Какой могла бы быть «Кавказская пленница», или первичный сценарий фильма «Шурик в горах»
Ещё не закончились съёмки «Операции “Ы”» а сценаристы ‒ Я.Костюковский, М.Слободской и Л.Гайдай ‒ уже оформляют заявку на сценарий следующего фильма, рабочее название которого звучало бы как «Шурик в горах».
Структура предполагалась «операционно-Ышная». То есть картина должна была состоять из новелл. На этот раз, правда, из двух: «Кавказская пленница» плюс «Снежный человек и другие».
И если бы не (ругаемые подчас) советские редакционные комиссии, то кино могло бы получиться совсем иным. И удалось бы такой ленте добиться хотя бы половины успеха «Пленницы», что вышла в итоге, — большой вопрос.
Справедливости ради стоит отметить, что нижеследующий опус в основном писали только Слободской с Костюковским, а Гайдай в силу занятости «Операцией» полноценно присоединился позже, когда первые заседания уже закритиковали начальный сценарий.
Так как подавалась всё-таки заявка, а не полноценный труд, то объёмно прорисованной оказалась первая часть. Вторая – схематично.
новелла 1 — КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА
Шурик оказывается на Кавказе во время студенческих каникул в составе этнографической фольклорной экспедиции. Но тут же теряется и путешествует уже один. Верхом на ослике.
Ракурс выхватывает из общей панорамы скалу, которая, несмотря на свою полную неприступность, исписана снизу доверху. Но вместо традиционных надписей, оставляемых туристами, жаждущими самоутверждения и бессмертия, на скале написаны титры.
А камера возвращается на шоссе. Там, на подъёме, застрял старенький санитарный газик. Тут же останавливается и Шурик. Его ишак отказывается идти. Водители объединяются и совместно пытаются сдвинуть с места транспортные средства.
Потом каждый забирается под своего “жеребца”. Шофёр газика, положительный нацмен Эдик, крутит какие-то гайки. А Шурик подтягивает подпруги.
Далее товарищи по остановке заправляют водой то радиатор машины, то ишака, то даже Шурика. Мимо них проезжает «Победа», украшенная бодрым лозунгом «Автотуризм ‒ лучший отдых трудящихся». Внутри сидят Бывалый, Балбес и Трус. Троица издевательски хохочет и дразнятся из окон машины.
В этот момент на подъёме останавливается мощный МАЗ. Он подцепляет тросом газик и легко втаскивает его наверх. Затем возвращается, будто бы взять на буксир и заупрямившегося осла. Но колёса грузовика прокручиваются вхолостую.
Оказывается, МАЗ забуксовал в масле, которое пролилось из газика. Шурик начинает посыпать песком масляную лужу. Ишак, сообразив, что ему грозит машинная тяга, вдруг трогается с места сам, доказывая этим, что он не такой уж осёл.
Шурик добирается до глубокой теснины, где разместился современный отель из бетона, стекла и пластика. От отеля проложена канатная дорога, которая ведёт на базу горнолыжников. Там Александр знакомится с Ниной. Она даёт ему уроки альпинизма.
А в это время тройка жуликов добирается до города, примыкающего к отелю. Проныры разбили здесь, на базарной площади, шатровую палатку. Над входом красуется большая вывеска «Фотоателье «Космос»». Рядом плакаты: «Снимки изготовляются с космической скоростью» и «Плата по таксе. Такса ‒ 1 рубль».
За кассой сидит Балбес. Перед ним диетический завтрак: яичко в фарфоровой рюмочке, солонка и сухарик с маслом. Внезапно Балбес достает из кассового аппарата четвертинку, вынимает яйцо из фарфоровой рюмки, наливает в неё водку, выпивает, запивает яйцом, ставит скорлупу обратно в рюмку и ловко прячет всю посуду обратно в кассу.
Бывалый, скрывшись наполовину под черным покрывалом фотоаппарата, визируется на тантамареске ‒ живописном панно, изображающем космическое небо. В центре изображены пара космонавтов. Точнее, космонавт с космонавткой, у которой из-под шлема выбиваются длинные золотые кудри. На месте лиц вырезаны отверстия.
Трус режиссирует съемку.
В отверстиях появляются лица местных жителей ‒ мужчины и женщины. Однако золотые кудри почему-то обрамляют усатую физиономию.
— Попрошу поменяться местами! Ваше личико попало не в ту дырочку… Вот так! Теперь другое дело. Теперь вы ‒ вылитая Терешкова! Ну-с, просунем ручки! Сделаем ручкой прощальный привет Земле… На лице должна быть улыбочка, в которой тихая грусть смешивается с оптимистической уверенностью в благополучном возвращении.
Шурик же с Ниной к тому моменту возвращаются с гор в город.
Нину у её дяди Георгия замечает товарищ Ахохов.
Товарищ Ахохов-Саахов с первых минут производит впечатление человека с очень высоким чином. Машина, квартира, дача, кабинет ‒ это не меньше, чем секретарь обкома.
Комиссия, кстати, сразу попыталась зарубить такую исключительность. Ибо => нежелательная критика произвола в верхах власти. Потому главного злодея осторожно и прямо обозвали заведующим райкомхозом.
А сладострастный гражданин уже открывает Дворец бракосочетания.
— Товарищ Аркадий Райкин едкой сатирой высмеял тех, кто считает, что женщина ‒ это одно, а человек ‒ это другое… А можем ли мы так относиться к нашим дорогим подругам, которые составляют в нашей стране пятьдесят шесть и девять десятых процента населения или в абсолютных цифрах сто тридцать один миллион девяносто восемь тысяч четыреста тридцать две женщины…
Шурик, уже этнографически “натостенный”, откладывает блокнот и издаёт единодушный аплодисмент:
— Грррандиозно!!! Выпьем за кибернетику!
Он хватается за оставленный было кубок, который внезапно оказывается рогом живого быка.
Бык возмущённо ревёт. Его налитые кровью глаза останавливаются на красной скатерти, перекинутой через плечо Шурика. В ярости бык начинает крушить всё подряд, вызывая всеобщую панику.
Шурик проявляет недюжинную храбрость. Он хватает шампур и, похожий в этот момент на тореадора, вступает в единоборство с быком. С помощью скатерти он пытается заманить быка обратно к загону. Но животное не унимается и хаотично носится по площади.
Народ от греха подальше позабирался на близстоящие столбы и висит там гроздьями.
Бык крушит Дворец бракосочетаний! Он сбивает фанерное ограждение, закрывающее угол вестибюля. Взорам открывается прозрачный санузел.
А рогатая туша уже врывается в фотоателье «Космос». Бычара трясёт головой, стараясь сбросить с рогов космическое панно и гармошку фотоаппарата…
На площадь выходит старушка. Она с удивлением смотрит наверх. На всех ближайших столбах сидят люди. Прямо над нею ‒ Балбес, чуть дальше ‒ Бывалый и Трус.
— Опять электричество чинят, ‒ по-своему истолковывает старушка эту картину.
Вдруг раздаётся рёв быка. На лице старушки отражается ужас, и она бросается бежать с реактивной скоростью.
Наконец быка удаётся утихомирить.
…Дальше первоначальный сценарий мало отличается от действия в итоговом фильме. Хотя есть и утраченные дополнения. Часть из них продолжают сцену с быком: троица восстанавливает фотоателье, попутно жульничая с испорченной тантамареской/панно; устраиваются танцы на площади; и некоторые другие.
А вот ещё некоторые детали сценарной заявки, которые по итогу не вошли в комедию:
- в сцене торга Георгия/Джабраила с товарищем Ахоховым/Сааховым первый произносит “покупаешь”, а не ”получаешь”. И оттенок фразы как-то даже по-иному тонируется:
— Ну, имей же совесть! Ты же всё-таки не козу покупаешь, а жену. И какую: студентка, комсомолка, спортсменка, красавица… И за всё это я прошу двадцать пять баранов, даже смешно торговаться.
- в одной из сцен присутствовал пронзённый клинком бюст Толстого;
- у Нины предполагался лёгкий кавказский акцент;
- моменты погони Шурика с Эдиком за троицей, похитившей Нину, кроме гэгов с огурцом и маслом предполагалось разбавить шутками с выбежавшей на дорогу отарой овец, а также ‒ с внезапным художником.
Но и финальная версия могла подвергнуться сокращениям. Так, требовали убрать:
- шприц, торчащий из ягодиц Бывалого;
- погони. Их хоть и не предполагалось совсем исключать, но необходимо было уменьшить безумное количество трюков;
- «национальную» направленность фильма. А то отрицательные персонажи говорят с акцентом. Да и вообще, что-то кавказцы ‒ все без исключения пьяницы и бездельники. Это же великодержавный шовинизм!! ;)))
- не убрать, но переделать сцену возмездия, решённую хоть и в стиле Хичкока, но джигиты там по теням своим больше напоминают ку-клукс-клановцев, а не горцев;
- сцену суда. Достаточно сцены в гостинице, когда Шурик приходит к Ахохову.
В один из моментов всё вообще повисло на волоске – и сценарии, и съёмки, и сама будущая картина. Потому что Никулин решил отказаться от роли. Хорошо, что этого не произошло!
новелла 2 — СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ДРУГИЕ
На волне интереса в те годы ко всяким блюдцам, нессям и йетям ‒ авторы решили хайпануть и выдать свою версию, что де снежный человек существует. И обитает не где-нибудь, а у нас на Кавказе, в джунглях, неподалеку от хорошо обжитых и всем известных районов.
И вот, в горах Кавказа научная экспедиция, возглавляемая известным профессором (М.Пуговкин), ищет снежного человека. Присутствие «реликтового гоминоида», или алмасты, как снежного человека называют местные жители, обнаруживается повсеместно.
Свидетели и потерпевшие утверждают, что снежный человек во всё возрастающих количествах ворует еду, топливо и даже мелкие предметы обихода. Некоторые его даже наблюдают! Правда, описания йетевой внешности противоречивы.
То он лысый, толстый и с большой бородой. То ‒ чёрный, худой и с реденькой бородкой. А то он ‒ рыжий, трусливый и без растительности на лице.
Оказывается, очевидцы говорят правду. Просто видели они трёх разных людей. И вовсе не снежных.
Это, понятно, известные зрителю Балбес, Трус и Бывалый. Жулики пребывают в паническом бегстве от возмездия. А потому теперь => вдали от наезженных путей скрываются в непроходимых горных джунглях. Да вот беда: троица заблудилась и одичала. Но не забыла, что её ищут.
Поиски снежного человека проходимцы воспринимают как приближение карающей десницы правосудия, и поэтому бегают от научных сотрудников, как от работников уголовного розыска.
Потом, правда, мошенники случайно узнают, что ищут, собственно, не их, а «реликтового гоминоида». Тогда они решают выдать себя за снежных людей, что на этой стадии одичания им нетрудно сделать. Зато хоть наконец вдоволь поели и приоделись. В дальнейшем новоявленные алмасты предполагают в надёжных клетках выбраться из угрожаемого района.
Возможно, им это и удалось бы, если б в решающий момент не появились Шурик и Нина. Они опознали в первобытных людях хорошо знакомых им жуликов ХХ-го века…
Данная новелла была призвана сатирически высмеять пустозвонство и сенсационность в науке.
***
Ну, что тут можно сказать?
Хорошо, что Гайдай полноценно присоединился к написанию сценария.
Хорошо, что существовали редакционные комиссии, не пропустившие откровенно слабые идеи.
Хорошо, что тот же Гайдай разумно внял критике и выехал на Кавказ для сбора материала и непосредственного изучения жизни/нравов на местности.
Хорошо, что получилась именно та «Кавказская пленница», которую мы все прекрасно знаем. И любим!!
.
.
.