ПОМНИ МЕНЯ — самая загадочная мистерия Эрмитажа: что связывает Дидону и ковёр?

Очередная, предпоследняя и единственно настоящая мистерия. Проникнутая духом тайны и тоски.

И вновь про смерть… Если это не целенаправленное влияние, то выходит, что в Европе, откуда прибыли постановщики «Флоры» Ж.Корнмюллер с П.Вольфом, на подсознании прописаны погибель, тлен и прах. Видимо, таковые там настроения. А то и предчувствие своей участи.

Мистерия – не в значении “священнодействие”, но по смыслу слова. Выступление наполнено мистикой.

Голос Алисы Тен печально и гулко разносит под сводами Малого итальянского Просвета арию Дидоны из оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней». На полу ковёр укрывает нечто бесформенное и перекликается с картиной на стене.

 «Натюрморт с восточным ковром» Франческо Мальтезе

Мальтезе – не фамилия, а прозвище. Что заставляет предположить в художнике уроженца Мальты. Именно предположить, потому что упоминается семейством Барберини он только в Риме => как создатель «шести масляных бумаг с различными цветами»

И не только “бумаг”! Вообще-то, Франческо был документально зафиксированным [в свидетельстве о смерти] «знаменитым художником», а также – признанным мастером по росписям с богато украшенными коврами. Оно и видно!

Мальтезе (Франческо Фьеравино; Франческо Нолетти; , ок. 1611-1654) «Натюрморт с восточным ковром»; холст, масло

Признание было недолгим. Смерть поставила крест не только на земном существовании Мальтезе, но и на земной же его славе. О художнике забыли на два века. А вспомнив, немедленно обозвали его творчество тромплёй!

Тромплёй (фр. trompe-l’oeil – обман зрения) — сверхнатурализм — художественный термин, обозначающий очень реалистичную оптическую иллюзию пространства на плоскости. Тромплёй чаще всего ассоциируется с живописью, заставляя зрителя воспринимать реальными нарисованные объекты.

И неудивительно! Ковёр на картине кажется настолько реальным, что затмил бы и фотографию. Он живой и фактурный. Физически ощущается его тяжесть, его складки, которые так и тянет потрогать!

Алиса Тен

Ооочень необычная девушка! И совсем не только восточными чертами лица (её папа – корейско-японского происхождения).

Любого входящего в зал Алиса встречает искренним интересом, мягко и тепло рассматривая человека с лёгкой полуулыбкой на губах. Если бывает безмолвное обаяние, то это оно. Очаровываешься в момент!

А певица плавно скользит дальше, впитывая остальных пришедших. Потом она непосредственно и крайне мило заинтересовывается чем-то в соседнем зале и присаживается у проёма.

Такие простота и естественность невероятно подкупают!

И вот она запела…

Алиса увлечена барокко года с 2018-го. А вообще – поёт, сколько себя помнит. По ощущениям, говорит, начала петь задолго до того, как ей исполнилось пять лет. В 14 поступила в джазовый колледж.

Но поёт она по-своему, не академично, в присущей только ей манере. Вероятно, поэтому каждое исполняемое Тен произведение так трогает.

Певица выступает в разных жанрах. Пение наполняет её свободой, радостью. По признанию Алисы, в её жизни музыка является не только профессией, но и мироощущением. А также — инструментом, посредством которого она может передавать свет, который видит.

Это правда. Девушка словно искрится. Насыщенно и необыкновенно.

Тонкий свет…

Чудесная!!

Лондонский повеса Генри Пёрселл

Пёрселл считается единственным английским композитором за все три века существования классической музыки. Правда, англичане до сих пор спорят, на какой слог ставить ударение в его фамилии! ))  Наши в этом отношении проявили однозначность и, не мудрствуя лукаво, попросту поставили Ё в нужном месте.

Композитор прожил короткую жизнь и умер в 36 от чахотки. Обладал громадной продуктивностью! Написал множество песен, число которых исчисляется сотнями. Особенно среди них выделяются песни-сатиры, песни-эпиграммы – с невероятным количеством непристойностей.

Генри Пёрселл

Генри страшно кутил (известно, что одна из лондонских таверн даже была украшена его портретом) и писал музыку не менее лихорадочно. Композиции рождались у него повсеместно, в том числе и в тех самых тавернах. Ну и – в кэтч-клубах (это такие пивные с песнопениями)), на гуляньях и пирушках – в общем, в обстановке разгула и вольнодумства.

Вечную же славу ему принесла

Опера «Дидона и Эней»

От дня нынешнего к глубинам древности…

осень 2021             —        несравненная Алиса Тен исполнила арию Дидоны, раскрасившей одну из ночных мистерий проекта «Флора» в зале Нового Эрмитажа ‘Малый итальянский Просвет’.

1895            —        после двухвекового забвения (опять два века! как в истории с картиной! странное совпадение!) опера ставится в Лондоне и в Дублине.

1705            —        исчезновение оперы с подмосток театров (как постановки)

1687-1689              —        первые исполнения оперы на сцене школы для девочек им. Джозиаса Приста в Челси (Лондон). Собственно, для девочек эта опера и писалась, поскольку она довольно проста в исполнении.

Кстати, не к ночи упомянутый Джозиас Прист – личность примечательная. Он вроде бы священник и вдруг _внезапно!_ танцор!! Причём, танцор-уголовник! Попался на массовых плясках: его загребли вместе с четырьмя приятелями, когда они гурьбой попытались повыкидывать коленца.

Что тут сказать? Только то, что Альбион всегда славился своим идиотизмом. В тот раз он [традиционный английский идиотизм] отличился лицензированием танцев!! За это Приста и замели: за отсутствие лицензии на танцы!  )))

Но парень не стал унывать и, скинув тюремное рубище, взял да организовал в 1675 году  школу-пансион для благородных дам. С обучением придворным пляскам, естественно! А чтобы эксцессов с властями больше не происходило, официально заделался учителем танцев. Не подкопаешься!  ;))

Через пять лет открыл – гулять, так гулять! – как раз ту самую школу для девочек, в которой и поставил «Дидону…».

1683            —        начало работы Генри Пёрселлом над созданием своего музыкального шедевра по пьесе Наума Тейта.

1678            —        Тейт пишет пьесу «Брут из Альбы, или Очарованные любовники», ставшую вскорости либретто для оперы. Пьеса прославляет монархию и полна символов, которых было настолько много, что они не влезли в первоисточник (“Энеида”) и пришлось расширять как повествование, так и круг действующих лиц. Так, например, появились колдуньи, которые в новой трактовке выступают метафорой римского католицизма. К слову, Дидона в пьесе – это как бы британский народ.

I век до н.э. (где-то между 29 и 19 гг. до н.э.)  —        древнеримский поэт Вергилий создаёт поэму (а по сути, национальный эпос) «Энеида» о похождениях славного троянца Энея, чья досточтимая личность стала родоначальником всего поголовья римлян. С первого по четвёртый том (из двенадцати) там фигурирует и Дидона.

История Дидоны

А что же Дидона?

Чья ария звучит в мистерии.

Кто она?

Личность этой женщины – легендарная. Она основала Карфаген!

Тот самый, который «должен быть разрушен». Фраза, кстати, принадлежит Катону (старшему). Все свои выступления в Сенате о необходимости раздавить карфагенскую гадину он заканчивал этими словами. Так они и попали в анналы, став символом упорства.

А как Дидона (по некоторым источникам, Элисса) основала город? То занятная история.

Как-то сбежала она от брата из Финикии в Африку. И попросила местного царя выделить ей немного земли. Тот схитрил и сказал, что даст столько, сколько покроет шкура быка. Однако сверххитрая Дидона была куда хитрее хитростей хитрого царька!

Она нарезала шкуру на тонкие полоски, связала их и получившейся нитью обвела один из холмов. Там Дидона построила город Карфаген и стала им править. Само собой – мудро и справедливо.

Потом приплыл Эней, троянский герой и красавец во цвете лет. Царица новоявленного поселения немедленно в него влюбилась, а как же! Тот, не будь дураком, влюбился тоже. Но боги-то! Боги имели большие планы на Энея: он должен был зачать римский народ.

Под покровом ночи к мужчине безапелляционно заявился целый Меркурий и повелел немедля плыть, значитца, зачинать. Делать было нечего, послушался прославленный Эней. Напоследок приплёлся к царице и сообщил ей известие о своём отъезде. Потому что ему надо.

Дидона расстроилась. Но слёз не показала. Была крепка.

Прославленный в “Илиаде” и “Энеиде” герой попытался вяло протестовать: то бишь, взять и не поехать. Ну а что! И вообще, это всё боги виноваты.

Однако мать Карфагена (и своей дочери по имени Бела) резко одёрнула будущего отца латинян:

Так на проклятых берегах Нила
рыдает лживый крокодил.
Так лицемеры, совершив убийство,
выставляют виновниками богов!

Выпроводив возлюбленного, женщина и исполнила свою трагическую арию.

Отплывающий Эней видит зарево над дворцом, но не понимает, от чего оно. А багровая пелена являла отблески костра, в который бросилась Дидона…

И/или приняла смерть от меча…

Источники разнятся.

***

Но главное так и осталось загадкой!!

Причём тут ковёр??

Как связана ария правительницы Карфагена трагической судьбы – с ворсистыми изделиями картины и мистерии?

А никак!!!  )))

У меня поначалу выстроилась сложная версия.

Опера — барочная. В то время, в эпоху барокко, сюжеты были подчинены определённой моде, в которой превалирующей темой являлись древние сказания. В частности, история Энея.

Так, “Энеида” отражена в немалом количестве картин. Кроме картин создана масса и иных настенных декораций. То есть, именно ковров!

К числу наиболее известных относится цикл из восьми ковров «Эней и Дидона» в замке г. Чески-Крумлов (ок. 1620).

Жаль только, что подозревать подобную глубину мысли у ребят с Австрии (устроителей «Флоры») – не только слишком оптимистично, но и легкомысленно. Они ж «творцы»!  ))                       Компилляторы. Оттого задумка должна быть проще, но красивше.

То есть, связь конечно же есть! И она в следующем.

В картине на накрытое ковром подобие стола выставлено блюдо с яствами. Так могли трапезничать при беседе только очень богатые люди. Но беседа не состоялась – фрукты не тронуты. Или была прервана. Скорее всего, сильными чувствами.

Взгляд перемещается с полотна в окружающее пространство, где на полу ковёр укрывает нечто.

В ночном зале гулко и тоскливо звучит ария Дидоны.

Это песнь духа женщины, лишившей себя жизни. А на полу, под ковром лежит её упокоившееся тело…

.

.

.

.

.