Краткая биография Валентина Серова (ко дню рождения великого живописца)

Главный художник русского модерна, лучший портретист своей эпохи — Валентин Серов.

Валентин Александрович родился 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Автор знаменитой «Девочки с персиками», за свою жизнь он создал не одну сотню полотен. Серов ‒ признанный мастер живописи, портретист, пейзажист, иллюстратор, преподаватель, академик, член совета Третьяковской галереи и Императорской Академии художеств.

Великий художник происходит из семьи музыкального критика Александра Николаевича Серова и первой русской женщины-композитора пианистки Валентины Семёновны Серовой (Бергман). Когда Валентину исполнилось 6 лет, отец мальчика скоропостижно скончался, и Серов с матерью переезжают за границу.

Дарование маленького Валентина в рисунке проявилось рано и было замечено. Будучи в Париже, мать обращается к находящемуся там Илье Репину с просьбой давать мальчику уроки живописи. Более идеального учителя нельзя себе было представить! И Репин стал первым настоящим преподавателем Серова, сумевшим раскрыть и развить способности будущего художника.

Портрет художника И.Е.Репина, 1892

После четырёхлетнего пребывания вдали от Родины, Серовы возвращаются в Россию. Здесь мать, обладающая большим кругом знакомых, часто отправляла Валентина гостить в усадьбу Саввы Мамонтова “Абрамцево”, известного мецената и предпринимателя, поддерживающего многих художников и творческих личностей.  Такой протекторат оказался ещё одной большой удачей в судьбе юного живописца.

Зима в Абрамцево, 1886

Репин же продолжал занятия с Валентином. Они вместе рисовали и даже совершили поездку по юго-западу России в практике натурных этюдов. Когда юноше исполнилось 15 лет, Илья Ефимович [Репин] направляет Серова учиться в Петербург, где тот становится слушателем в Императорской Академии Художеств; одновременно посещая студию мастера живописи Павла Петровича Чистякова.

Портрет Павла Петровича Чистякова, 1881

Спустя пять лет, в 1885 году, Валентин Серов бросает учёбу в Северной столице, выразив позже в записях, что сделал этот шаг из-за засилья мнения профессора Академии Чистякова в стенах заведения. 20-летний художник стремится к самостоятельности. Он вновь отправляется в путешествие по югу и западу России, но теперь уже – вместе с приятелями. Затем едет в Европу — изучать полотна итальянских и голландских мастеров.

«Девочка с персиками. Портрет В.С. Мамонтовой», 1887

Серов продолжает гостить в Абрамцево. И в 1887 году пишет свою знаменитую «Девочку с персиками» => 12-летнюю дочь Мамонтова Веру.

А в следующем ‒ «Девушку, освещённую солнцем».

«Девушку», моделью для которой позировала двоюродная сестра художника, Валентин Александрович считал самой значительной своей работой.

«Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович». 1888

Эти два полотна были показаны на выставке Товарищества передвижников. С ними к живописцу пришёл настоящий успех, признание критиков и публики.

В Абрамцево Серов пишет портрет ещё одной девушки ‒ «У окна» (1886). Она воспитанница тётки художника ‒ Ольга Трубникова. Через несколько лет пара венчается в Санкт-Петербурге в церкви Семёновского полка. Молодые супруги едут в Париж на Всемирную художественную выставку, а затем селятся в Москве.

Портрет Ольги Трубниковой, 1885

В 1894 году Серова избирают в товарищество художников-передвижников, после чего он совершает творческую поездку по Русскому Северу со своим другом Константином Коровиным, чью неразлучность шутливо подчеркивал даже Мамонтов фразой «Коров и Серовин».

Портрет художника К.А.Коровина, 1891

Валентин Александрович находится на пике известности. Начав в 1890 году вести частные уроки (в том числе и для титулованных особ, вроде отпрысков фон Мекк, Трембовольских и др.); с 1897 года преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников числятся такие известные впоследствии художники как М.С. Сарьян, П.К. Петров-Водкин, К.Ф. Юон. Далее он становится членом Академии художеств, а также, входит в творческое объединение «Мир искусства».

У Серова потрясающая способность видеть черты характера. Он долго изучает модель, извлекая суть образа и пропуская через себя индивидуальность портретируемого, а затем творит, не глядя на сидя­щего перед ним человека. Тем не менее, работа над картиной зачастую проходила не быстро. Так, над «Девушкой, освещённой солнцем» мастер работал в течение почти 90 сеансов. Тогда как, например, на портрет княгини Юсуповой художник затратил всего неделю.

Портрет княгини З.Н.Юсуповой, 1902

С 1890 года Серов начинает живописать царскую семью. Также, пишет портреты многих известных людей: композитора Александра Глазунова, Павла Третьякова, своего учителя Ильи Репина, Александра Пушкина, царственных особ Екатерину II, Петра I и II; и других.

Петр I, 1907

Александр Валентинович отличался независимым характером. Был прям. Когда писал сына промышленника Юсупова (в будущем, убийцу Григория Распутина), «графчика», как назвал его Серов, — лучшей моделью картины художник считал мопса Клоуна.

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона, впоследствии княза Юсупова, 1903

Из-за характера же — придворным живописцем не стал. Всё из-за того, что однажды художник работал над портретом государыни Александры Федоровны и та пыталась давать ему советы. Живописец в ответ предложил ей самой окончить портрет. Работу он так и не завершил, что, впрочем, всё равно подняло его и так высокий авторитет: ведь теперь каждый хотел, чтобы его написал мастер, отказавший самому императору.

портрет государыни Александры Федоровны

К началу ХХ века Серов увлекается черно-белым рисунком.

Он иллюстрирует басни Крылова.

И вообще, меняет технику.

Портрет Ф.И.Шаляпина, 1905

Так, когда он сотрудничает с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах, художник пишет портрет Дягилева, афишу балета с Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение танцовщицы напоминает египетские фрески.

Портрет Иды Рубинштейн, 1910

Ушёл из жизни мастер 22 ноября 1911 года от сердечного приступа. Ему было всего сорок шесть лет. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Многие полотна Серова остались непонятыми. К примеру, тот же портрет танцовщицы Иды Рубинштейн — Репин, учитель Серова, охарактеризовал как изображение «гальванизированного трупа». Однако, время всё расставило по местам.

Летний пейзаж, 1891

Серов ‒ тот художник, который смог воссоздать в сложном и органичном единстве полотна, являющиеся результатом лучших традиций и смелых экспериментов. Оттого не будет преувеличением назвать Валентина Александровича Серова гением.

.