А не был ли Дали сумасшедшим?

Если рассматривать рисунки Сальвадора Дали, то кажется, что человек был не в себе.

Эскизы удалось сфотографировать на выставке «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА», что проходила в музее Фаберже (СПб) в начале года.

Что чувствует неподготовленный человек, видя такое? И что можно подумать про автора сих произведений?

Ну, во-первых, кажется, что такие почеркушки рисовал школьник на задней странице рабочей тетради. Очень умелый школьник! Но – подросток. Хулиган и эпатажник.

Один из тех, что пускают по рядам похабные картинки «из жизни одноклассников». Собственного изготовления да с матерными подписями.

Слышится движение, смешки, шуршание и возмущённые угрозы в сочетании с пучением глаз. Следует показ кулаков и кручения пальцев у висков. В случае обнаружения учителем криминальных листков – художника, однако, не сдают. Звезда-с!!  ))

Во-вторых, возникает ощущение, что автор не в ладах с головой. Либо имеет проблемы по части развития. И его хочется засадить «в клетку, как жирафу». Чтобы спокойнее жилось. Без маньяков-с.

Так что же там? Что??  ;)))

Для удобства просмотра я скомпоновал рисунки в две подборки, каждая из которых могла бы стать отдельной историей.

История первая. ЛЮБОВЬ В СТИЛЕ ДЖАЛЛО.

Они встретились совершенно случайно. Это произошло ранним утром во время весны. Когда солнце давным-давно уже село и роем снежных комьев начал валить хмурый осенний дождь.

Он воспылал к ней жаркой любовью всего своего тазобедренного сустава. Мощь его восставших чувств была так красноречива, что Она смущённо зарделась, укрывшись в мышечной ткани таинств.

И Он немедленно предложил ей руку и череп!

Как было не принять такой дар? Бесконечная радость нахлынула на Неё и проросла из души Её благодарными побегами брокколи.

Ликование и счастье упругой волной переполнили всё Его естество и устремились ввысь.

Она потупилась.

Любящие сердца (а также, печень, почки и другие внутренние органы) соединились в экстазе!

Но жизнь быстротечна. Хоть и долог путь земной. Настало время собирать камни, чтобы насладиться блеском ушедших воспоминаний.

Так жили они, жили… В любви и согласии. И умерли в один день.

Конец первой Истории.

История вторая. СОН РАЗУМА (в летнюю ночь).

Беспокоен сон в летнюю ночь.

Беспокоен, тягуче-текуч и волнует причудливыми страхами. То – застывшим временем, а то – наоборот, вздрагивающим ужасом падения.

Рождается сама фантасмагория! Будто из горячечного бреда во время жестокой простуды.

Вплывают давящие пухлые фигуры, отмеченные через одну слоновьей болезнью. И тут же мошкарой мельтешат мелкие сущности – назойливые и колкие.

А то вдруг покажется, что «кто-то страшный и большой наблюдает за тобой».

Ночной ветер – спаситель! Его прохлада из приоткрытого окна освежает лоб и рассыпает тягостные сновидения на лоскуты и бессвязные горошины образов.

Но то была лишь передышка. И сознание вновь начинает выстраивать зыбкие силуэты причудливых и странных существ.

Мозг словно играет в бога и пытается создать своего Адама.

А у каждого Адама должен быть свой Эдем.

И своя Ева. С жутковатым перерасходом строительных рёбер.

Как обычно, идиллия – это не надолго.

Съевши яблоко, по райским кущам не плачут. Но часто выясняют, кто виноват, что всё так вышло.

Бесперспективное и вредное занятие, надо отметить.

Тем более, что такое поведение становится ролевым для отпрысков. И вот уже идёт брат на брата.

Кончается всё ожидаемо: всяк сам по себе и никто никому не нужен.

Так и блуждают люди и сны в поисках счастья, ответов и своей Дульсинеи.

Чтобы прожить с последней Историю первую, сыграв роялем Мирозданья свою и только свою пьесу.

Исполнение грёз доступно лишь тем, кто способен на полёт. И сможет вырваться из омута сна!

Конец второй Истории.

Впрочем, истории сии – фантазии автора на тему.

На самом деле не школьник и не сумасшедший создавал эти иллюстрации.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

В XIX веке французский писатель граф де Лотреамон (настоящее имя — Изидор Дюкасс)

Изидор Дюкасс aka граф де Лотреамон

создал причудливое, довольно мерзкое (на современный взгляд) литературное произведение «Песни Мальдорора». Мерзкое, но завораживающее.

«Песни» эпатируют с первых строк. Вот маленький отрывок для понимания:

Две недели надо отращивать ногти. А затем – о, сладкий миг! – схватить и вырвать из постели мальчика, у которого еще не пробился пушок над верхней губой, и, пожирая его глазами, сделать вид, будто хочешь откинуть назад его прекрасные волосы и погладить его лоб! И наконец, когда он совсем не, ждет, вонзить длинные ногти в его нежную грудь, но так, чтобы он не умер, иначе как потом насладиться его муками. Из раны потечет кровь, ее так приятно слизывать, еще и еще раз, а мальчик все это время – пусть бы оно длилось вечно! – будет плакать. Нет ничего лучше этой его горячей крови, добытой так, как я сказал, – ничего, кроме разве что его же горько-соленых слез. Да разве тебе самому не случалось попробовать собственной крови, ну хотя бы лизнуть ненароком порезанный палец? Она так хороша, не правда ль, хороша тем, что вовсе не имеет вкуса. Теперь припомни, как однажды, когда тебя одолевали тягостные мысли, ты спрятал скорбное, мокрое от текущей из глаз влаги лицо в раскрытые ладони, а затем невольно поднес ладонь, эту чашу, трясущуюся, как бедный школьник, что затравленно смотрит на своего бессменного тирана, – ко рту, поднес и жадно выпил слезы! Они так хороши, не правда ли, остры, как уксус? Как будто слезы влюбленной женщины; и все же детские слезы еще приятней на вкус. Ребенок не предаст, ибо не ведает зла, а женщина, пусть и любящая, предаст непременно.

Молодой человек [Дюкасс-Лотреамон, автор] прожил всего 24 года, умерев в отеле при невыясненных обстоятельствах.

Он много читал такого, что породило в итоге опус о Мальдороре. В числе прочих — Эдгара Аллана По, что очень чувствуется по настроению его «Песен». Впрочем, в то время подобные депрессивные взгляды овладели значительной частью западного общества. Особенно во Франции.

Там же, в Париже, под протекторатом Виктора Гюго «Песни» были впервые опубликованы. Чтобы превратить автора в прадедушку сюрреализма.

ЭСКИЗЫ

Сюрреализм, который знаком широким массам, – это сюр Сальвадора Дали как основного его апологета и популяризатора. Становление многих образов произошло в процессе работы художника над поэмой графа Лотреамона.

Причём, что интересно, эскизы мало иллюстрируют текст. Они, скорее, отражают мироощущение самого Дали.

К работе над «Песнями» Сальвадора рекомендовал Пабло Пикассо. Под его же покровительством Дали освоил мастерство гравюры.

То, что вначале {данной статьи} представлялось почеркушками школьника, на самом деле является офортом – гравёрной техникой «сухой иглы» в работе над металлом. Техникой, которая не прощает ошибок. Где, как в ювелирном искусстве, требуются изначально безупречные движения.

На образы также повлиял старина Зигмунд. Который Фрейд. В основном, фолиантом «Толкование сновидений». Потом Дали займётся трактовкой снов сам. В живописной, конечно, манере.

Так что, конечно же, Дали не был сумасшедшим! Хотя старательно пытался играть эту роль. Что выковало из странного себялюбивого художника – мировую звезду. Вычурно-экстравагантную, обидчивую, не совсем художника, но — Звезду!

Творение французского символиста «Песни Мальдорора» с иллюстрациями Дали была издана в 1934 году тиражом всего в сто экземпляров. И лишь знакомство с Пьером Аржиле – издателем, который в течении тридцати лет сотрудничал с мастером – не только уберегло офорты, но и сподвигло Дали на продолжение работы над ними.

1934 год вообще знаменательный год для Дали. Ведь в работе над «Песнями» он создал самое своё цельное произведение в жизни, которое конртапунктом проходит по последующему творчеству в сонме образов.

Тогда же, в 34-ом, он получил первое серьёзное предупреждение от непосредственного основателя сюрреализма Андре Бретона. В последующем Сальвадора таки выгонят из авангардного кружка и он начнёт творить сам. Вот что имелось в виду, когда прозвучал пассаж о том, что людям известен «ненастоящий» сюрреализм.

=>     Дали “официально” не являлся художником данного направления. Но это нисколько не помешало ему творить и создать свой, сальвадальский сюр.

И наконец, в 1934 году — Дали соединился в браке со своей обожаемой Галой.

Они прожили свою – Историю первую. Внешне – всю состоящую из Истории второй.

.