Спасо-Евфимиев монастырь
Русские монастыри, такие простые и проникновенные, — это суровый, строгий, кряжистый (и, одновременно, устремлённый ввысь), мощный и чистый облик с неожиданной красотой и разноцветьем внутри.
Каждый храм образно вписан своей историей в окружающую местность, формируя виды и ландшафт, напитывая их энергией и смыслами. А своей редкой разбросанностью по просторам нашей страны они, храмы, ещё больше подчёркивают уникальность каждого. Даже в таком насыщенном церквями месте, как Суздаль.
В отличие от, скажем, Рима. Там, напротив: буйство красок и роскоши купается в богатом кружеве барочного камня, заполняя собой пространство в тесноту и мешанину. До такой степени, что после десятка-другого отсмотренных достопримечательностей, всё сливается в вихрь ярких всполохов и пёстрых бликов.
Для того, чтобы насладиться и осознать величие древних мастеров, в Риме нужно провести не менее пары месяцев! ;))) Но и тогда переполненность красотой будет сродни обжорству. Пресыщение, как и голод, — крайность.
Русское искусство балансирует на грани между духовностью и наполненным великолепием жизни. Или, если сравнивать с культурами и мирами, то — между Древним Египтом и Римом эпохи барокко.
Египет — выхолощенный дух до смысла, сжатого в точку (и бесконечность). Трёхмерный мир, перенесённый в плоскость. Самым большим открытием, поразившим до глубины души, стало осознание, что пирамида — это застывший свет! Невероятно красивый образ. Хрупкий и вечный…
Русские иконы и фрески отражают срединность земного и небесного. Метафорически. Условно.
Вытянутыми фигурами, обратной перспективой, особым наложением отсветов на лики святых.
И каждая церковь, будучи в единении с окружающими пейзажами и расстояниями(!) — словно награда в конце длинного пути. Не бриллиант, но драгоценность. Глубокие краски, выверенные лёгкие контуры, мудрые и сострадательные глаза ликов, тяжесть золотых окладов — кажется, что везде заложены смыслы. Будто россыпи жемчуга — знаки, слова, образы. Всюду — История и Дух.
Такие необыкновенные чувства возникают от созерцания православных храмов…
И монастырей.
Спасо-Ефимьевский, расположенный на крутом берегу излучины Каменки, — массивен мощью…
…и лёгок в линиях.
И вот, от внешней суровости и неприступности (пусть, и пытающейся быть дружелюбной в более поздних достройках и украшениях),
изнутри монастырь раскрывается душевностью и благолепием! ))
Наблюдение: у нас даже архитектура напоминает о русском характере! ;)))
Иностранцы часто жалуются, что русские люди не улыбаются (каждому встречному))) и вообще суровы. Но если с нами;)) познакомиться поближе, то становится видна наша щедрость на эмоции. И — чувствительность.
И, кстати, видно, что душой мы близки всё же больше к Италии, чем к Египту! ;-D
Тем более, что многое от них, от итальянцев, переняли.
Вот, навскидку, — именно, что навскидку: хоть и готика это, и на век-два раньше, но для того, чтобы показать преемственность форм — в Венеции:
И барокко есть!
Но — к русской многослойности.
После внешней невозмутимости [стен монастыря], познакомившись, русские встречают знакомых улыбкой и радушием [словно уютная территория монастыря и его несколько церквей]. Душу же свою люди доверяют лишь близким. Так и внутреннее убранство храмов открывается лишь вошедшему [фрески Спасо-Преображенского собора]:
{для большего комфорта при просмотре галереи на компьютере, рекомендуется кликнуть на изображение и листать стрелками клавиатуры;))}
И легко как-то становится.
И наступает отдохновение…
Прощальная нежность сурового храма…
.