Загадочная перекличка блеска в «Операции “Ы”» (2): НАВАЖДЕНИЕ. И снова Ленин? ))
Россыпь по кинокартине неких знаков не всегда познаваема (ибо может быть случайной), но всегда видима и занимательна.
Во второй новелле «…и других приключений Шурика» так же, как и в первой, есть свой рефлектор (значимо описанный в прошлой статье) и свой блестящий металлический предмет.
Кольцо (всевластья)
И чуть ли не с первых кадров Гайдай являет его – металлический артефакт. Это кольцо!
Как и со всеми остальным подобными знаками в картине, показанный – уникален.
В то время мужчины не носили колец!!
Ну, кроме обручальных, понятно.
В смысле, массово не носили. Хотя, конечно же, существовали отдельные маргиналы {даже в СССР}, которые стремились выделиться или надевали разное в силу принадлежности к той или иной конфессии.
Да что там. В фильме вообще колец практически нет! Они встречаются буквально единично. И то в толпе.
К слову, самое явное женское кольцо попадается лишь раз. На одной из студенток.
Тем удивительнее, что без кольца даже девушка с малышом. Что странно. Ибо уж в счастливой советской комедии, в серии про любовь, на колористически выделенном персонаже, в особой роли молодой мамы — и вдруг нет обручального кольца?!
Ну а на мужчинах нет, не должно и не могло быть колец.
Однако Гайдай нашёл нужным так явно показать украшение на руке у персонажа. Вынесенного в отдельный кадр! Персонажа, примечательного ко всему прочему завитой и безупречно уложенной причёской белокурых волос.
Версия. Если (предположительно) Леонид Иович подтрунивал над советскими плакатами, то уж не замахнулся ли он тут, в «Наваждении», вообще на святое? На Владимира Ильича Ленина! Который именно с такой причёской был оттиражирован на октябрятской звёздочке!! ;)))))
Рефлектор II
У данного рефлектора может и есть мистическое и/или гайдаевское значение, да только тут он выставлен также и с чёткой, явной, “дидровской” целью!
Через выпуклое зеркало, стоящее на кафедре, Профессор смотрит на зрителя. Это — слом четвёртой стены, кинематографический приём.
Т.н. четвёртая стена – воображаемая. Как бы стоящая между актёрами и зрителями. Остальные три – ограждающие сцену. Термин пришёл из XVIII века. Его ввёл французский писатель-философ Дени Дидро.
Кроме легкосчитываемого смысла Гайдай мог смотреть глубже. Куда глубже! Подтверждение этому – в следующих статьях. А пока про “глубже”. ))
Режиссёр мог взглядом Профессора намекнуть не просто на Дидро, а вообще: на французских просветителей того времени: Вольтера, Руссо…
Общее же у них всех было то, что они весьма уважали деизм.
ДЕИЗМ
(deus – Бог [лат.])
— религиозно-философское направление, не приемлющее мистики, но утверждающего Бога как Творца. Творца в понимании Матрицы: типа Архитектора.
Тот же Вольтер называл Бога Великим/Вечным Геометром, который замыслил и сотворил Вселенную подобно инженерному проекту.
А кто Профессор в «Наваждении»? Учёный. Главный демиург, решающий судьбы учеников/”детей” своих, коих лепил он их сам по образу и подобию своему.
Великий Вечный Геометр! ))
.