50

Интересно осознавать, что живёшь на стыке эпох, наблюдая их смену — от тысячелетий размеренности и ручного труда к бурлящему кипятку технологий и страстей.

Сам переход, понятно, начался не сейчас. Он плавными ростками проклюнулся века с XVII. И бурно взметнулся в XIX.

«Бурным» для эпох я называю период, протяжённостью примерно в полвека. Когда явно видно замещение образа жизни.

К примеру, в начале Перехода художники-импрессионисты наблюдали, как на смену живописи пришла фотография. То есть, зримо-ощутимый ручной навык уступил место лёгкому механистическому усилию. Причём, если {хорошему} рисунку надо было учиться, то нажать на спуск затвора мог каждый. А результат получался и нагляднее, и быстрее.

Попутно фабрики и механизмы обобществили личный труд, породив тираж и однообразие. И вообще, стало больше коллективного. Человечество попыталось превратиться в одну большую деревню.

Её, правда, под присмотром сначала двух, а потом и одного старосты — создать так и не удалось.

Коллективные общности рассыпались на атомизированных одиноких людей.

Как рассыпался сейчас, в конце этого великого Перехода, ещё один многовековой навык.

Я с натяжкой могу назвать себя импрессионистом)), но на мой век (полвека))) досталось наблюдение как раз такого же характера, как и им. Художники проживали перемены мира через замещение живописи фотографией. Ну а я нахожусь в итоговой планетарной турбулентности, знаменующей наступление совершенно новой эры, и свидетельствую, как исчезает письмо.

Я застал чернильницы и перья!! Они стояли в отделениях почты.

В школе нас тоже учили писать перьями, но то были перьевые ручки. Ставили руку, тренировали красивый почерк. Нажим, наклон, толщина линий, палочки-кружочки — вот это вот всё.

После третьего класса иногда прогрессивно разрешали переходить на шариковые ручки.

Особым шиком было писать капиллярным стилом. Фломастером по сути. Впрочем, это даже не совсем шик, сколько хулиганство.

Некоторые непуганные учителя, сталкиваясь с подобным, не могли осознать увиденное и вызывали тайно ухмыляющегося писателя на разбор.

— Чем ты это написал?

— Так ручкой же!

— Какой?

— Чернильной!

И ведь правда: очень похоже. Но видно, что это не перо, все линии одинаковой толщины. Училка с надеждой уточняла:

— Шариковой?

— Нет, Марь Иванна, не шариковой.

— Покажи!

И долго потом седовласая матрона вертела в руках бесовское исчадие проклятого Запада.

Потом пришла мода на ручки-многозарядки. Когда в одном корпусе было сосредоточено несколько цветов. У меня был шестиколорный монстр в сверкающей хромом стальной оболочке.

Если вернуться непосредственно к письму, то учёбой тогда занимались очень серьёзно и писали мы много. Отчего от чистописания осталось одни туманные образы. Почерк испортился и стал напоминать каракули.

Институт и вовсе добил распознавание рукописей, добавив в конспекты ещё и сокращения.

Некоторые умники притаскивали на лекции диктофоны. Но быстро отказывались от подобных опытов. Потому что потом приходилось терять много времени на прослушивание и, главное, на поиск нужного места. Хотя конечно на паре сидели орлами, демонстративно скучая и снисходительно поглядывая на усердно строчащих товарищей.

Вскоре [в моей личной вселенной] появились первые компьютеры. Писишки! На часах стоял 1994 год. За углом били куранты и какого-то гражданина (ходили тогда такие шутки).

И стало понятно, что печатать мало того, что легче, получающееся ещё и понятнее. Причём не только написавшему через клавиатуру, но и читающему. Что с рукописью было совсем не так. Там порой и сам писатель не мог разобрать, что накалякал в горячке! ))

Опять же, печатать несравненно легче, нежели учиться писать!

В общем, сызнова — зримо-ощутимый ручной навык уступил место лёгкому механистическому усилию! )))

А жизнь убыстрялась, события и тексты сжимались, появившиеся мобилы и пэйджеры диктовали свои условия.

Следующий рывок наступил с приходом тачскринов. Наступил 2003-тий. До богомерзкого айфона оставалось то ли 4, то ли 5 лет. А у меня уже был Р800 — с цветным сенсорным экраном, с фотокамерой, с клавиатурой (тем не менее), со стилусом!!

Так что, собственно, всё было создано ещё 20 лет назад. А срок до сегодняшнего дня был нужен, чтобы письма не стало не только из-за технологий, но оно бы ушло и из привычек.

Кто-то развивает большие пальцы, ну а я переместился в изящество свайпа. И теперь набираю тексты, вычерчивая замысловатые кривые по экранной клавиатуре.

Электронный набор текста выигрывает у ручного письма, даже если первый осуществлять непосредственно написанием от руки слов по экрану. Поскольку всё экранное может перевести опять-таки в печатные буквы. Но главное, всё это без лишних хлопот переделывается, размножается или пересылается.

Махрово-кондовое вождение марким предметом по бумажным поверхностям уходит в прошлое.

Но если художников XIX века впереди ждал не изобилующий особыми сюрпризами мир, то импрессионистов современности тревожное завтра не может порадовать предсказуемостью.

Под-конец/в-начале следующего года — принято прогнозировать и предрекать. Попробую и я. Изредка. В следующих постах. И в следующие свои полвека (хотя как знать, конечно, сколько будет отмеряно))).

Единственное, что мудро)) бы хотелось заметить напоследок.

50 лет вдумчивого изучения действительности (5 высших, 2 специальных, 2 творческих => образований) помогают не волноваться попусту.

Живите долго и счастливо! 🤗

.