых часов с разными браслетами/ремешками?
Иначе, это как-то затратно: каждый раз переставлять «запястья» с циферблата на циферблат. Ведь он [циферблат] всё-так остаётся закреплённым за персонажем.
5. Хулиганство Гайдая, или кто первым в СССР сказал слово “*опа” с большого экрана
На стройку, где хулиган Федя отрабатывает свои 15 суток общественно-полезных работ, привозят обед. Мало того, что трапеза весьма шикарна – тазик супа, полбатона, шашлык из 11 кусочков мяса и компот!! – так тут ещё Леонид Иович совершил одну из самых отъявленных своих киношалостей.
В ответ на пожелание: «Приятного аппетита!», Федя что-то неразборчиво мычит. И, в общем-то, мычит и мычит — такое обычно проходит мимо сознания.
Но стоит прислушаться чуть внимательнее, и нечленораздельные, казалось бы, звуки вдруг обретают лексико-морфологический строй.
И созвучен этот строй простому; вернее, просторечному русскому выражению — “иди ты в *опу!”
Подобное вполне в духе Гайдая. Тем более, режиссёр потом разошёлся и в заставке к «Кавказской пленнице» хотел изобразить следующую сценку. Трус и Бывалый пишут на заборе по букве “Х”, ”У”; а Балбес, несмотря на упреждающую трель милицейского свистка дописывает “удожественный фильм”. Но такое уж слишком явное хулиганство – не пропустили.
6. Говорящие газетные заголовки (очередные)
После обеда Федя растянулся на грубо сколоченном дощатом топчане. А Шурик под видом заботы сворачивает газету в трубочку; ну, в смысле, чтобы защищать хулигана от мух, отгоняя последних.
Отогнать получилось. Попутно навешав оплеух Феде как раз этой самой газетной трубочкой. Которая весьма примечательна заголовками.
Так, при сворачивании явно высвечивается «Ненависть к фашизму».
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/17-ненависть-к-фашизму-1170x730.jpg)
Сверху мелькает ещё словосочетание «…ится “предвидеть”», но оно в силу малоинформативности не представляет особого интереса.
А вот что действительно забавно, так это комическое проявление Шуриком следующей надписи: «Демонстрация могущества и единства».
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/18-демонстрация-могущества-и-единства-1170x730.jpg)
Теперь понятно, кто научил всяких Абрахамсов с Цукерами делать комедии. )))
7. ИнструкЦированный столб
Плакатное искусство в СССР всегда было на высоте. Также, как и всеразличные своды инструкций. На которые, правда, мало кто обращал внимание. Особенно, если они располагались кучей-перечнем.
По отдельности каждый плакатик мог бы зацепить взгляд. Но не сливающаяся в облако букв масса строчек.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/19-таблички.jpg)
И ведь Гайдай точно вкладывал в эту деталь какую-то шутку. Поскольку в следующей сцене тот же самый столб уютно высится уже в другом месте.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/20-таблички.jpg)
Благодаря мастерству и фотошопу удалось распознать, что гласят надписи. Это вполне себе серьёзные рабочие памятки.
Как вроде и серьёзен прораб (М.Пуговкин). До тех пор, пока не начинает сыпать “серьёзными” фактами. А ведь каков руководитель, такова и работа.
Смелая версия, почему Гайдай вдруг решил собрать со всей стройки предписывающие таблички и показать их скопом, заключается в поддержке образа прораба и иронии над.
Словоохотливый пустозвон всю энергию расходовал на разговорный жанр. Оттого сил и времени у него осталось лишь на внешний разовый эффект; т.е. на столб, вперемешку и сплошняком обвешанный всевозможными инструкциями.
Да – на Доску почёта, установленную у Прорабской.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/21-прорабская-и-доска-почёта.jpg)
Внешний эффект. И ничего более.
Хотя… Как раз «более» можно отыскать! ))
8. Загадочный портрет
Качество картинки, конечно, не ахти, но на Доске видно, что там размещены обычные люди. Вроде бы…
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/22-доска-почёта.jpg)
Обычные, да не совсем. За исключением одного снимка — первого во втором ряду…
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2024/01/23-Джокер.jpg)
(доктор Угол)
Какая-то фантасмагория!!
Кто это??? )))))
.
![](https://voevodov.ru/wp-content/uploads/2023/04/end-article_300dpi-1.gif)