Один из древнейших храмов на территории Абхазии, построен примерно в Х-XI веке.

Фотографировать внутри нельзя (почему-то), но можно снаружи! ))

Церква спрятана под навесы. Это легче и надёжнее, чем чинить и реставрировать натурную крышу. Однако, интересно же, а как храм выглядит без защитных сооружений? Интернет отважно срывает покровы:

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы

Религиозный комплекс расположен в селе Лыхны. Село названо так, понятно, в честь знаменитого вина! )))

Поговаривают, правда, что вино – это бывшая советская «Изабелла» (слухи). Тем более, что и делают «Лыхны» из винограда сорта Изабелла. Пробовал его лет пять (а то и все семь!!) назад. Понравилось, но хватает на пару бокалов, несмотря на тосты и уговоры, — тяжесть какую-то даёт…

С вином, кстати, в Абхазии занятно. Сами аборигены, конечно, превозносят его повсеместно. И столь же повсеместно продают. В связи с чем порой возникает вопрос: а откуда столько вина?

Тут маленькая история.

В течение пары дней абхазского тура удалось проехаться с двумя водителями. Оба из Сочи. Не абхазы.

Один вдумчивый и предупредительный. Рассказывает обстоятельно. С удовольствием внимает собеседникам, попутно наматывая услышанную информацию себе в память.

Второй – балагур и восторженный враль. Вроде в приподнятом настроении, но почему-то от его веселья всё время возникает ощущение фальши. Как и от его слов. Не даёт высказаться, а если что и слышит, то пытается оспорить, соглашаясь лишь совсем в очевидных случаях. Стараясь при том оставить последнее «может быть» за собой.

И вот о втором. Благо, его удалось потерпеть всего пару часов. Он-то и поведал удивительную (в плане выдумок) байку. Попутно восторгаясь жизнью в Абхазии.

И земля-то тут, говорит, плодородная. Палку воткнёшь, она прорастает. Да по два-три урожая в год.

И народ-то тут, продолжает, богатый. Обычная бабушка с торговли всяким имеет не менее 20 тысяч рублей ежедневно! Тут я позволил себе усомниться, спросив для начала, почему сей уважаемый муж живёт в Сочи, а не в этом благодатном крае. Извозчик странно повёл очами и повёл хвалебную песнь далее.

У каждого абхаза де – машина, куры, корова и вообще куча живности.

Но главное, у всех поимённо по винограднику. В год каждое хозяйство запасает несколько тонн вина. И уточнил даже – пять!

Это легко проверить. В год изабелла даёт ~50ц/га. На литр вина идёт килограмм-полтора. То есть, именно 5 тонн с гектара. Владеют ли домохозяйства по гектару лозы на дом?

Но все расчёты меняются, когда в дело вступает второй водитель. Он усмехнулся словам коллеги, но впрямую опровергать не стал. Уточнил лишь, что с молдавской (а в последние годы и с аргентинской) заграницы привозят бессчётные цистерны виноматериала. Не премиального, естественно, качества.

И это – не считая продукции из порошка и спирта.

Да и своё вино, мягко добавил первый шофёр, многие абхазы изготавливают не всегда по технологии. Так как изабелла весьма низкосортный виноград, он даёт ненасыщенное и недостаточно сладкое вино. Оттого отдельные виноделы добавляют туда сахар. Причём, свекольный. Что есть нонсенс и тлен.

Виноградинкой на пробке стала история о том, что местные, отличаясь мм-м… склонностью к преувеличению, назвали один из сортов хванчкара и выдают субстанцию из него за легендарное вино, которое пил сам Сталин!

Как знатный сталиновед ответственно спешу заявить. А вот фиг! )))     Это очередной, хотя и очень распространённый миф.

Иосиф Виссарионович вкушал в медицинских дозах грузинский коньяк «Энисели». А также потреблял домашние сухие красные и белые вина, закупаемые ГУО МГБ у колхозников братьев Немцецверидзе.

Причём, для, так сказать, чистоты эксперимента — ну, чтобы никто не мог потом хвастаться))) — вино приобретали безличным способом, на торговую организацию. И сами производители вина не знали, к чьему столу будет подан их продукт.

Также, есть основания утверждать, что Сталин вообще никогда не пил абхазские вина! Тогда как его соратник, например, осторожный и продуманный Анастас Микоян – обожал «Псоу», «Букет Абхазии» и искомое «Лыхны».

Ну а храм мало того, что находится в селе Лыхны, он ещё и расположен у Лыхнинского поля. Такая кучность одноимённых топонимов вообще невероятна!  )))

Чтобы хоть как-то разнообразить звучание, поле назвали Лыхнашта. Знаменито оно тем, что здесь в октябре проводится праздник урожая. Ну а в бытность собирались тут вече да сходы народные. На одном из которых, в 1866 году, произошло восстание.

Дело было так. Абхазам сообщили, что крепостное право отменили. Те на радостях с криками «Мы здесь власть! И мы сам решаем, было такое право или нет» начали волнения. Один даже залез на ближайшую липу и давай палить из своего крамультука в белый свет как в копеечку.

“Копеечкой”, к скорби, оказался целый генерал Коньяр, который и привёз благую весть. Волнение тут же успокоилось. С помощью миротворческих сил армии Российской империи.

Чтобы сгладить недоразумения, пустили на слом близстоящий замок. Развалины которого развалены тут же. О них обо всех – в следующей статье.

А сейчас по полю катают на лошадках.

Лыхнашта — Лыхненское поле

Кстати, липа тоже растёт. Вроде как одна из тех, куда взбирался генералов убивец. Гид, с присущим абхазам бахвальством, не преминул добавить, что дереву больше трёх веков.

Тут даже в Валдемарпилс ехать не надо. Это такой город в Латвии – Валдемарпилс (Valdemarpils). До 1926 года городок назывался Сасмака (Sasmaka). Там растёт липа с более или менее зафиксированным сроком. Это чудовищное растение девяти метров в обхвате и с высотой кроны в 25 метров!

Валдемарпилс Элку липа (Valdemarpils Elku liepa) и Сасмакас Элку липа (Sasmakas Elku Liepa)

Названия у липы два; по городам её окружавшим — Валдемарпилс Элку липа (Valdemarpils Elku liepa) и Сасмакас Элку липа (Sasmakas Elku Liepa). Элкс (Elks) по-латышски — идол. Типа, культовое дерево-то.

Так вот липе той 250 лет.

Лыхновское же мальвовое выглядит значительно скромнее, значительно. Поэтому лучше вернуться уже к церкви.

Тут несведующим в истории/архитектуре из интересного можно полюбоваться на древние плоские кирпичи – плинфу. И поудивляться: как, должно быть, неудобно было тогдашним мастерам выводить кладку.

Их безымянный труд попытались увековечить современные мастера. Но не кирпично-кладочного дела, а вероятностно-возможного слова.

На одной из стен можно найти табличку, на которой хвастливо написано, что зодчие – абхазские. Причём, строившие храмы и в Киевской Руси. Ну, частности – подумаешь! А сам храм – памятник абхазской архитектуры.

А разве не ребята из Византии ставили проездом то тут, то там зримые воплощения своего влияния? Или вовсе — что подтверждает слова про Русь — зданием занимался великий князь киевский Изяслав Мстиславич, женившийся в 1154 году на обезской (абхазской) княжне?

Ну, путь это останется на бессовестности британск… абхазских учёных.  )))

К слову, о византийцах, чей храм – по вере – и воздвигнут. Экскурсоводы любят умничать, что «вот перед вами крестово-купольный трёхапсидный храм».

То, что купольный, понятно из внешнего вида. Да и из внутреннего пространства – задрав голову. Строение венчает купол.

Что крестовый – тоже можно завизуалить. Встав в центр. Взгляд, ограниченный столпами/колоннами, можно будет кинуть только вперёд-назад и вправо-влево: крестообразно.

А вот про апсиды нужно знать. Они не интуитивно находимые. Представляют собой полукруглые части храма. От одной до трёх. Выходящие на восточную сторону.

Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы — трёхапсидный. Что прекрасно рассматривается, если обойти сооружение вокруг.

Изнутри посмотреть тоже можно. Но там темно. И постоянно шикает какая-то не в меру активная старушка.

Снаружи интереснее.

На стенах встречаются фрески. Судя по всему, новодел. Хотя и не последних десятилетий.

На территории несколько могил. Вообще, тут должен где-то быть погребён прах здешних князей, но где – не искал. Поэтому просто запечатлел один из обелисков.

Кстати, кладбища — очень интересный экскурсионный объект!! Не действующие, понятно. А исторические.

Из дальних – осматривал римское некатолическое кладбище Тестаччо (в 2009). Из наших – кладбище при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (в 2020). Очччень интересно!! Рекомендую. И даже, возможно, сделаю обзор. Эдакая малая архитектура и концентрат известных личностей.  ))

Ну а здесь всё-таки не кладбище, а несколько мест захоронения. Что даже удивительно. Поскольку у абхазов принято хоронить родственников на земле собственного надела.

Отчего даже процветают слухи, будто поэтому в Абхазии не покупают частную недвижимость. И не потому, что она не нужна заграничным инвесторам, а потому, что те якобы бояться связываться с абхазскими духами из придомовых могил.  ))

И то. Лучше связаться накоротке с бабушками-торговками, что сидят недалеко от выхода с территории храма.

Сам участок обнесён оградой, сложенной из выщербленных булыжников. Оградой на вид такой же древней, как и церковь.

Выходными/входными воротами служит проход сквозь колокольню.

За ней, справа и расположился небольшой базарчик, где уютно и крикливо посиживают женщины со вкуснопахнущим товаром. Специи, сушёности всеразличные, фрукты, овощи, приправы и немудрёные сувениры.

И конечно — вино. «Лыхны»?  ;)))

.