Самое популярное изображение в Мире

Картинка ли, образ или знак — есть что-то такое, что известно каждому?

Вопрос вроде бы и простой, но слишком многовариантный, чтобы на него так сразу взять и ответить. Впрочем, отгадка довольно примитивна. И к ней не грех прийти окольными путями!

Единственное, пути эти будут проложены с уклоном в/сквозь звенящие струны метавселенной русского искусства.

КАРТИНА

Соединив в одном предложении слова изображение и искусство, на ум сразу приходит результат их взаимодействия: живопись!

Может ли какая-то картина претендовать на лавры самого популярного изображения в Мире?

Например, если судить с точки зрения цены. Ведь если полотно дорого стоит, то оно наиболее известно?

САМАЯ ДОРОГАЯ КАРТИНА

Пока рекорд взят Гогеном:

Пол Гоген «Когда свадьба», 1892

Холст ушёл за фантастические 300 миллионов долларов!

Придерживаться русских корней (по условию), но не упомянуть шизу Запада в прославлении посредственности – было никак невозможно. Ибо, смешно!

Итак, Ротко.         ~87 млн.$

Марк Ротко «Оранжевый, красный, желтый», 1969

Родился Роткович и провёл детство (до 10-летнего возраста) в России. Правда, потом его увезли в Америку, боясь призыва накануне Первой Мировой.

Так что для чистоты эксперимента лучше пусть будет: безотъ(при)ездный :))) русский — Малевич.       60 млн.$

Казимир Малевич «Супрематическая композиция», 1916

Что объединяет эти самые дорогие картины? То, что они не знакомы широкому зрителю! И, стало быть, вряд ли смогут соответствовать званию известнейшего изображения.

А если не дорогие, но виденные многими?

САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ КАРТИНА

В ТОПах внимания уже с век лидирует Джоконда:

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519

Внимание — не количественный фактор. Деньги в этом плане надёжнее! Оттого с них и началось исследование.

Между тем, финансовые потоки – верный указатель на то, куда будет смещена выборка художественных произведений для составления рейтинга. И смещение однозначно. Оно – западоцентрично. То есть, однобоко.

Заголовок же — «Самое популярное изображение в МИРЕ» — предполагает широту и объективность.

Потому в начале и была сделана приписка, что данная статья будет рассматриваться в рамках русского искусства. Для равновесия.

Чем плох «западный» подход?

Восприятие Европой-США творчества других стран подвержено дикому снобизму. Если сильно упрощать, то его можно свести к реакциям толпы. Реакции эти просты и ничуть не изменились со времён Древнего Рима. Толпа любит кровь и необычность.

Посему иностранцы алчно смакуют «Грозного» Репина:

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885

И конечно — эпатаж.

Так, в определённый момент сверхновой засияла луна Куинджи:

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880

По мини-итогу разумным будет допустить, что живопись узнаваема оттого, что она провокационна. Какое самое скандальное творение можно припомнить?

Конечно же Малевича!!

САМАЯ СКАНДАЛЬНАЯ КАРТИНА

Растерянность, шок и возмущение.  )))

Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1915

«Квадрат» стал во главу не только авангардного подхода к искусству, но и ознаменовал начало новой – информационной – эпохи.

С наступлением века конвейеров известность стало можно подсчитать тиражом.            =>

ФОТОГРАФИЯ

Что может быть более массовым, чем фотография? Да ничего! ))

Даже кино представляет из себя, по сути, набор статичных снимков.

Ну, а с переходом в цифру Мир и вовсе стал мыслить картинками.

Так может самое популярное изображение следует искать в фотографиях?

Кстати, станет ли цена подспорьем в этом?

САМАЯ ДОРОГАЯ ФОТОГРАФИЯ

Аукцион «Кристи» сделал таковой продукт некоего немца Андреаса Гурски.   > 4млн.$

Андреас Гурски «Рейн II» (Rhein II), 1999

Скукота! Евроамеры в своей манере.

А что предложат наши?

Гораздо интереснее! Это – искусство!

Эль Лисицкий      — 1,2млн.$

Эль Лисицкий «Конструктор. Автопортрет. Вариант», 1924

И вновь можно убедиться, что стоимость ничего не может сказать о популярности. Ибо, известность приобрели совсем иные снимки.

САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Мировой рейтинг лучше не смотреть, потому что там большинством кадров владеет смерть… Горящий монах, падение с небоскрёба, казнь, страдающие и/или мёртвые дети… Бр-р-р! С западниками что-то определённо не так.

Совсем другое настроение и иные посылы царят в Рунете. Вот, из недавнего:

Алина Силаева «Московская молитва», 2022(?)

Просто как пример. Красиво. И смыслом наполнено.

А из известного на весь Мир — фото Великой Победы:

Евгений Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом», 1945

Однако, даже такие фотографии – есть единичное запечатление события. Момент Вечности. Как картина.

Экспансия же присуща более живому и текучему. Являющимся, тем не менее, неким устойчивым образом.

Прекрасный пример    =>       котики!!  )))))

Они ведь, фактически, захватили Мир!!

Впрочем, котики всё-таки не столько образ, сколько – понятие)) и мем. Образ же воплощает человек.

Кто же растиражирован по планете больше остальных?

Конечно же, молодой кубинец Эрнесто Гевара де ла Серна:

Альберто Корда «Героический партизан» (исп. “Guerrillero Heroico”), 1960

И вот про текучесть и движение.

Наблюдалась интересная трансформация. По мере роста популярности, фотография молодого коммуниста стилистически перетекала в рисунки, оттиски, плакаты, значки…

То есть, со временем изображение модифицировалось.

И стало эмблемой.

Более мощным, чем неистовый Че, человеком-эмблемой, известным половине Мира, является ещё один коммунист: Владимир Ильич Ленин (Ульянов).

Речь, понятно, не про одно [представленное] изображение. Разговор про образ.

И тут мы подошли к очень важному переходу.

До Ленина))) вышеуказанные примеры относились больше к материальной вселенной. У них у всех была какая-то своя основа, какой-то первоисточник.

Потому картина или фотография – конечны по сути. Они имеют ареал распространения, соответствуют определённой эпохе.

А раз что-то конечно (да ещё в сочетании с западоцентричным взглядом))), то всё это делает любой рейтинг весьма ограниченным. Получается всего лишь некий актуальный в моменте срез общественного мнения. Присущий причём только европеоидной части населения планеты.

«Мем часа/суток/недели/etc.»          =>        условные котики как раз, ага!!  )))))

Но!

Превращение изображения в логотип переводит узнавание/охваты на совершенно иной, принципиально более качественный уровень.

Потому что Идея не ограничена ни временными рамками, ни принадлежностью к какой-либо группе населения, ни (даже) культурным подтекстом.

Ну, а графически образ-эмблема-идея не что иное, как

СИМВОЛ

Товарищ Ленин в «символьном» представлении безусловно хорош. Но известность Владимира Ильича {_даже в виде эмблемы))_} не идёт ни в какое сравнение с популярностью его Идеи.

Идеи, которая подарила Миру по-настоящему космополитичное государство     —>     в противовес амероевропскому сброду, управляемому психологией ярморочной толпы.

Идеи, которая обозначается:

И сразу сюжет статьи заиграл непередаваемой широтой охватов!

Ведь звезда как символ, несмотря на ироничность пассажа о противовесе западному сброду, является древнейшим образом, знакомым человечеству. И, стало быть, может претендовать на лавры самого известного изображения в Мире!

… наряду с другими древнейшими символами!!  ))))))))))

Вообще, наблюдается интересная тенденция.

Чем проще (по логике исследования) становится изображение — тем больше людей могут его знать, тем глубже в историю оно уходит.

Быть может, если в процессе упрощения дойти до гениальности примитива, то станет вероятным найти нечто, что потенциально знакомо ВСЕМ людям абсолютно? И жившим, и живущим и людям будущего – универсальный идеал в линиях?

Что проще символа?

ЗНАК

Итак, знак ))

К нему накопились требования! Чтобы соответствовать высокому званию Самого Известного Изображения в Мире.

Он должен быть известен всем людям поголовно: каждому человеку любых народов, местностей и времён.

Кстати о временах!

Homo Sapiens появился на планете в районе 300 тысяч лет назад. Будем считать, что именно тогда он… не превратился из животного, но, скажем, приобрёл способность к абстрактному мышлению.

Каковое {мышление}, собственно, и отличает нас от пингвинов. И разных беспозвоночных.

…кроме бинокулярного зрения, конечно!  ;))

То есть, даже в ретроспективе на треть миллиона лет — искомое изображение должно быть людям знакомо.

И да, последнее условие: необходимо, чтобы рисунок этот нельзя было бы спутать с природным образованием.

Ничего задачка, да?  ;))))

Долгое у неё получилось условие. А решение…

Решение есть.

И это…

… барабанная дробь! …

КРЕСТ !!

.

.

.