Загадочная перекличка блеска в «Операции “Ы”» (2): НАВАЖДЕНИЕ. И снова Ленин? ))

Россыпь по кинокартине неких знаков не всегда познаваема (ибо может быть случайной), но всегда видима и занимательна.

Во второй новелле «…и других приключений Шурика» так же, как и в первой, есть свой рефлектор (значимо описанный в прошлой статье) и свой блестящий металлический предмет.

Кольцо (всевластья)

И чуть ли не с первых кадров Гайдай являет его – металлический артефакт. Это кольцо!

Как и со всеми остальным подобными знаками в картине, показанный – уникален.

В то время мужчины не носили колец!!

Ну, кроме обручальных, понятно.

В смысле, массово не носили. Хотя, конечно же, существовали отдельные маргиналы {даже в СССР}, которые стремились выделиться или надевали разное в силу принадлежности к той или иной конфессии.

Да что там. В фильме вообще колец практически нет! Они встречаются буквально единично. И то в толпе.

К слову, самое явное женское кольцо попадается лишь раз. На одной из студенток.

Тем удивительнее, что без кольца даже девушка с малышом. Что странно. Ибо уж в счастливой советской комедии, в серии про любовь, на колористически выделенном персонаже, в особой роли молодой мамы — и вдруг нет обручального кольца?!

Ну а на мужчинах нет, не должно и не могло быть колец.

Однако Гайдай нашёл нужным так явно показать украшение на руке у персонажа. Вынесенного в отдельный кадр! Персонажа, примечательного ко всему прочему завитой и безупречно уложенной причёской белокурых волос.

Версия. Если (предположительно) Леонид Иович подтрунивал над советскими плакатами, то уж не замахнулся ли он тут, в «Наваждении», вообще на святое? На Владимира Ильича Ленина! Который именно с такой причёской был оттиражирован на октябрятской звёздочке!!   ;)))))

Рефлектор II

У данного рефлектора может и есть мистическое и/или гайдаевское значение, да только тут он выставлен также и с чёткой, явной, “дидровской” целью!

Через выпуклое зеркало, стоящее на кафедре, Профессор смотрит на зрителя. Это — слом четвёртой стены, кинематографический приём.

Т.н. четвёртая стена – воображаемая. Как бы стоящая между актёрами и зрителями. Остальные три – ограждающие сцену. Термин пришёл из XVIII века. Его ввёл французский писатель-философ Дени Дидро.

Кроме легкосчитываемого смысла Гайдай мог смотреть глубже. Куда глубже! Подтверждение этому – в следующих статьях. А пока про “глубже”.  ))

Режиссёр мог взглядом Профессора намекнуть не просто на Дидро, а вообще: на французских просветителей того времени: Вольтера, Руссо…

Общее же у них всех было то, что они весьма уважали деизм.

ДЕИЗМ

(deus – Бог [лат.])
— религиозно-философское направление, не приемлющее мистики, но утверждающего Бога как Творца. Творца в понимании Матрицы: типа Архитектора.

Тот же Вольтер называл Бога Великим/Вечным Геометром, который замыслил и сотворил Вселенную подобно инженерному проекту.

А кто Профессор в «Наваждении»? Учёный. Главный демиург, решающий судьбы учеников/”детей” своих, коих лепил он их сам по образу и подобию своему.

Великий Вечный Геометр!  ))

.