Прекрасная садовница даёт повод взглянуть на ИЗНАНКИ — скульптур, эрмитажей, святости и Питера

Изнанкой обычно считается что-то нелицеприятное. Хотя, в принципе, это просто оборотная сторона. Новый ракурс! Который помогает иногда увидеть интересное, а то и неожиданное.

В Эрмитаже на пару месяцев (7-9.21г) появилась картина «Прекрасная садовница» Рафаэля. Её только что освежили и, минуя даже Лувр (которому принадлежит полотно), привезли из реставрационных мастерских к нам.

Упускать такую возможность было нельзя, поэтому организовался срочный выход в свет искусств, обросший попутно многими иными (фото)наблюдениями.

ИЗНАНКА 1:
ГЕРАКЛ

Во входном (Иорданском) зале притаился отдыхающий Геракл.

Геракл Фарнезский

Это так называемый Фарнезский Геракл. Получивший своё прозвище из-за тщеславия владельца герцога Алессандро Фарнезе. Который установил статую в личных покоях своего палаццо в Риме.

И там скульптура радовала семейство в течении пары веков, окружённая фресками с подвигами… нет, не Геракла, а – внимание! – самого герцога!!  )))

В Питере герой мифов символизирует силу и процветание государства Российского. Уж с две сотни лет как! И пребывает поныне, разместившись сразу в нескольких локациях.

Интересно, что в Эрмитаже, на Елагином острове и в Александровском саду – Геракл невозмутим в одиночестве. А у Михайловского (Инженерного) замка, на фасаде Академии художеств и в Камероновой галерее Царского села – он мощно молчит в паре с Флорой.

Флора, кстати, стала «подружкой» Геракла вовсе не по задумке древних. А лишь потому, что активные Фарнезе, прибрав к рукам и её, выставили парочку вместе. Так что с тех пор она тоже Фарнезская.

Ну а если вернуться к Гераклу, то чаще всего (и довольно многих!) интересует вопрос: что же такое он прячет за спиной?? С изнанки, так сказать. ;))      В мощной длани у не менее мощных ягодиц!

А вот что!! ))

Геракл держит три яблока. Да не простых, а золотых! ))        И ещё – молодильных к тому же.

Тут, понятно, с ними целая история. Вернее, миф!

Необыкновенное дерево (семейства розоцветных))), плодоносящее такими чудесными фруктами, необходимо было тщательно охранять. На что отрядили целого дракона! По кличке Ладон.

Змий обладал повышенной огнедышестью: он извергал свой пламенный боекомплект многопастно — из ста голов!! Да ещё и не спал никогда.

Этого показалось мало. И пресмыкающееся усилили целым звеном нимф-гесперид, служившими по совместительству дочерьми титана Атланта (Атласа).

Папа, в ведении которого находился сад с яблоней, расщедрился на такую защиту по причине занятости. Сам-то он не мог приглядывать за Объектом, потому как всё время пропадал на работе. И сейчас там. До сих пор! Держит над нами купол небесный.

Геракл же — не смотри, что гора мышц! — оказался весьма толковым майором способным на стратегию.

Он не стал атаковать в лоб укрепрайон с круговой защитой воздушно-гесперидовых сил, глубоко эшелонированных драконом огневой поддержки. Вместо этого он дипломатически побеседовал с нимфанским предком.

Уважаю, говорит старику, Вас как издателя, товарищ Атлант! Сам лично бывалоча, слюнявя грифель, обводил по контурам атласы Ваши. Дозвольте небосводик подержу, устали небось. А сами пока яблочек бы принесли себе откушать.

Атлант — даром что изобрёл астрономию! — повёлся на лесть и сгонял в охранную зону за яблоками.

Но всё-таки не зря его назвали в честь Атлантического океана (и книжек с картами)))!

Владелец сада заподозрил неладное.

Вернувшись с плодами, он внезапно остановился и, угрюмо пробурчав что-то вроде «смею ли я надеяться, что не слишком обеспокою Вас, если позволю себе покинуть Ваше прекрасное общество, мой любезный друг» или «бывай, чувак», – Атлант уже совсем было отчалил в туман.

Однако, Геракл, ощутив ужас надвигающегося одиночества, слёзно попросил титана на секундочку попридержать небеса, пока он подложит себе шкуру {Нимейского льва; под левой рукой скульптуры} на плечи, дабы удобней было попирать свод.

Атлант попридержал. И, как было сказано несколькими абзацами выше, так и держит до сих пор.

А продуманный Геракл спокойно теперь стоит с фруктами у задницы, монументально отдыхая после трудов праведных. Ибо добыча яблок была последним, двенадцатым, подвигом, которые он подрядился свершить.

Скоро он вернётся в Фивы. Там отдаст (да сплавит попросту!))  жену другу, победоносно поотдыхает с девами и отправится дальше. Счастливый!

Впереди его ожидала свобода! творить подвиги по собственному желанию.

ИЗНАНКА 2:
ИКОНЫ

Пробираясь к «Садовнице» и встретив по пути зал с религиозным содержанием, понимаешь, что иконы – это не просто комиксовые картинки с катастрофическим попранием пропорций и перспективы.

Иконы – это произведения искусства с многосмысленным содержанием.

…и с умением: графическим языком в красках выражать божью мать!  )))

Простите

Причём смыслов порой оказывается так много, что полностью они не влезают, куда надо. И их приходится втискивать на изнанку!

Ох, уж эти творцы! Никогда не укладываются в смету.

Вот и: допустив перерасход охры и золотой фольги, начинают на досках экономить! )))

ИЗНАНКА 3:
ГЕРБОВЫЙ ЗАЛ

Этот зал просто — очень красивый. Безо всяких изнанок.

Красивый и один из самых больших в Зимнем дворце. Его площадь около тысячи квадратов!

ГЕРБОВЫЙ ЗАЛ

Хотя есть одна… Правда, не изнанка, скорее, но история.

Как легко заметить, зала отлита в классике. Колонны при классицизме выполнялись обычными: мраморными там, в штукатурке, но не в золоте.

И вот приходит император. Звали его Николай. Порядковый номер – Первый. Заходит и говорит архитектору: «Н-даа, милейший… Не показали Вы богатства Российской Империи, не показали…»

— Да как жеж показать-то такое, превеликий Государь-кормилец, самодержец и прочая-прочая?? — возопил окаянно зодчий.

— Оно хоть бы колонны позолотил! — милостиво соизволил заметить вседержитель.

Колонны, как водится, немедленно были позолочены.

Факт: в убранстве зала задействовано около восьми килограммов золота. Помещение предназначалось для парадных приёмов дворянства, балов и парадных же обедов.

ИЗНАНКА 4:
БОЛЬШОЙ ТРОННЫЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ) ЗАЛ

Главная комната Российской Империи.

На стенах – каррарский мрамор. Что уже тогда показало, как вредно зависеть от импорта!

Как-то в Зимнем случился пожар. Так весь Дворец после восстановили за 16 месяцев, а на Тронный зал ушло около пяти лет!!

А всё почему? А всё потому, что каждый камешек пришлось заказывать из Италии. А итальянцы – известные бракоделы: то не то пришлют, то с размерами ошибутся, то форму перепутают.

С тех пор ничего не изменилось!  )))

БОЛЬШОЙ ТРОННЫЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ) ЗАЛ

Здесь тоже не совсем изнанка, но вновь история. И, понятно, амператорская.  ))

Господа оформители)) использовали в Тронном зале оригинальный приём: сложный бронзовый узор потолка, содержащий в числе прочих декоративных элементов двуглавых орлов (символы Империи) и Георгиев Победоносцев (гербы России) — они полностью повторили в паркете. В котором задействовано, к слову, 16 пород дерева!

А император же – мутный заказчик. Опять пришёл, опять разорался.

Да что же это такое, кричит. Кто посмел?! Не позволю про царя такие песни петь!.. «Нога иностранца не смеет топтать гербов моей страны!»

И тогда гербы на полу заменили растительным орнаментом.

Ах да, изнанка таки есть! В смысле, оборотная сторона – она ж за троном!

Туда могли проходить только ближайшие друзья царской семьи.

А теперь – и современные посетители Эрмитажа. И даже иностранцы, да-да ;)))

А ведь там — виновница данной статьи и ИЗНАНОК:

ПРЕКРАСНАЯ САДОВНИЦА

ИЛИ

МАДОННА в ПЛАТЬЕ КРЕСТЬЯНКИ

ОНА ЖЕ

МАДОННА с МЛАДЕНЦЕМ и ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ

Особую ценность полотну придаёт – и это несомненно и безоговорочно! – автор статьи.  )))

Но породить изнанки — не значит их не иметь!  ;))

Некоторая изнанка (нюанс) касается самого холста.

Тут та же [пред]история, что произошла с Шишкиным и его картиной «Утро в сосновом лесу». Которая «Мишки» )))                      => Медведей изобразил художник Савицкий.

А здесь – полотно написал Рафаэль Санти. А накидку Мадонны – дорисовывал его близкий друг живописец Ридольфо Гирландайо.

Вторая изнанка об экспозиции.

Картину должны были привезти ещё в 2020-ом. Для чего подготавливали целую выставку «Линия Рафаэля».

В результате выставка прошла, основанная на эскизах художника и каких-то иных его работах. А также – подпитываемая образами Мадонны других мастеров.

Рассказ о ней будет как-нибудь приведён на страницах этого блога.

Картина же прибыла через полтора года после «Линии». Дав возможность осветить не Рафаэля, но особенности – изнанки! – многого (не)связанного с шедевром. Как например:

[наружная] ИЗНАНКА 5:
ОПРАВА ЭРМИТАЖА

Вспоминая забавный стишок:

Идя по замку Фонтенбло
Людовик думал про девчат
А то, что смерды есть хотят
Так то монарха ... совершенно не интересовало!  ;))

понимаешь, насколько и вправду можешь отвлечься, разгуливая по прекрасным окружениям!  )))

Красота интерьеров поражает:

Но особый восторг возникает, когда встречаешь среди великолепия совершенно завораживающее зрелище в виде… павлина!

При всей современной насмотренности и привычности к прогрессу тонкость и реалистичность данной работы действительно повергает в изумление!

А за окном поджидает долгожданная ИЗНАНКА. Это — Питер! Оправа и оборотно-внешняя сторона Эрмитажа, брызжущая через оконное стекло в застывшие интерьеры истории настроением и жизнью:

И становится удивительно/радостно от осознания красоты, выраженной слиянием прошлого и настоящего.

ИЗНАНКА 6:
ВРЕМЯ

Прошлое воспоминаниями высвечивает впечатления, ярким всполохом вспыхнувшие много лет назад:

когда ещё ребёнком — совсем как девочка на снимке! — ты увидел в первый раз этих рыцарей.

А потом, через десятки лет, с удивлением и с внезапно нахлынувшим ностальгическим счастьем узнаёшь затаившиеся в памяти, но такие реальные в настоящем моменте – запомнившиеся дырки от стрел на доспехах.

И пустые латы становятся для тебя добрыми друзьями…

Но весёлые спутники рядом (что в детстве, что сейчас) быстро выводят тебя из состояния созерцательности. И реальность вновь возвращает к циничному юмору настоящего:

ИЗНАНКА 7:
СКУЛЬПТУРЫ

Возле Ахиллеса можно услышать порой неуместное гыгыканье.

Эмиль Вольф «Ахиллес», 1854 г.

То веселятся подростки и прочие юные умом тела.

А всё из-за подпорки!

Лучше бы загадки разгадывали.

Вот, например, смотришь на скульптуру…

Лоренцо Бартолини «Нимфа со скорпионом», 1852 г.

… читаешь название. И недоумеваешь: а где скорпион-то??

А вот он!

Притаился ))

ИЗНАНКА 8:
ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЭРМИТАЖ – НЕ МУЗЕЙ!

Вернее, не только музей )))

«Эрмитаж» – это ещё и гостиница!

Расположенная не по адресу музея (Дворцовая пл., 2), нет. Она гордо прячется в шикарном портике где-то на улице Правды!  ))

Всё выдержано в спокойной классике. Без золотых колонн, правда. ;)))

Зато и залы тут не парадные, и императоры не шастают! ))

Умиротворённая красота интерьеров нюансируется деталями. На стенах – русские гравюры.

ЗУБОВ Алексей Фёдорович «ПЁТР ВЕЛИКИЙ – отец Отечества, император Всероссийский», начало XVIII в.

Номера – очень уютные!

Даа, иногда не знаешь, какой изнанкой покажется/обернётся то или иное явление. Окажется ли музей отелем)) …

А то и вовсе: превратится ли святыня в фарс…

ИЗНАНКА 9:
ПРОДАЖА ЗАПОВЕДЕЙ. ДОРОГО.

Иисус изгнал торговцев из храма.

Но ушлые коммивояжёры не только не смутились, но и ловко организовали широкомасштабный сбыт религиозных символов населению. Типа, не свет истины в массы нести, но за толику малую отгрузить бочками мощей на вес.

Ирония:      в изнанке Эрмитажа-музея [храма], в гостинице «Эрмитаж», в самом проходном углу роскошного холла, у лифтов – скромно стоит высвеченная прожекторами и праздничной иллюминацией витрина.

Там, в стеклянном кубе заключены скрижали.

Скрижали Завета – сокровеннейшая реликвия для огромного количества людей.

Им нет цены!

Их невозможно держать голыми руками, иначе они вспыхнут от невообразимого жара Истины, содержащейся в них, — настолько могущественен и несокрушим Божественный дар, ниспосланный в десяти Заповедях.

Но что это за табличка? Пояснения несведующему в древнеарамейском?

Не-а! Это – стоимость!!

Просто какой-то фарс фарисейства! И – тройная спекуляция.

Бесценные тексты продают (!) за баснословные деньги в проходе [«у калидоре»] ночлежки при храме искусств.

Вечные смыслы оптом! Миллионишко с третью {держим докризисные цены! налоги включены!} за десяток скрижалей!!

И всё, знаете ли, по-простому. Ни к чему роскошествовать в наше тяжёлое время: дерево, бронзовые петли, овечья кожа, костяной фарфор.

Чувствуется жуткий сарказм: Декалог – кожа да кости в деревянном макинтоше.

Или — вот что основано на костях, это изделие; а никак не Питер!

{примечание: костяной фарфор получил своё название из-за того, что он содержит до половины объёма золы костной муки, получаемой в основном из крупного рогатого скота}

Цепочку двусмысленных ассоциаций можно было бы продолжить – стадо, рогатые, золотой телец – но зачем?

Лучше финализировать эту вышедшую такой огромной статью самой главной и самой завораживающей изнанкой:

ИЗНАНКА 10:
НЕВИДИМОЕ ЛИЦО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Отель «Эрмитаж» – по канону настоящего очерка – также имеет свою изнанку. О ней можно даже не узнать, если не иметь привычки изучать папку с брошюрами о гостинице, лежащую в каждом номере.

Так вот. Там описан секретный маршрут на крышу! Где располагается видовое кафе.

Хотя видами – себя в своих же изнанках)) – можно любоваться уже по пути наверх. Поднимаясь в зеркальном лифте, полном отражений и перспектив.

Цены в кафе ломовые. Самое дешёвое, чайничек чая, объёмом в стакан, стоит тышшу!

Но можно и просто посидеть в компании с очаровательной суккуленткой Толстянкой. ))

Идеальная собеседница! Когда надо – участливо выслушает, в нужный момент – дружески помолчит. Хорошо с ней…  ))

Но становится ещё лучше, когда начинаешь смотреть на вечерний город!

В деталях лицо это — крыши.

Очень разные, но очень похожие. Формирующие, вылепливающие пространство, выпукло подчёркивая и делая осязаемым воздушный облик Северной Столицы.

И перед тобой открывается не изнанка, но настоящее лицо Питера!!

В такие моменты особенно остро осознаёшь, как ты любишь свою пасмурную Венецию!

И как безгранично своей любовью в ответ вбирает тебя прекрасный Санкт-Петербург…

.