НАВАЖДЕНИЕ: что за книгу носил Шурик, ляпы и другие интересности «Операции “Ы”»

Любой кинопроцесс сопровождается т.н. ляпами. Ну, кроме цифрового. Хотя и там умудряются терять не то что модели, а и целые сцены.

Ляпы в кино можно подразделить на несколько категорий.

Технические (особенности кинопроцесса). Несмотря на каталогизирование, несмотря на фотографии с площадки, несмотря на память — какие-то детали всё равно претерпевают изменения в течение съёмки. Как, например, браслет/ремешок часов Верзилы из первой новеллы «Напарник».

Органические (особенности истории). То есть, встроенные в повествование, но не несущие особого смысла; хотя и способные подчёркивать раскрытие той или иной линии фильма {в статье: главы с четвёртой по седьмую}.

Пренебрежительные (“магия кино”). По сути, кино – большой обман. Какой-нибудь не обладающий абстрактным мышлением членистоногий поразился бы, если б смог, этим теплокровным => застывшими толпами уставившимися на плоскость с мельтешащими по ней свето-цветными пятнами. Так зачем удивляться неузнанности (как, например, троицы жуликов Шуриком в «Кавказской пленнице») или несоответствию количества таблеток снотворного в колбасе?

Думается, кстати, Органические и Пренебрежительные ‘ляпы’ можно совместить в одну группу.  ))

Смысловые (“пасхалки”). Секреты, запрятываемые режиссёром в визуальную ткань произведения.

И просто – тайны. Всегда было интересно узнать, что это за толстый том, который таскает Шурик?? Сегодня, благодаря технологиям и умелости, загадка, будоражащая умы на протяжении шести десятков лет, будет раскрыта!!  ;)))))

***

Интересно, что у Гайдая наблюдается присутствие всех перечисленных ляпов… мм-м… особенностей!

1. Крайняя режимность библиотек

Чтобы не отходить далеко от заглавной фотографии, начать стоит сразу со смыслового крючка Гайдая.

Если обратить внимание на время работы библиотеки, то… это уже само по себе смешно!

Библиотека. Режим работы: в ПН-СР-ПТ с 3 до 18, в СБ с 12 до 16 часов.

Оказывается, библиотека открыта с трёх ночи!! И выдаёт книги в течение 15 часов. В субботу же (наверное, чтоб неповадно было)) – окошко выдачи работает только четыре [часа].

С другой стороны, становится понятно, почему Трус в следующей новелле ночью пытается спросить дорогу в библиотеку. Получается, и он не легкомысленный дурачок, и шутка имеет основу.

2. Исчезающий браслет Лиды

Ну и конечно, как обойтись без бессмысленных “технических” ляпов!

Лида носит блестящий браслет из звеньев крупной вязки.

Буквально через минуту браслет исчезает.

При выходе героини из трамвая украшение возвращается.

И вот интересный факт. Ляпы ляпами, но Гайдай был очень внимателен к мелочам!

В сумочке у Лиды лежит два бублика.

в сумочке у Лиды лежат два бублика

На улице парочка съедает один.

И… пока это нужно просто запомнить.  ))

К браслету.

Ближе к концу новеллы он пропадает вновь.

Впрочем, его утрата длится всего миг.

И вот блестящий аксессуар снова сияет на запястье красавицы.

К чести реквизиторов следует признать, что в отличие от приключений с часами Верзилы здесь они поработали более тщательно. И Лида лишилась браслета незаметные два раза.

3. Темпоральность двойных статистов

А вот ляп хоть и технический, но гораздо более интересный. И не особо заметный, поскольку внимание зрителя поглощено центральными персонажами.

Между тем, на заднем плане творится невероятное!

По углам кадра появляются фигуры: женская в чёрно-жёлтом одеянии и пара ребят в костюмах.

А у Лиды в сумочке — один бублик! Второй съеден ранее.  ;))

Гайдай ловко оперирует бубликами: он остался один ))

И всё бы пока ничего.

Статисты спокойно продвигаются вперёд. Женщина прошла Шурика, а ребята где-то за Лидой и сокурсником Александра.

Но тут!.. Магия.

Встреча женщины с ребятами оказалась за Лидой. А потом внезапно сместилась в левую, видимую часть сцены. И произошла вторично!!

Что предполагает владение Леонидом Иовичем темпоральными потоками и свободой обращения с пространственно-временным континуумом. Видимо, Режиссёр уже тогда готовился к постановке «Ивана Васильевича» и настраивал машину времени.  ;))

Хотя некоторые умники считают, что такое – тривиальный монтаж.

Ну, бог им судья!

4. Киношный подъезд

Лида и Шурик готовы миновать сторожевого боксёра, охраняющего вещи новосёлов. К слову, у въезжающей семейной пары не только пёс, но и, судя по трёхколёсному велосипеду, сынишка имеется.

Студенты уже прошли пару подъездов…

…и приближаются к третьему.

Но, чу!  )))

Как же он отличается от остальных!!

Появился яркий козырёк. На его опорах и рядом с дверью — зелень в горшках. Сама дверь, в отличие от своих товарок, более лёгкая светлая; и не тяжёлая, деревянная, в подобие классики, а современная, “шестидесятническая”.

Дом находится в Одессе: Французский (при СССР: Пролетарский) бульвар, 22. Съёмки здесь проходили в конце октября – начале ноября. На дворе холод, в кадре лето.

Чтобы никто не догадался, а также, чтобы подчеркнуть время действия сюжета (июнь, пора экзаменов); было решено установить цветущее дерево. Единственное за весь фильм.

5. Спорадическая рассеянность

Немного о психологии.

Шурик весьма внимательный и культурный человек. Он умеет просчитывать и предупреждать поступки других.

Так, в первой новелле «Напарник», Верзила, вскочив с лежака и выдав гневную тираду на лекции Прораба, натягивает тому на нос его пробковый шлем. Александр стоит рядом и в момент выпада хулигана предупредительно снимает кепку. Противоправный элемент тянется было к голове студента, но, не найдя там ничего, гневно потрясает пятернёй и в запальчивости уходит, экзальтированно пиная по пути всякие веники.

Ну, и вообще: Шурик – за правила, за порядок.

Вот он культурно садится в автобус в дверь с надписью «ВХОД».

фрагмент из первой новеллы «Напарник»

Однако всё меняется, когда он погружается в учёбу!

Книга тут же укладывается на впереди стоящую девушку (подругу Лиды), а сам Шурик, не соблюдая уже никаких правил, садится в трамвай через «ВЫХОД».

Впрочем, единение его с Лидой (она тоже впорхнула через эту же дверь)) оказывает на обоих целительный эффект. И парочка ловко проходит мимо зияющих провалов канализационных люков. Аккуратно соблюдает правила дорожного движения, останавливаясь на красный и проходя на зелёный. И даже игнорирует злобного пса-боксёра.

Правда, стоило оберегу в виде тетрадки с лекциями исчезнуть, как Саша с Лидой пустились во все тяжкие: и в люки попали, и чуть под машину не угодили, выбежав на красный, и квест с собакой не прошли.

Хотя как не прошли?  ;))

6. Волшебные таблетки

Прошли, но «собака дяди Вани не дремала, она не спала и всё осознавала, она всё отлично понимала». И Шурику штаны в итоге разорвала.

Впрочем, это было потом. А пока коварный Александр решил применить военную хитрость и дать несчастному животному не докторскую, но любительскую колбасу. Кругляшками жира в новоиспечённом мясном изделии послужили бы таблетки снотворного.

Шурик вдавил в колбасу четыре таблетки

Колбаса в сумочке юной красавицы почти естественна. Ну а что ещё с собой носить такой нимфе?  ;)))

Но вообще, отношение к продуктам в «Наваждении» довольно вольное. То Лида с собой колбасу и бублики таскает, то у неё дома целый день на столе лежат сосиски и прочая снедь.

Ещё страннее, правда, выглядит Шурик. Откуда у простого советского студента в кармане снотворное? Для каких таких целей??

Быть может, следующий кадр, в котором колбасных таблеток стало вдруг пять вместо четырёх, был призван как раз отвлечь от подобных вопросов?  ;)))

в колбасе пять таблеток

Судя по бубликам)), Гайдай был о-о-очень скрупулёзный человек. И просто так менять количество кругляшей не стал бы. Может, опять зашифровал что-то?

Что? Да хоть День Победы! 45 – год окончания войны; 4+5=9 – день; 5 оставленных без колбасы таблеток – месяц.

7. Таинственная нумерация

Настало время вспомнить, что подъезд, в котором живёт Лида, — третий. Но что внутри? А внутри вакханалия!

Квартира первого этажа встречает зрителя табличкой с номером один. Почему? А какая тогда нумерация в первых двух подъездах?

квартира №1 расположена на первом этаже третьего подъезда

Второй этаж ясности не вносит и добавляет сумятицы цифрой 17 на квартире новосёлов.

квартира №17 второго этажа

Ну а третий этаж, этаж Лиды, и вовсе отметился числом 28 на квартире тётушки-соседки, хранительницы ключей.

квартира №28, третий этаж

И даже если Лида живёт на четвёртом или на пятом этаже (дом-то пятиэтажный), странности номеров и прогрессию от единицы до 28 – это не объясняет.

Очередная шифровка от Леонида Иовича?  ;))

8. Так на каком этаже жила Лида?

Нумерация квартир, как видно, в этом вопросе не поможет. Зато поможет знание фотографии (если образно).

Из самой фотографии пригодится, правда, только одно наблюдение. Есть такое понятие: эффект схода вертикалей. Это когда на снимке высокие предметы как бы сужаются кверху. Например, здания. Подобное происходит из-за наклона объектива.

Здесь же видно, что камера стоит достаточно ровно.

…(пусть это и не натура, а павильон)…

Значит, взгляд указывает на равновысокое окно в соседнем доме.

А так как дома Лиды и соседние пятиэтажные, то получается, что Лида живёт на третьем этаже.

И Гайдай, как всегда, отметился логичным сводом мелочей к цельности:

  • Лида с Шуриком поднимаются на пролёт — там они становятся свидетелями ругани новосёлов. Это второй этаж.
  • Далее видно, как парочка вновь вступает на лестницу и оказывается у квартиры ключницы. Это третий этаж.
  • И правдивым подтверждением увиденному выступает вид из окна Лиды. По которому можно заключить, что да – именно третий этаж.

Гайдай прям математик выстраивания сцен!!   В-]

>>>

P.S. Корректировка-дополнение от Это все мое, родное!: «Так на каком этаже жила Лида? Все просто! Надо только пересмотреть фильм. Лида же сама говорит: «Вон мои два окна на пятом этаже»»
Вот так вот. И ни к чему сложные построения! )))
Спасибо огромное!!
Кстати, рекомендую заглянуть в журнал к Это все мое, родное! — там, в статье ««Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Заметки внимательного зрителя.», есть дополнительные нюансы, которые не отражены на ресурсе «С точки зрения диалектики».

9. Лида – будущая Зина

Не только двор у дома Лиды переполнен цветами (и даже цветущим деревцем)), но и сама квартира девушки утопает в цветах. Да и Лида – словно цветок: красивая, с солнечной улыбкой, с сияющими глазами.

Себе она тоже нравится. И если в поведении это можно уловить по незначительным штрихам вроде ведущей роли в отношениях с подругой или по удовлетворённо-оценивающему взгляду на себя при переодевании; то чтобы уж совсем в этом увериться, Гайдай даёт массивный намёк.

На стене висят фотографии Лиды. Мало кто способен у себя дома повесить свои снимки. Ну, если только ты не нарцисс.

Причём, фото не только во взрослом виде, когда, казалось бы, есть, что показать. Но и изображение себя во младенчестве!

маленькая Лида (Н.Селезнёва)

Впрочем, Лида не нарцисс в чистом виде. Она, скорее, прям девочка-девочка: посмотрите, какая я красивая; ах, какая я милашка.

Она не только не утратила детской непосредственности, но и, несмотря уже на “взрослую” учёбу в институте, продолжает почитывать литературу для малышей, судя по ребячьей книжке на столике у вентилятора.

Взрослая фотография снята в студии. С художественным светом. С позированием.

Хотя позировать Лида не сильно умеет.

Ну, это пока.

Вешают свои фото на стену не только люди, влюблённые в себя, но и те, кому по роду деятельности положено вызывать восхищение (в том числе;)).

Артисты!

Гайдай позже, в «Иване Васильевиче», очень хорошо обыграл эту актёрскую черту, завесив стены многообразием сценических воплощений Зины.

Почему Лида стала Зиной, кратким абзацем раскрывается в середине статьи «Пара афиш».  ;))

А вот почему и как прораб стал кинорежиссёром – это большой вопрос! Хотя… хм… в творчестве (даже на стройплощадке) ему не откажешь.  )))))

Пока же Лида, словно сойдя со своей фотографии, так же, как и на ней, мило улыбается — поцеловавшему её Шурику.

Тут она не позирует.

Тут Лида – настоящая!

10. Тайна книги Шурика

И наконец!

Та-дам!!  ))

Что же за книгу носил с собой Шурик??

Прежде, правда, надо отметить, что вычислить это было довольно трудоёмко. Демьяненко проявлял чудеса эквилибристики и очень ловко уклонял обложку от объектива.

Лишь однажды что-то пошло не так и актёр засветил-таки кусочек названия.

Ну а Селезнёва – тоже лишь в одном кадре и только однажды – приоткрыла завесу тайны. Зато полностью!

…(хотя и так уже всё понятно)))…

Тайна десятилетий раскрыта!!  )))

Мастерство и фотошоп творят чудеса.  ;))

Так вот каков самый лучший учебник по подготовке к физике! Или к сопромату. Версии (если судить по изучаемым лекциям) разнятся.

Хотя понятно. Если занудничать и буквально подходить к съёмке комедии, то для юмора просто понадобился толстый том, чтобы показать, насколько лекции более концентрированный мудростью эквивалент. Ну и вообще!  ))

В любом случае. С детства было интересно узнать, что за книга у Шурика. Ответ я нашёл!

***

P.S.   А где-то в конце 90х при выходе из книжного (в Москве) я увидел Её! Наталью Игоревну Селезнёву.

Дело было зимой, актриса шла в длинной, до пят, лисьей шубе.

Я замер.

Что удивительно: Наталья Игоревна остановилась тоже. И её прекрасные глаза задержались на мне!

С минуту мы оглядывали друг друга. Я – поражённый встречей, Она – видимо, из своей королевской прихоти.  ))

Наверное, надо было подойти и засвидетельствовать своё восхищение Её талантом и красотой… Но я, очнувшись, двинулся дальше.

Наталья Игоревна же, одарив меня ещё парой взглядов, спокойно и царственно продолжила прогулку.

Божественная!!  <3

.

.

.