Суздаль – киносъёмочная площадка, практически. ))

Природа, старорусская натура… Снимай – не хочу! Современное (для своего момента) кино здесь тоже создавали. «Чародеи» — яркий пример! Но кино-кином, а есть такое понятие – попадание в образ. У кого какой — в неожиданных открытиях по дороге через ГТК «Суздаль». )))

Если уж говорить о магии места, то сказка самого города выражается в любом его уголке. И конечно же, на подходе к месту съёмок. Потому как идя из центра пешком (ну как из центра — от одного из центров: от Спасо-Ефимьева монастыря да через Щурово городище), вы обязательно минуете краснокирпичные, в белой побелке церкви, расположенные по улице с немного непривычным названием Коровники.

А непривычно оно потому, что коровник обычно один. Как «дом» для коров. Даже если состоит из нескольких корпусов. Но то – буквальное прочтение. Улица же ведёт историю от села, существовавшего здесь с целое тысячелетие! И люди, жившие здесь, занимались, как не трудно догадаться, животноводством. Отсюда, коровники – владельцы коров.

Ну а церкви отождествляют и поддерживают образ Суздаля – старого (старше Москвы!) красивого города, заполненного храмами.

У входа две таблички. По обе стороны от двери. Тут тебе и символ «старое-новое», и уточнение в наименованиях:

Тем интереснее, что название на некоторых картах сокращают до одного: Кресто-Воздвиженская церковь!! И вот как сие понимать? А понимать очень просто: на бумажной карте оставляют такое, потому как, видно, не вмещается второе. Карта же электронная справляется лучше:

Впрочем, всё это прекрасное парное сооружение не работает. Двери закрыты, движения не наблюдается, звонарь без работы — колокола нет;):

Впрочем, если хитро приглядеться, то можно заметить, что внутри есть жизнь! Вон, из окошка труба буржуйки выглядывает, даже две:

И вот, дав подпитку духом славного Суздаля, дорога выводит к комплексу, в котором когда-то снимались «Чародеи». И чтобы всяк входящий знал, что всё не просто так, а вся наша жизнь сплошное кино, на него выпрыгивает памятник!

Памятник Тарковскому и «лучшему фильму всех времён и народов» (цитата с подножия) — картине «Андрей Рублёв».

Монумент совершенно неожидан здесь, около стоянки, на неприметной дороге, за деревьями. Как и неожидан образ этого памятника…

Вернее, не образ как таковой, а смысл, им несомый (что глубинно даже больше, чем образ!). И тут не важно, что задумывали и что говорят сейчас авторы. Первая и явная ассоциация – поддержанная к тому же изображением иконы с обратной стороны памятника – Троица. Бог-отец, бог-сын и Святой Дух.

Однако! Двое из монументального трио вообще легенды. И если Рублёв исторически отразился и в вещном, и в Вечном; то Бориска был создан для фильма фактически только по надписи на великом колоколе для Софийского собора (в Москве): «А лил мастер Бориско».

Но сейчас не про факты, а про то, что два легендизированных персонажа (для художественного! фильма!!) были воплощены в натуральном, человеческом обличье без намёка на то, что они, по сути, вымысел — духи. В памятнике облик их имеет вполне живое/земное отождествление — облик актёров. По инициативе одного из которых (как раз Бориски, молодого, с верёвкой в руках) и была отлита такая вот композиция. При всех словах уважаемого (без иронии) актёра, Бориску сыгравшего, о том, что монумент – это первый (не первый) памятник Тарковскому (первый стоит у ВГИКа); самоличное увековечивание себя при жизни в бронзе — это несколько… мм-м, самонадеянно))

Однако, к смыслам. Прямая, по иконе (и по религиозной сути), трактовка вполне определённа с назначением фигур: Бориска — бог-отец, который через бога-сына, то есть, Христа?-Тарковского, испускает Святой Дух [Андрея Рублёва]:

С какой стороны не посмотри, а смысловая нагрузка образа памятника весьма не привлекательна. Как неудачно и итоговое место расположения этой скульптурной композиции. Изначально её хотели установить у стен монастыря. Но стоит она, невидимая, на задворках. Случайно? «По техническим причинам», как выражаются авторы?

С течением жизни понимаешь, что в событийной совокупности смыслов случайного мало. Как и в произносимом пафосе, лишённым основания. Это касается как надписи про времена и народы, так и слов, которыми открывался памятник: «Это событие планетарного масштаба».

«Случайность» же установки не у монастыря, а здесь, в смысловом плане как раз имеет основу: с этой точки открывается потрясающий вид на Суздаль. И, главное, место это – одна из локаций, которую выбрал режиссёр для съёмок.

Вид на Суздаль (Спасо-Ефимьевский монастырь) с точки, где установлен памятник.

А дорога ведёт дальше и вот — наконец-то! )) — подводит к волшебному институту, где снималась музыкальная сказка о всепобеждающей силе любви «Чародеи».

Продолжение следует…