И вот дорога подводит к волшебному институту, где снималась музыкальная сказка «Чародеи» о всепобеждающей силе любви.

Общеизвестно, но дело давнее — поэтому: )))   Когда-то была написана потрясающе смешная фантастическая повесть с парадоксальным на первый взгляд названием «Понедельник начинается в субботу». Реальность, там представленная, – 60х годов, но живо читается и сейчас.

Главный герой – программист(!), работающий {для некоторых сейчас будет разгадка названия статьи!;))} в Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧАВО). Любви там никакой нет, зато есть много юмора. Особенно ухахатываема первая часть: «Суета вокруг дивана», крайне рекомендую!

Собственно, книга эта – литературная основа для фильма. И непременно с иллюстрациями Мигунова!!

Так вот. Кино, как водится, совсем не о том!! Хотя автор, брат Стругацкий)), участвовал в написании сценария. От книги остался только один институт, который и тот, однако, переименовали. В фильме он {а вот и вторая разгадка!))} Научный универсальный институт необыкновенных услуг (НУИНУ).

С него и начинается повествование (после титров;). И перед нами предстаёт образ самого института – здания. Образ, надо сказать, удачный! Его слепили из двух строений. Основой стала гостиница «Союз» (Москва). Сооружение само по себе оригинальное. Так его ещё больше осказочили, водрузив крышей второе! Как раз тот самый двускатный шатёр с коньком в виде – тадам! – головы коня)), которого в реальности, увы, нет.

Для фильма был создан макет, вокруг которого летает ведьма Алёна.

Часто пишут, что это комбинированные съёмки. Но вот конкретно эти кадры — нет. Это, скорее, кукольный мультфильм. А комбинированные, без компьютеров, зелёных экранов (тогда использовались синие, к слову) и без AfterEffect;)), вот:

Данный план был сделан, скорее всего, посредством установки макета в пространство кадра. Опора удачно прячется за ёлочкой и за отсутствием HD ;)))            Высокое разрешение, кстати, превратило все современные фильмы (ну, где не используются смягчающие фильтры) в театральные постановки, которые в 70-80ые как раз и отличались от кино качеством и видимостью каждой морщинки. Художественное же кино было именно художественным. Мягким… Что и позволяло снимать всякие НУИНы и летающие тарелки на верёвочках! ))

И вот: что касается образа института, то, мне кажется, я знаю, откуда у него растут ноги. 😉          Из многоэтажной избушки в мультфильме «Летучий корабль»!

м/ф «Летучий корабль», 1978г

Образы изб🤭, к слову, сопровождают нас по всему Суздалю! Не обошлось без них и в прогулке по «чародейскому» пути. На берегу Каменки стоит очаровательная утиная избёнка. Облюбованная галками!

Галки вообще почему-то массово встречаются по всему Суздалю!! Забавные птицы, конечно))

Но показывает дорога, понятно, не только галок, а и то, за чем, собственно, мы сюда и пришли: сам туристический комплекс, в одном из модулей которого снимали кино. Кстати, не только «Чародеев», но и «Классика». Второй — про благородных бандитов, играющих в биллиард ))            Примечателен отличной игрой актёров: Никоненко, Этуша и молодого Гуськова. И, естественно, – НУИНУшной локацией.

Которая, как оказалось, лишь малая часть турцентра.

Комплекс создан в 78-ом, но и сейчас может дать фору большему количеству новостроя богатством внутреннего наполнения и отделки:

«Монументальное главное здание с «фирменным» козырьком, просторный холл, мраморный пол и потрясающе оригинальный потолок, резные белокаменные украшения на фасаде, поволжские витражи и белорусские дубовые панели для отделки и мебели органично соединялись в одном стилевом решении. Комфорт в номерах, шикарный ресторан, бассейн с восхитительным видом и кинозал с возможностью синхронного перевода довершали впечатления гостей.»

Ведомости (Е.Арефьева)

Проектировал «Суздаль» Михаил Посохин, Главный архитектор Москвы, создатель высотки на Восстания, Кремлёвского дворца съездов, проспекта Калинина (н.в.: Новый Арбат) и множества других проектов. Человек-эпоха! И человек-вечность. Потому что стиль, в котором он творил, вот уже с век остаётся главенствующим. Хотя сейчас его стали теснить бесхарактерное программное моделирование кузнечиком (Grasshopper)))) и насаждение вульв (см. Hadid).  )))

А стиль – конструктивизм. Созданный в СССР, он был подхвачен всем миром и до сих пор с успехом применяется, пусть и видоизменившись.

Крыло ГТК «Суздаль», выходящее на р.Каменку

Дорожка, опоясывающая комплекс, кажется ужасно романтичной, как будто соединяющей древность и будущность.

И посередь времён застыл в янтаре шосткинской киноплёнки и в вечности ещё один образ. Который, уже будучи вцементированным в фильм и в сознание, тем не менее, всё равно вызывает некоторый диссонанс. Диссонанс внешнего несоответствия.

Ну какой же это Ваня Пухов??

Он составляет великолепную пару с Яковлевой – двое красивых ярких людей. Но так-то? Разве мог бы Абдулов быть таким увальнем, который по психологическому соотношению характеров представлялся в этой роли? Собственно, он из неё и выбивается. Слишком сильный, слишком великий. Пылающий внутренним пламенем.

И… Он должен любить, но он не любит. Руки любят (сцена умопомрачительная! волшебная!), а герой Абдулова – нет…

Так что: ну какой Александр Гаврилович – Ваня? Сама семантика (да и простое звучание слов) — Ва-ня Пу-хов — рисует совершенно другого персонажа.

И да, такой — внешне более в фактуре образа — и был выбран изначально.

На роль претендовало несколько человек: Филозов, Янковский, Старыгин, Еременко, Калныньш, Костолевский… Однако, на ум приходит совершенно определённый актёр. Вот настоящий Ваня Пухов))!:

Абсолютно подходит под фактуру. И под характер! Характер человека, который мог бы быть в тени Алёны. Но и – способный на подвиг во имя любви. У Проханова, многие роли про это. «Усатый нянь», «Завтрак на траве» и даже «Гений» (в паре с Абдуловым, какова ирония!) – везде сначала он безалаберный балабол. Потом же идёт на поступок.

Проханов отыграл на съёмочной площадке всего один день. И был очень обижен заменой.

Конечно же, кроме фактуры и сходного типажа нужно и другое. Может быть, дело в некоторой иронии, которой Сергей Борисович лишён (в кадре). А «Чародеи» ироничны полностью!

Абдулов же живёт иронией. До гротеска. Как например в «Весёлой хронике опасного путешествия». Там он фактически кривляется в камеру.  ;)))

Вообще, это черта многих актёров того времени. Эдакая театральная привычка «взаимодействия со зрителем».

Да в принципе! Позднесоветская действительность и, тем более, действительность экранная отличались крайней ироничностью. В «Чародеях» — ироничностью новогодней!  ))

Ну а дорога уводит из сонма образов, мимолётных мыслей и ощущений, растворяясь в потрясающей живописности Суздаля. Уже не города, не волшебного НУИНУ, но — в великолепии Суздаля, влитого в красоту русского пейзажа.

Сюда перекинут мост. Через речку Каменку. Будто символ. Словно из видений и сказки — в широту реальной жизни.

И неожиданная дверь (на мосту!) становится очередным, но заключительным, как все двери, Смыслом…

Заключительным, но не конечным! Просто завершилось путешествие. А на той стороне ждёт что-то новое и манящее. Как ягоды шиповника!.. Сладостью вкуса растекающиеся по нёбу…