Контекст (то есть, знание реалий и тем эпохи в момент создания того или иного фильма) может помочь в трактовке необъяснимых, казалось бы, и даже нелепых на первый взгляд — кадров.

Шурик неосознанно приходит вместе с Лидой к ней в квартиру. Они усаживаются читать конспект за стол с немудрёной снедью.

И начальный кадр [всей последующей ключевой сцены «Наваждения»] выглядит будто бы как брак! Брак по композиции.

Выключенный абажур потолочного светильника нависает над парой, занимая значительную часть пространства.

В дальнейшем такое больше не повторяется. И более того: люстра вовсе не показывается – ни на заднем плане, ни в любом другом ракурсе.

Что хотел сказать Гайдай этим предметом?

У меня есть версия, что это связано с формой, напоминающей летающую тарелку — НЛО.

Начало 60х у нас, в СССР, отметилось не только реальными космическими достижениями, но и всяческими околокосмическими темами. Да и вообще — модно-непознанными сплетнями: лох-несским чудовищем, снежным человеком, расцветом фантастики и конечно же инопланетянами!  ))

Вот Леонид Иович – люстрой! ))) – тоже поучаствовал в НЛО-лихорадке.

Причём, надо отметить, тема была знатная! За год до начала работы над фильмом — в Союзе издали книгу американского астронома Д.Мензела «О летающих тарелках».

И явление получило не только информационный пинок, но, собственно, и само обозначение как «тарелок».

По-научному же НЛО обзывали «необычным небесным явлением».

Ну а Гайдай таким образом — пошутил.  ))

.