Летающая тарелка люстры в «Операции “Ы”»
Контекст (то есть, знание реалий и тем эпохи в момент создания того или иного фильма) может помочь в трактовке необъяснимых, казалось бы, и даже нелепых на первый взгляд — кадров.
Шурик неосознанно приходит вместе с Лидой к ней в квартиру. Они усаживаются читать конспект за стол с немудрёной снедью.
И начальный кадр [всей последующей ключевой сцены «Наваждения»] выглядит будто бы как брак! Брак по композиции.
Выключенный абажур потолочного светильника нависает над парой, занимая значительную часть пространства.
В дальнейшем такое больше не повторяется. И более того: люстра вовсе не показывается – ни на заднем плане, ни в любом другом ракурсе.
Что хотел сказать Гайдай этим предметом?
У меня есть версия, что это связано с формой, напоминающей летающую тарелку — НЛО.
Начало 60х у нас, в СССР, отметилось не только реальными космическими достижениями, но и всяческими околокосмическими темами. Да и вообще — модно-непознанными сплетнями: лох-несским чудовищем, снежным человеком, расцветом фантастики и конечно же инопланетянами! ))
Вот Леонид Иович – люстрой! ))) – тоже поучаствовал в НЛО-лихорадке.
Причём, надо отметить, тема была знатная! За год до начала работы над фильмом — в Союзе издали книгу американского астронома Д.Мензела «О летающих тарелках».
И явление получило не только информационный пинок, но, собственно, и само обозначение как «тарелок».
По-научному же НЛО обзывали «необычным небесным явлением».
Ну а Гайдай таким образом — пошутил. ))
.