СЛОВО, или РЕЗЕРВАЦИИ ДЛЯ УМНЫХ

Мы – то, что мы едим?
Нет!
Мы — то, что мы говорим!!

Человек перестал быть животным и стал, собственно, человеком не потому, что он такой умный. А потому, что научился говорить. ))  Через что получил коммуникацию с соплеменниками, а через неё – координацию совместных действий. Коллектив – это сила!

И недаром в Начале было Слово. Чем выше уровень развития, тем более сложный язык ему соответствует. Сложный не в плане вычурных выражений, а в описательном. Язык, который раскрывает множество явлений и имеет смысловые обозначения.

Поэтому так важно – что именно человек говорит, какими словами. По ним можно понять не только, какова его цель; но и то, как он к ней идёт, и вообще дойдёт ли. От правильных формулировок зависит порой и сама жизнь! А в бытовом плане – посредством общения с людьми – как мы эту жизнь строим.

Саня вздохнул. Иногда на него накатывала тоска: трудновато быть хикикомори!  ;))

В позднеосенние вечера, наполненные прозрачным холодом и таинственным ветром, одиночество подступало щемящим чувством тоски. Тоски от того, что рядом не было человека, с которым можно было бы просто поговорить.

А всё почему? Что привело Lexx’a к изоляционизму? Как он дошёл до жизни такой? ))

Так общение! Слова. Фразы, в которые он облекал эти слова. Темы…

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

Саня всегда читал! В то время, когда он рос, не было повальной гаджетомании. Был телек. Но Саня обычно просто гулял.

Научился читать Сашка года в четыре. До того успешно, что, увидев, как родители смотрели «Трёх мушкетёров», немедленно загорелся, так сказать, первоисточником. Было ему тогда лет пять или шесть.

Дюма произвёл эффект катастрофический. В котором превалировало, прежде всего, удивление. Ведь в книге всё было не так. Непонятно. И скууучно… Где лихость и веселье? Что это за слуги непонятные? Зачем такие длинные описания? Где экшн, в конце концов???

И Сашка в чтении разочаровался!  ;)))

Но однажды отец ловко подсунул Сане одну книгу. И была она довольно провокативной. Сашок уже подрос и ходил в пятый класс. Так что тема про постапокалипсис зашла на ура! Зомби, убийства, кровища, оружие… И главное, мат. Всё запретное и коварно притягательное – взрослый мир!! )))       И дал такое отец (взрослый☝🏻).

И вот, весь животрепеща)), Сашкиндт окунулся в чтение. Само собой, затем последовала другая книжка, потом следующая… И вскоре Саня сам не заметил, как его интересы теперь почти полностью переместились в литературу.

Нет, гулять он по-прежнему любил. И по секциям бегал. И даже (под бульдозерной настойчивостью мамы) что-то там пиликал на баяне. Совсем немодный инструмент! Только вот когда встал вопрос о музыкалке и Сашик робко заметил, что мечтал бы учится на клавишах (на фортепиано: ми-ми-ми, да, – не иначе!)), в ответ сухо передёрнулось сталью затвора: «Дома есть баян. Будешь учиться на нём!»

Лакированно-меховой агрегат мягко отсвечивал в углу перламутром кнопок, напоминая о том, почему он здесь. И почему судьба теперь складывается так несправедливо! )))            Разгадка очень проста: на этом баяне когда-то училась сама мама. Так что незачем покупать иной инструмент, если уже таковой в наличии. Вот и.  😉

Сашкина мечта исполнилась позже. И исполнил он её сам!

А пока – он каждую свободную минуту валялся в укромных и, желательно, мягких местах с книгой. То на диване, а то сбежит на улицу и там читает. Но не просто на улице, на лавочке там или ещё где… Что, честно говоря, уже само по себе довольно необычно для мальчишки: вне дома не гулять, но читать. Санёк всегда норовил куда-то забраться: в кусты, на дерево, на крышу, в заброшку… Хотя в заброшках было интересно и без книг!  ;))

В общем, первую свою инъекцию против непременного общения и против социализации Саня получил сполна!

РЕЗЕРВАЦИИ ДЛЯ УМНЫХ

Однако, чтение – это не только самоизоляция. Чтение ещё и накоплению знаний способствует. Развитию. Факт – невероятный!!!  ;)))))

В юности, понятно, из книжных жанров интересны, в основном, приключения да фантастика. Хотя Саня и до науки был охоч. Математика, фундаментал, русский язык. Читал детские энциклопедии, «Юные техники» всякие, Перельмана… Не чистые учебники, но опосредованно – позволяли Сане к концу школы не особо-то и учиться. Потому что, поняв принципы, остальное даётся довольно легко.

А ещё даётся особое мнение по всем вопросам. Впрочем, как и всем подросткам в пубертате.

Тем не менее, это самое особое мнение “SADE by LEXX» в большинстве своём приносило Сане ощутимый перевес в спорах. Научная база и логика – непобедимы!  ;))

Оно, конечно, отлично, но вот и второй шаг к отчуждению: людям обычно не нравятся умники. И не нравятся особенно потому, что пусть они хоть сто раз правы, но этим-то их собеседники выставляются как раз не умными! А кому такое придётся по вкусу?

А если это ещё и сочетается с выскочкой: «Подождите-подождите, сейчас я вам всем расскажу, почём фунт пирожков с ягодной начинкой и все тайны Мироздания на сдачу!» — то таких и вовсе сторонятся.

Саня быстро понял всё это дело. И старался говорить только тогда, когда тему/спор начинал собеседник. Но и тут осторожничал! Особенно после одного случая, произошедшего, когда он учился в институте.

Там препод как-то спросил мнение с места. И Саня выдал ему своё видение. По предмету, само собой, но с примесью своих собственных размышлений. В ответ препод напыжился и стал «иронично» (как ему, вероятно, казалось) прикалываться над ответом.

Это, кстати, такая защитная реакция в тех случаях, когда собеседник играет на твоём поле лучше тебя самого. Ну, либо ты не знаешь ответа или вообще не прав. Тогда тянет обсмеять оппонента, а ещё лучше – попытаться его уязвить (обидеть, оскорбить, наехать). Проигрышная позиция так-то в большинстве случаев. Ну да про искусство спора – в следующий раз.  😉

Так вот. Препод стал искромётно шутить: «Это анихея! То есть, ахинея в кубе!»

А буквально через неделю-две, фактически на следующей паре, этот же препод сашкиными же словами объяснял сходный случай!! Тут Саня ещё и понял, что значит «когнитивный диссонанс», а не только то, что умничать надо лишь с теми, кто воспринимает тебя лояльно.

Лояльно – значит, любит; находится с тобой в дружеских чувствах или в близких отношениях. Ну, или когда вещание происходит на подготовленную аудиторию, за этим и собравшуюся. То есть, как тот же препод: студенты слушают его умничания, потому что роль (участь))) у них такая!

Вот и получается, что мысли наши, даже верные, а то и просветительские, никому не нужны. И мы можем их излагать лишь в узких кругах: в резервациях для нас, таких/самых умных!  ;)))

ХИКИКОМОРиЯ

Впрочем, как оказалось в дальнейшем, и резервации не предел. Они тоже могут быть уничтожены.

Саня считал себя оптимистичным человеком. И всегда надеялся на лучшее. Чётко осознавая при этом несовершенство и грубую материалистичность мира.

Он свободно мог поддержать в трудную минуту или в миг упадка духа добрым словом и жизнерадостным настроем. А главное, советом и анализом ситуации.

Когда он слышал жалобу или сетования, то внутри сразу включалось желание помочь. По молодости он стремился к участию не только словом, но и делом. Однако, такое часто приводило к тому, что вспоможённый просто садился на шею. Оттого отзывчивость Lexx’a несколько подутихла ;))        И трансформировалась в словесную помощь.

Точечно, то есть отдельным людям и по их запросу (это очень важно!), такая помощь оказывалась весьма кстати. Но в массе…

Большинство людей – не лидеры. Они могут себя считать победителями (и таковыми являться! – каждый на своём уровне), но лидерами в широком смысле этого слова – не быть. Лидером — то есть, человеком, который ответственнен за свою жизнь без перекладывания вины на внешние силы.

С возрастом, а точнее, лет с тридцати, чем дольше работая (ну и вообще, ведя самостоятельный, «взрослый» стиль жизни), жалобы у «нелидеров» просыпаются всё чаще. На работодателя, на правительство, на местные условия…

Причём исторически если посмотреть, то получается парадокс: чем лучше живёт человечество, тем более критичным к своим условиям оно становится! Растут капризы, множится недовольство, повышается повсеместное брюзжание.

И теперь своеобразной поддержкой друг друга стало — вместе поныть. Эдакий своеобразный знак общности; пропуск в клуб пострадатых. Причём, зачастую поныть даже не о том, что всё плохо, нет. Они могут быть даже счастливыми. Но в том-то и дело, что им важнее не быть счастливыми, а иметь кого обвинить в отсутствии счастья!

Нет, конечно, испокон веков всяческие помпеи хулили налоги очередного цезаря. Но воспринимали трудности как данность. Сейчас же бедствия (зачастую выдуманные) должны быть непременно разрулены кем угодно, не то жалобщик будет обижаться. )))

Естественно, эти наблюдения Саня держал при себе. Однако с каждым годом, с каждой новой работой усталость от повсеместного ворчания накапливалась.

Хотя, в принципе, что нужно при подобных разговорах? Достаточно же сочувственно покивать, помычать утвердительно, как всё плохо. В общем, побыть на одной стороне. Но такая мудрость отношений приходит лишь со временем.

А пока – люди персонифицировали «зло»: америкосы, Чубайс, цены, гаишники… Многоликий ад поджидал, казалось, везде. Но в то же время, бесконечным розовым облаком накатывала необъяснимая беспечность к будущему.

Беспечность и доверие на грани наивности. Для многих, например, продукты «за границей вкуснее», из-за чего они готовы убить целый субботний день, чтобы смотаться в Финку за маслом «оттуда». Для них кризиса никакого нет: «видели мы эти кризисы». Ну и прочий бред про «доллар – всему голова» и «скоро нефть станет не нужна, повсюду будут теслы и айфоны».

Всё-таки вновь: образование – великая штука! ))         При правильном подходе оно даёт системность мышления и понимание процессов, что в свою очередь позволяет отделять реальность от фантазий.

Поэтому получалось так, что Саня с людьми – в моменте – говорили на разных языках. Lexx, в отличие от них, видел в настоящем довольно стройную и оптимистическую действительность, но в будущем – как раз совсем не радужные перспективы.

И вот это вот несовпадение базового отношения к жизни порождало «стеклянную стену» между Александром и окружающими, ввергая его в сумрачный мир холодной страны Хикикомории)) – края человеческого одиночества и вечерней тоски.

Эта, казалось бы, довольно печальная история закукливания себя в собственном мирке навела Сашку на вполне рациональные мысли:

  • чтение – основа основ!  )
    тем более, образование! и самостоятельность, само собой.  –>  это то, на что прежде всего следует направлять свои усилия
  • молчание – золото!  ))
    не стоит распространяться перед незнакомыми (да и просто перед неблизкими) людьми о чём бы то ни было
  • будь с собеседником на одной волне  )))
    уж коли заговорил, поподдакивай – люди это любят!  ;))
  • говори приятное  ))))
    старайся говорить в положительном ключе, не армагеддонь!
  • дай высказаться  )))))
    и вообще: задавай больше вопросов, пущай визави выкручивается!           Сам-то ты всё равно ничего не спроповедуешь, люди глухи к чужому научению. Зато, слушая, сможешь или почерпнуть полезное, или получить моральное удовлетворение, загнав оппонёныша в угол неудобными вопросиками!!   ;-D)))))))

Впрочем, самоудалившись, в общем-то, из жизни реальной, из непосредственного общения, Саня пришёл в мир виртуальный – интернет, соц.сети, сайты, каналы…

А это – уже совсем другая история! И совсем иные законы!!  😉