При взгляде на развалины сразу вспоминается история. История как наука.

Учитывая, что сейчас любая деятельность ангажирована до предела, имеет смысл изучать интересующие материалы по доинтернетным источникам. А ещё лучше – по тем временам, когда наука перевешивала идеологию; да и сама была идеологией.

Настоящая статья написана по мотивам произведений времён Прогресса и Просвещения. А именно — в свете трудов исследователей середины XIX века {назову их историXIXи))); хотя конечно никакие не “xixи”, поскольку люди вызывают только уважение}.

От мифов и общих сведений…

Существует версия (по мнению Аппиана из Александрии [IIв.], знаменитого многотомным трудом по описанию эпохи Рима; весьма вольным, по мнению историXIXов, но!), что абхазы – или абазы, или ахавы — это ахеяне.

А ахеяне – это греки, которые, возвращаясь из Трои, были заброшены штормом в Понт Эвксинский (Чёрное море), где натерпелись всякого и попытались вернуться на родину. Но родина их не приняла, и они в ярости вернулись на побережье Понта. Тут они приняли скифский обычай приносить в жертву всех иноземцев, приставших к их берегам. Сначала они умерщвляли всех без различия, затем выбирали для жертвоприношений самых красивых и, наконец, жертву стали определять по жребию. Это… не Спарта, нет)))             Это – Колхида!

Развалины дворца правящих князей Шервашидзе-Чачба

Колхида входила в состав Понтийского царства. И по современным данным представляла собой союз множество разрозненных княжеств, конфликтующих друг с другом. Однако, историXIXи центруют мифическую Колхиду именно на землях Абхазии.

Сведения уточняет Константин Багрянородный, рассказывая, что изначально абазы представляли собой народ, живущий на реке Абазгус, что в четверти тысячи стадий от Пицунды; и занимающий 30 миль побережья, а также, прилегающие горные угодья. Владели народом, разделив край на восточную и западную половины, двое князей.

Вскоре Понтийское царство кончилось. Пришёл Рим. Арриан (современник Аппиана))) впервые обозначил Абхазию «официально». В послании к императору Адриану он упоминает царство абазгов и их царя Ресмага. Тот был обязан своим троном римлянам.

А вот что пишет Прокопий Кесарийский:

«Абасги некогда находились под владычеством лазов, хотя правили ими два князя-абасга. И – поклонялись деревьям. Они терпели большие притеснения из-за скупости своих князей, которые отбирали у отцов и матерей самых красивых мальчиков, оскопляли их, превращая в евнухов, с тем чтобы продать их подороже.
Но вот на престол взошёл Юстиниан. Он приобщил абазгов к христианской религии и запретил их правителям оскоплять детей. Это запрещение вызвало одобрение всех жителей Абасгии, которые тщательно следили за выполнением этого приказа, поскольку до тех пор многие боялись за своих красивых детей».

Император Юстиниан обратил абазов в христианство в 550 году.

…до средних веков…

С начала VIII века с абазами стали воевать аланы, их соседи. А затем участились конфликты и с византийцами.

С Византией интересно. Несмотря на вооружённые стычки с метрополией, абазгские князья часто женились на дочерях константинопольских сенаторов. С разрешения императора, конечно же. А сами продолжали воевать с византийцами и даже разрушали их укрепления.

Развалины дворца князей Шервашидзе-Чачба

Но не Константинополем единым. В летописи Нестора можно прочесть о том, что в 1154 году великий князь киевский Изяслав Мстиславич женился на обезской княжне.

В то время Русь могла поддерживать связи с обезами (абазами) через Тамань. Полуостров находился тогда под властью русских великих князей и назывался Тмутараканским княжеством.

В XIV веке на Тамани и в Керчи (Пантикапее) находились храмы, подчинявшиеся Константинопольской патриархии. Эти метрополии утверждали христианство на всем Кавказе и были известны под названием Аланского диоцеза.

А потом пришли татары. Их господство в Крыму и на Кубани оказало сильное влияние на судьбу абазов, особенно северных.

Свидетель того времени персидский историк Шереф-ад-дин [XV в.] часто упоминает абхазский народ в связи с татарскими нашествиями. В частности, это сведения о третьем походе Тамерлана. Шереф-ад-дин повествует, что грузинский царь Гурген, или Георгий, скрывался в течение некоторого времени у царя абазов. Отсюда можно предположить, что Абхазия не была завоевана татарами.

А с другой стороны, в 1400 году абазы уже служили в армии Тимура и выступали против султана Баязета.

Турки перевернули ситуацию и установили свое господство на абхазском побережье. К концу XV века.

…до времён ярчайшего представителя семейства из дворца — Келеш-Бея…

Сменив несколько раз хозяев, к 1770 году Абхазия осталась за турками. В то время страной правил князь Леван, происходивший из влиятельнейшего рода князей Ширвашидзе из Мингрелии. Леван попросил генерала, графа Готтлоба Курта Генриха Тотлебена, который находился в Грузии по поручению Екатерины II для борьбы с турецким султанатом, обеспечить ему протекторат России. Но переговоры были прерваны из-за разбоя и грабежей, учиненных свирепыми абазами, которые среди прочего украли табун лошадей, принадлежавший полку Тотлебена.

Развалины дворца князей Шервашидзе-Чачба

Несколькими годами позже князь Леван Ширвашидзе принял магометанство и был назначен Оттоманской Портой комендантом крепости Сухум-Кале. После смерти князя Левана Абхазия была разделена между его сыновьями, старший из которых по имени Келеш-бей, наделенный превосходными умственными способностями, привлекательной внешностью и предприимчивостью, сумел захватить власть над всей Абхазией и снискать, в то же время, расположение султана.

Келеш-бею принадлежали несколько хорошо вооруженных галер, и он держал в повиновении население всего побережья от Геленджикского залива до Батума.

Вот! Вот откуда ребята с Рицы взяли свои галеры.

Пираты Абхазии

Взять-то галеры рицинцы взяли, да только взяли их лишь как эфемерный образ и мысль. И создали аттракцион. Дутый, без реального соответствия и без сведений о бурном прошлом Абхазии. А ведь настоящая история всегда интереснее!

Развалины дворца князей Шервашидзе-Чачба

Между тем, в кавказской действительности политическое положение и уклад жизни предполагал определённую линию испокон веков. Горцы вели кочевую жизнь. Такого рода жизнь они вынуждены вести из-за характера почв и из-за климата.

Летом в обычной местности раскалён даже воздух. В то время как в горах – свежая зелень и умеренный климат. Поэтому в первые дни мая жители поднимаются в горы и взбираются выше и выше в зависимости от увеличения летней температуры. Они перегоняют с собой свои стада.

Этот процесс можно наблюдать и поныне. Собственно, когда мы поднимались к Гегскому водопаду, некоторое время ехали внутри стада, которое как раз гнали наверх.

К концу августа в высокогорье начинает чувствоваться холод. Кочевники начинают спускаться вниз. Чтобы к октябрю, когда горы покрываются снегом, вернуться в свои долины и перезимовать там.

Кроме климата на неосёдлый образ жизни влияет малое количество пахотных земель.

Знание этого факта, кстати, и стало поводом к замечанию второму водителю-балагуру, который распинался про палку. Что она де тут же прорастает, будучи воткнутой в землю Абхазии. Земля-то здесь может и богатая, но не пахотная! Горы, пригорки, каменистый состав почв, изобилие наклонов и перепадов высот – делают массовую обработку земли, скажем, под злаки (типа пшеницы) крайне неудобной. Потому здесь и прижились те культуры, которым не нужна плоскость: рис, виноград и прочая кукуруза.  ))

Для развития же морского дела (предполагающего пиратство))) требуется: 1) или земледелие, 2) или массовая ловля рыбы как способ выжить, 3) или богатая метрополия, которая даст свои корабли.

Кстати, «пираты» с Рицы заказывали галеры в России. Это к слову о мощностях даже не средневековой Абхазии, а и вовсе – современной! Ну, и к слову о кажущейся простоте постройки какого-никакого, а судна.

Тем не менее, у Абхазии был/есть свой корабельный лес. Только пользовались им другие. Иноземцы.

Возвращаясь к Келеш-бею. За недолгие годы своего правления он пользовался турецкими кораблями.

А вот пираты в Абхазии всё-таки существовали! Только не в классическом понимании, не как залихватские одноглазы на деревянных ногах да с попугаями на плече, бороздящие морские просторы. Зато остальное присутствовало: и лихой абордаж, и захват пленных. Чтобы сделать тех рабами и продать…

Если Константинополь прервал череду оскоплений, то Россия покончила с рабством! Которым жил Кавказ на протяжении даже не веков — тысячелетий.

Но – о пиратстве. Оно представляло собой, скорее, набег. Как и вообще вся тактика горцев: быстро напасть и решить дело с наскоку. Только в случае пиратства набег был, соответственно, морской.

Осуществлялся налёт, как правило, на стоячие торговые суда, задержанные безветрием в море напротив берега Абхазии. Налётчики грузились на барки, которые берут на борт 40-100 человек (редко более), и уходили на 20-30 вёрст от берега. Там они старались нападать на неподвижные корабли. Причём, только ночью. Внезапно! И брали на абордаж при том условии, когда их силы значительно превосходили экипаж судна.

Таких пиратов удавалось удержать на расстоянии с помощью нескольких выстрелов из пушки. Ведь в случае абордажа разбойники чаще всего брали верх.

Если начинался шторм или если налётчиков преследовали, то последние укрывались в маленьких бухтах или в устьях речек, которыми изобилует побережье Черного моря и где практически их невозможно захватить.

Этой тактике потом научились соседи абхазов: убыхи, шапсуги и гусие.

…и наконец, до событий, связанных с содержимым фотографий.

Благодаря своим родственным связям с трапезундским пашой, Келеш-бею удалось получить большую власть, осеняющую даже Батум. Параллельно Келеш-бей поддерживал хорошие отношения и с Оттоманской Портой. Усидеть на двух стульях впрочем не удалось. Хотя стульев было даже больше, там были ещё: Мингрелия, Грузия и Россия.

Порта настроила сына Келеш-бея Арсланбека на убийство отца (1808). Отцеубийца Арсланбек, завладев богатствами своего родителя, его женщинами и их детьми (причем среди них были два его тяжелораненых брата) – счастья не обрёл. И сбежал к черкесам.

Его старший брат Сафир-бей был рожден матерью незнатного происхождения, и поэтому не мог (по законам горцев) наследовать власть. Однако, благодаря поддержке России он был признан правящим князем. Сафир-бей со всей своей семьей принял христианство, а его старший сын Дмитрий воспитывался в Санкт-Петербурге, в Пажеском корпусе.

После смерти Сафир-бея в 1821 году Абхазия, подстрекаемая Портой и Арсланбеком, восстала, но сын Сафир-бея, Дмитрий, полковник русской службы, был провозглашен правящим князем Абхазии. Также, с помощью русской военной силы.

После смерти Дмитрия (по свидетельству матери, вдовствующей княгини Тамары, он был отравлен своим собственным слугой) бразды правления принял его брат Михаил. Одновременно он был произведён в чин майора (Российской армии) с ежегодным жалованьем в одну тысячу рублей серебром. Михаил правил Абхазией с 1822 г. до случая с липой в 1866 году, описанного в статье про Лыхны.

Знатная княжеская семья Шервашидзе имеет давнюю историю. По слухам, века с X-XI. Но интересна она именно в период XIX века, во времена непосредственного присоединения Абхазии к России.

Жила семья во дворце, фотографии которого

и послужили поводом к написанию данной статьи. Вернее, не дворца, а тех развалин, которые от него остались после памятного восстания под липой. Ведь именно тогда, после беспорядков в 1866 году, дворец пустили на слом.

Князь Михаил Шервашидзе (на абхазский манер – Чачба) переехал в Россию в 1864 году, в Воронеж. Где после болезни скончался — в злосчастном 1866-ом, в год мятежа лыхновцев и разрушения дворца!! Лыхны тогда (и вообще, до), кстати, называлось – Соуксу.

Местные приписывают дату постройки дворца к X-XI веку, связывая, вероятно, его строительство с появлением фамилии владельцев. Но Шервашидзе-Чачба жили сначала в Кутаиси, потом, с XII века, в Сухуме. Переехали они в Соуксу/Лыхны только в XIV веке.

Археологи утверждают, что ранние слои дворца относятся к XVI-XVII векам.

Развалины очень фактурные!!

.