Сто кружков или игры с развлечениями?

Что лучше для ребёнка — нагрузить развитием или позволить ему ощутить детство?

Одномоментно совпали два события.

ИГРАТЬ

Мне как психологу задали вопрос, вынесенный в предисловие. Обсуждение возникло на собрании в детском садике, где столкнулось мнения по поводу подхода к воспитанию.

Представительница учреждения выступила с концепцией познания через игру. И вообще, развернула светлую и тёплую презентацию. Про любовь, про детей, про их чрезмерную порой нагрузку.

По окончании раздался насмешливый женский голос: «Да-да, пусть вырастают безмозглыми дурачками». Реплика представляет из себя, понятно, хамство и, мягко говоря, невоспитанность. И дальше вообще можно было бы ничего не говорить, но тема получила развитие.

Как же всё-таки быть? Ведь если оставить дитё играть, то оно уткнётся в планшет. А там, например, самая модная игра сейчас – в предателей и убийц. И это, кстати, вообще отдельная тема!! Чем пичкают сейчас детей. И что из них получится…

Но пока вопрос в том, что оставленные сами себе ребята не играют, познавая мир, а, по сути, деградируют.

УЧИТЬСЯ

Одновременно с вопросом мне в Сети попался ролик на сходную тему:

Собственно, эта сценка Comedy и является ответом тем родителям, которые за кружки и секции.

Хотя ответ для обеих сторон – единый, общий и очень ровный: во всём нужна мера. А в частностях если: то сначала надо разобрать оба положения на плюсы и минусы, а потом сказать одну важную вещь.  ;))

Уточнение 1:        рассматривается (в этой статье, по крайней мере) старший дошкольный возраст, 5-7 лет.

Уточнение 2:          преимущества и недостатки будут указаны для и с точки зрения – родителей.

ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА!

  • Игра – это развитие. Внимания, мышления, физиологических навыков. Вне зависимости от того, электронная она или реальная.
  • Игра – это разрядка. Особенно в наше неподвижное время. Если в доинтернетную эпоху наоборот сетовали на то, что ребёнок пропадает на улице; сейчас детей и не выгонишь, да и небезопасна теперь улица. Электронная игра тоже способствует разрядке, хоть и психологической.
  • Расширение кругозора. Электронные игры в ТОПе!
  • Ну, и самое главное для родителей (если без белого пальто и снобизма): можно без лишних телодвижений избавиться от ребёнка на какое-то время!  )))       Поставил ему ходилку-стрелялку и можно спокойно заниматься своими важными делами. В отличии от секций. Для их посещения ехать же куда-то надо!  ;))
  • Электронные игры однообразны. Отупляют или нет – это вопрос открытый. Развивающие и учебные уж точно не такие! ))    Но много ли в них играют?.. А вот залипающие… Эти в итоге уничтожают все преимущества. Первое, что улетает, – время. Для родителей может быть плюсом то, что ребёнок «не мешает», но у самого маленького человека электронное однообразие крадёт их жизнь.
  • Организму видеоиграми наносится прямой вред. Неподвижность, возможное неправильное расстояние от глаз до экрана, однообразные движения с микроскопической амплитудой… Всё это потом может вылиться во вполне медицинские проблемы, исправить которые потребует куда больше времени, первоначально затраченного на игры. Если вообще удастся исправить. Плюс, финансы…
  • Мы живём в обществе. Какое-то очень и очень короткое время, когда с четверть века мир жил в кредит, было возможно от этого общества спрятаться. И в одиночку ли, или на родительской шее – скрываться от реальности (речь в частности о хикикомори как о ярчайшем примере). Теперь жизнь катастрофически меняется и отсидеться не удастся. А в детстве, особенно в этот промежуток, в пять-семь лет, закладывается очень многое: ролевые модели поведения, коммуникабельность и принципы общения, умение взаимодействовать. Проиграв этот период в игрушки, человек {с попустительства родителей!} закладывает гигантскую бомбу в своё будущее. Которая взорвётся сначала в отношениях с папой и мамой как раз.

Пенсия постепенно отменяется, лет через 10-15 её и вовсе не будет. Миллионерами все поголовно не станут, чтобы кормиться со своего капитала. Огороды хороши до поры до времени; пока, лет эдак с 65-70, не начнёт приходить немощность. Так что дети – единственная надёжная инвестиция!  ;))

Закончить с видеоиграми хотелось бы на тонких сферах.

  • В погоне за продажами производители постепенно скатываются (вернее, уже скатились!) к уровню, где нет ни морали, ни принципов, ни интеллекта. Сейчас, например, в моде у шестилеток игра про предателей и убийц.

Можно ли было представить лет тридцать назад подобное? Слово «предатель» считалось позорным. Потом начались шуточки, типа: вовремя предать – это предвидеть; и прочие. Ну, а сейчас дети уже с гордостью говорят, я – предатель!

В обществе мы не только живём, мы коммуницируем. Через слова, через смыслы, через понятия. Если они нарушены не просто базово, а искажены с точностью до наоборот, то дело будет совсем плохо…

И это касается не только игр. В кино извечное зло теперь меняется местами с добром. Так, мы видим, к слову, в сказке «Последний богатырь» предателя Добрыню, русского былинного богатыря, и харроших Кащея, Ягу и вообще нечисть… Взрослые хихикают, а дети потом вырастут с изменённой психикой. Архетипы, ценности? Нет, не слышали…

Крах надвигается не только и не столько экономический, а — цивилизационный. Помноженный на снижение рождаемости, он породит Зверя. Библейски выражаясь. Так-то слов уже не хватает!  ;))

Возвратимся лучше от высоких материй к жизни земной.

  • Игры физические бывают не приветствуемы родителями. Улица – опасна. Хулиганами, маньяками, транспортом (самокаты – зло!!))); да и просто родителям же всегда кажется, что дитё, активно играя, непременно покалечится! Пусть будет дома.

Можно дома, но с приятелями? Нет-нет-нет, это шум, ор, гам и беспорядок. И потом: все эти чужие дети, по определению, дебильны!!  )))     Лучше уж пусть играет в детской сам, зря что ли мы ему столько игрушек купили?! Конструктор, например. Это ведь и для ума тоже!..

Одно спасение – садик!  ;))

Где дети играют вместе. Общаются и учатся жить. Проходя познание через игру – о чём говорили на презентации.

ДЕТСТВО – ЭТО НЕ ИГРА, ЭТО ЗАДЕЛ НА БУДУЩЕЕ!

Некоторые (а то и многие) родители стараются заполнить жизнь ребёнка по максимуму. Кружки, спорт, языки, учёба, художественное развитие… Особенно захватывающе на такое смотреть, когда чаду года четыре, а оно уже два языка изучает, играет на фортепиано и ходит на бальные танцы. К примеру.

  • По представлению пап и мам, они закладывают потрясающее будущее для своего ребёнка.
  • Жизнь маленького человека, по мнению взрослых (опять же), разнообразна и интересна. Буквально, каждый час – разный и наполнен событиями.
  • Чадо обязательно вырастет гением и будет выгодно отличаться от массы быдлоты, не могущих себе позволить водить ребёнка по репетиторам. Следовательно, раз дитё такое одарённое, ему одна дорога – в руководители!

В ролике эти эпохальные устремления хорошо прокрутили — про гончара, умеющего говорить по-румынски!  ;)))

А вообще, минусов мало. И на самом деле, конечно же, ребёнка надо развивать. И водить его на занятия.

Вопрос в количестве и в качестве этих самых занятий. Но об этом мало кто задумывается. А почему? А потому:

  • большинство обучений нужны не для ребёнка. Они нужны для родителей. Для престижа и потому что модно.

Такое наслаждение – говорить, что твой отпрыск посещает и то, и другое, и третье, и пятое, и десятое. И сокрушённо вздыхать, красуясь в собственных глазах и вызывая зависть в слушательских: ах, мол, как это тяжело. Финансово, по времени; пришлось даже гувернантку нанять, чтобы ходила повсюду с дитятей. И шофёра заодно, чтоб возил их. Такие расходы, такие расходы! А потом искоса поглядывать на собеседника: проникся ли? У него положение похуже? Без шофёра? Уф, хорошо. Я круче!

  • реклама. Йормунганд/Уроборос повседневности отвечает запросам и выстреливает со своей стороны навязыванием подобного образа жизни.

Как, ваш ребёнок ещё не изучил исландский и ментальную (скороходы молодцы, ага))) математику? Успеха вам не видать! Срочно идите к нам на курсы, пока не поздно.

  • самообман. Чем больше курсов, тем больше добра родитель делает для ребёнка?
  • банальное «чтоб не мешал». Вместо игр. Вот тебе, сынок, курс архитектуры (!! – и такое есть))) на 20 занятий! Видишь, как я тебя люблю. Хотя ты ещё мал, чтобы осознать эту кучу добра.

А как быть-то?

Повторюсь, правы обе стороны. И играть надо, и обучаться.

Мерой во всём этом служат физические и ментальные

ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЁНКА

Вот мы и подошли к самому главному.

Каждый возраст отличается тем, что доступно человеку, что он может освоить. Это не новомодное «главное, верить и напредставлять себе лучшее, чтобы материализовать желания». Это – суровая действительность, основанная на миллионах наблюдений и сложившаяся в науку.

В возрасте 5-7 лет человек просто не способен качественно учиться.

Даже если в силу особенностей ребёнок вдруг будет, скажем, перемножать в уме пятизначные цифры, по совокупности причин он не вырастет выдающимся. И даже наоборот: обрадовавшись способностям, близкие перегрузят его так, что выйти во взрослые гении для него станет чудом.

Тут гораздо более прав детский сад в своей презентации, чем хамка-мать.

Дошколята познают мир через игру. Нагрузка же (из бесконечных репетиторов), как и бесконтрольная игра в гаджеты — лишает ребят не только детства, не только Настоящего; но и Будущего. Отнимая у них время, которое нужно на об-ще-ни-е!

К школе для ребёнка куда важнее научиться не читать (и тем более, не писать), а — логически изъясняться, согласно своему полу; умея адекватно вести себя как со сверстниками, так и со взрослыми.

.

.

.