Краткая биография Валентина Серова (ко дню рождения великого живописца)
Главный художник русского модерна, лучший портретист своей эпохи — Валентин Серов.
Валентин Александрович родился 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Автор знаменитой «Девочки с персиками», за свою жизнь он создал не одну сотню полотен. Серов ‒ признанный мастер живописи, портретист, пейзажист, иллюстратор, преподаватель, академик, член совета Третьяковской галереи и Императорской Академии художеств.
Великий художник происходит из семьи музыкального критика Александра Николаевича Серова и первой русской женщины-композитора пианистки Валентины Семёновны Серовой (Бергман). Когда Валентину исполнилось 6 лет, отец мальчика скоропостижно скончался, и Серов с матерью переезжают за границу.
Дарование маленького Валентина в рисунке проявилось рано и было замечено. Будучи в Париже, мать обращается к находящемуся там Илье Репину с просьбой давать мальчику уроки живописи. Более идеального учителя нельзя себе было представить! И Репин стал первым настоящим преподавателем Серова, сумевшим раскрыть и развить способности будущего художника.
После четырёхлетнего пребывания вдали от Родины, Серовы возвращаются в Россию. Здесь мать, обладающая большим кругом знакомых, часто отправляла Валентина гостить в усадьбу Саввы Мамонтова “Абрамцево”, известного мецената и предпринимателя, поддерживающего многих художников и творческих личностей. Такой протекторат оказался ещё одной большой удачей в судьбе юного живописца.
Репин же продолжал занятия с Валентином. Они вместе рисовали и даже совершили поездку по юго-западу России в практике натурных этюдов. Когда юноше исполнилось 15 лет, Илья Ефимович [Репин] направляет Серова учиться в Петербург, где тот становится слушателем в Императорской Академии Художеств; одновременно посещая студию мастера живописи Павла Петровича Чистякова.
Спустя пять лет, в 1885 году, Валентин Серов бросает учёбу в Северной столице, выразив позже в записях, что сделал этот шаг из-за засилья мнения профессора Академии Чистякова в стенах заведения. 20-летний художник стремится к самостоятельности. Он вновь отправляется в путешествие по югу и западу России, но теперь уже – вместе с приятелями. Затем едет в Европу — изучать полотна итальянских и голландских мастеров.
Серов продолжает гостить в Абрамцево. И в 1887 году пишет свою знаменитую «Девочку с персиками» => 12-летнюю дочь Мамонтова Веру.
А в следующем ‒ «Девушку, освещённую солнцем».
«Девушку», моделью для которой позировала двоюродная сестра художника, Валентин Александрович считал самой значительной своей работой.
Эти два полотна были показаны на выставке Товарищества передвижников. С ними к живописцу пришёл настоящий успех, признание критиков и публики.
В Абрамцево Серов пишет портрет ещё одной девушки ‒ «У окна» (1886). Она воспитанница тётки художника ‒ Ольга Трубникова. Через несколько лет пара венчается в Санкт-Петербурге в церкви Семёновского полка. Молодые супруги едут в Париж на Всемирную художественную выставку, а затем селятся в Москве.
В 1894 году Серова избирают в товарищество художников-передвижников, после чего он совершает творческую поездку по Русскому Северу со своим другом Константином Коровиным, чью неразлучность шутливо подчеркивал даже Мамонтов фразой «Коров и Серовин».
Валентин Александрович находится на пике известности. Начав в 1890 году вести частные уроки (в том числе и для титулованных особ, вроде отпрысков фон Мекк, Трембовольских и др.); с 1897 года преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников числятся такие известные впоследствии художники как М.С. Сарьян, П.К. Петров-Водкин, К.Ф. Юон. Далее он становится членом Академии художеств, а также, входит в творческое объединение «Мир искусства».
У Серова потрясающая способность видеть черты характера. Он долго изучает модель, извлекая суть образа и пропуская через себя индивидуальность портретируемого, а затем творит, не глядя на сидящего перед ним человека. Тем не менее, работа над картиной зачастую проходила не быстро. Так, над «Девушкой, освещённой солнцем» мастер работал в течение почти 90 сеансов. Тогда как, например, на портрет княгини Юсуповой художник затратил всего неделю.
С 1890 года Серов начинает живописать царскую семью. Также, пишет портреты многих известных людей: композитора Александра Глазунова, Павла Третьякова, своего учителя Ильи Репина, Александра Пушкина, царственных особ Екатерину II, Петра I и II; и других.
Александр Валентинович отличался независимым характером. Был прям. Когда писал сына промышленника Юсупова (в будущем, убийцу Григория Распутина), «графчика», как назвал его Серов, — лучшей моделью картины художник считал мопса Клоуна.
Из-за характера же — придворным живописцем не стал. Всё из-за того, что однажды художник работал над портретом государыни Александры Федоровны и та пыталась давать ему советы. Живописец в ответ предложил ей самой окончить портрет. Работу он так и не завершил, что, впрочем, всё равно подняло его и так высокий авторитет: ведь теперь каждый хотел, чтобы его написал мастер, отказавший самому императору.
К началу ХХ века Серов увлекается черно-белым рисунком.
Он иллюстрирует басни Крылова.
И вообще, меняет технику.
Так, когда он сотрудничает с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах, художник пишет портрет Дягилева, афишу балета с Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение танцовщицы напоминает египетские фрески.
Ушёл из жизни мастер 22 ноября 1911 года от сердечного приступа. Ему было всего сорок шесть лет. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Многие полотна Серова остались непонятыми. К примеру, тот же портрет танцовщицы Иды Рубинштейн — Репин, учитель Серова, охарактеризовал как изображение «гальванизированного трупа». Однако, время всё расставило по местам.
Серов ‒ тот художник, который смог воссоздать в сложном и органичном единстве полотна, являющиеся результатом лучших традиций и смелых экспериментов. Оттого не будет преувеличением назвать Валентина Александровича Серова гением.
.