Русские монастыри, такие простые и проникновенные, — это суровый, строгий, кряжистый (и, одновременно, устремлённый ввысь), мощный и чистый облик с неожиданной красотой и разноцветьем внутри.

Каждый храм образно вписан своей историей в окружающую местность, формируя виды и ландшафт, напитывая их энергией и смыслами. А своей редкой разбросанностью по просторам нашей страны они, храмы, ещё больше подчёркивают уникальность каждого. Даже в таком насыщенном церквями месте, как Суздаль.

В отличие от, скажем, Рима. Там, напротив: буйство красок и роскоши купается в богатом кружеве барочного камня, заполняя собой пространство в тесноту и мешанину. До такой степени, что после десятка-другого отсмотренных достопримечательностей, всё сливается в вихрь ярких всполохов и пёстрых бликов.

Для того, чтобы насладиться и осознать величие древних мастеров, в Риме нужно провести не менее пары месяцев! ;))) Но и тогда переполненность красотой будет сродни обжорству. Пресыщение, как и голод, — крайность.

Русское искусство балансирует на грани между духовностью и наполненным великолепием жизни. Или, если сравнивать с культурами и мирами, то — между Древним Египтом и Римом эпохи барокко.

Египет — выхолощенный дух до смысла, сжатого в точку (и бесконечность). Трёхмерный мир, перенесённый в плоскость. Самым большим открытием, поразившим до глубины души, стало осознание, что пирамида — это застывший свет! Невероятно красивый образ. Хрупкий и вечный…

Русские иконы и фрески отражают срединность земного и небесного. Метафорически. Условно.

Вытянутыми фигурами, обратной перспективой, особым наложением отсветов на лики святых.

И каждая церковь, будучи в единении с окружающими пейзажами и расстояниями(!) — словно награда в конце длинного пути. Не бриллиант, но драгоценность. Глубокие краски, выверенные лёгкие контуры, мудрые и сострадательные глаза ликов, тяжесть золотых окладов — кажется, что везде заложены смыслы. Будто россыпи жемчуга — знаки, слова, образы. Всюду — История и Дух.

Такие необыкновенные чувства возникают от созерцания православных храмов…

И монастырей.

Спасо-Ефимьевский, расположенный на крутом берегу излучины Каменки, — массивен мощью…

…и лёгок в линиях.

И вот, от внешней суровости и неприступности (пусть, и пытающейся быть дружелюбной в более поздних достройках и украшениях),

Проездная башня

изнутри монастырь раскрывается душевностью и благолепием! ))

Успенская трапезная церковь, 1525

Наблюдение: у нас даже архитектура напоминает о русском характере! ;)))

Иностранцы часто жалуются, что русские люди не улыбаются (каждому встречному))) и вообще суровы. Но если с нами;)) познакомиться поближе, то становится видна наша щедрость на эмоции. И — чувствительность.

Спасо-Преображенский собор, 1594 (слева)

И, кстати, видно, что душой мы близки всё же больше к Италии, чем к Египту! ;-D

Монастырская звонница, 1530-1691

Тем более, что многое от них, от итальянцев, переняли.

Вот, навскидку, — именно, что навскидку: хоть и готика это, и на век-два раньше, но для того, чтобы показать преемственность форм — в Венеции:

Собор Са́нти-Джова́нни-э-Па́оло, 1343-1430гг

И барокко есть!

Мавзолей князя Дмитрия Пожарского, 1858-1885гг (воссоздан в 2009г)

Но — к русской многослойности.

После внешней невозмутимости [стен монастыря], познакомившись, русские встречают знакомых улыбкой и радушием [словно уютная территория монастыря и его несколько церквей]. Душу же свою люди доверяют лишь близким. Так и внутреннее убранство храмов открывается лишь вошедшему [фрески Спасо-Преображенского собора]:

{для большего комфорта при просмотре галереи на компьютере, рекомендуется кликнуть на изображение и листать стрелками клавиатуры;))}

И легко как-то становится.

И наступает отдохновение…

Киворий

Прощальная нежность сурового храма…

.