За экраном «Кавказской пленницы»: как отбирались актёры

Ещё не успела закончиться работа над «Операцией “Ы”», как сценаристы Морис Слободской, Яков Костюковский и Леонид Гайдай подали заявку на продолжение похождений полюбившихся героев.

Ну… Как “полюбившихся”? Для миллионов зрителей ‒ безусловно. А вот Гайдай начал понемногу уставать от одних и тех же персонажей. Однако МосФильм, впечатлённый сборами от предыдущих картин, настаивал на следующей ленте.

Появились новые лица. А некоторые роли были уже предопределены и неизменны.

Трус ‒ Георгий Вицин

С Вициным Гайдай работал в своём фильме «Жених с того света».

Как говорит Леонид Иович ‒ «уже в характере жениха были заложены черты Труса, которым он станет в дальнейшем».

Балбес ‒ Юрий Никулин

Балбеса оказалось выбрать труднее.

Поначалу, в самую первую картину…

Кстати, в газетах того времени название комедии окультуривали и писали «Пёс Барбос, или необыкновенный кросс».

Так вот, в «Барбоса» Гайдай пробовал сперва Бориса Новикова и некоторых других актёров. Никулин «перетянул» всех!

Бывалый ‒ Евгений Моргунов

По Сети ходит версия, что на роль Бывалого первоначально хотели взять Михаила Жарова.

Однако аутентичная «Вечерняя Москва» указывает на Игоря Ильинского! И не просто указывает, а печатает интервью Гайдая, в котором тот прямо об этом рассказывает.

В конце режиссёр добавляет, что Игорь Владимирович, к сожалению, “не смог сняться в нашем фильме”.

Затем пробовался Иван Любезнов. Гайдай был в восторге! Но… предполагаемая физическая нагрузка показалась актёру, пребывавшем на пороге 53-летия, слишком высокой, и он отказался.

Тогда пригласили Евгения Моргунова.

Шурик ‒ Александр Демьяненко

К 1964 году Демьяненко уже стал известным на всю страну актёром. За его плечами были такие фильмы как «Мир входящему», «Карьера Димы Горина», «Взрослые дети»…

Он переехал в Ленинград и вошёл в штат ЛенФильма. Киностудия выделила актёру квартиру.

И тут в город на Неве самолично приезжает Гайдай. Ему кто-то посоветовал Александра Сергеевича, сказав, что тот «вылитый Владик» (да, Шурик сначала звался Владиком)).

Прочитав сценарий «Операции “Ы”», Демьяненко “понял, что фильм обречен на успех, — ничего подобного в нашем кино тогда не было”.

товарищ Саахов ‒ Владимир Этуш

Гайдай обратил внимание на Этуша в картине К. Воинова «Время летних отпусков», где актёр виртуозно сыграл маленькую роль азербайджанца.

Роль Саахова в «Пленнице» была написана специально для Владимира Абрамовича и подошла ему как нельзя лучше.

Правда, актёр не хотел вновь играть «южную» национальность. Да к тому же ещё и ‒ опять руководителя. Долго не соглашался.

Но Гайдай его всё же убедил. И не прогадал: умный и интересный актёр многое внёс в свою роль, в текст и ситуации фильма.

Джабраил ‒ Фрунзик Мкртчян

Мкртчяна любили. Но сниматься приглашали с опаской. Поскольку сомневались, будет ли такой артист – с ярчайшей индивидуальностью – с достаточной серьёзностью относиться к работе. И не станет ли выкидывать на площадке всякие штучки!  ))

Так, например, будучи (в каком-то фильме) по роли кузнецом, Фрунзик решал с несколькими товарищами в кузне за ужином вопрос с женитьбой одного из них. Сцена – серьёзная. Сцена – не получается. Уже пятый дубль!

И вдруг режиссёр хватается за сердце — Мкртчян решил, что у него остыл чай и, выудив из горящих углей раскалённый кусок металла, бросает его себе в кружку.

И, кстати, сцена после этого {вопиющего!))} эпизода пошла.

В «Кавказской пленнице» актёр играет некоего Джабраила. Которого по первой версии сценария звали Георгием.

Дядя Нины ‒ человек старательный, озабоченный своими меркантильными хозяйственными проблемами. Всеми силами старается услужить нужному человечку. Он отнюдь не отягощает себя раздумьями на моральные темы.

А Мкртчян всю жизнь мечтал сыграть [в кино] Сирано де Бержерака… Через 10 лет, в телеспектакле 1976 года, ему это удалось.

Нина ‒ Наталья Варлей

Единственный условием к актрисе при выборе на роль Нины было то, чтобы девушка сразу должна обращать на себя внимание.

Не считая, правда, хорошей физической подготовки. Поскольку по [первому] сценарию студентка должна была заниматься альпинизмом. Ну и ‒ предстояли сложные трюки.

А так, да – должна просто (и сразу!) обращать на себя всеобщее внимание. К слову, режиссёр с командой проверяли затем этот эффект в жизни.

Задача казалась несложной: в народе столько красивых девушек!

Было сделано свыше 500 фотопроб. А к последнему туру состязаний пришли только… десять!!

Но и они не выдержали испытания на плёнке.

Победила незнакомка.

Из Одессы, где гастролировал цирк, Гайдаю привезли фотографию гимнастки под куполом ‒ Натальи Варлей. Она ничего не умела делать в кино. Но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине.

И да: Наташа Варлей оказалась именно той артисткой, кто невольно приковывает внимание.

.