Почему в живописи нет улыбок

Музей. Лица со скульптур и портретов смотрят серьёзно и строго. И у зрителя возникает вопрос: почему? Почему нет улыбок? Разве люди раньше не умели смеяться?

Ну конечно, умели!  ))

И улыбки на картинах, понятно, есть. Просто в боле-мене удовлетворительном виде встречаться они начинают века с XIX.

Потому речь в статье поначалу — о полотнах до этого славного периода, до XIX века и, соответственно, наших дней.

Так вот.

Дело в технологиях и в нравах.

И ‒ в одной догадке, которая хоть и не верна, но однажды стала мейнстримом; а сейчас превратилась в обыденность. С неё и начнём.

Плохие зубы

Первое, что приходит на ум, когда возникает вопрос, почему в живописи нет улыбки, ‒ это плохие зубы, или вовсе неимение их.

Ну логично же? Тяжёлые условия жизни, никудышное питание, отсутствие не только стоматологической помощи, а и медицинской вообще.

С другой стороны.

Человек хоть и проводил всё время в непосильной работе, но та была больше про тело: физика деформировала и калечила.

Лечение зубов было простым. Болит – выдерни!

Да и пища… Главный враг эмали не диета из соломы да лебеды, а сахар. Который был доступен (до того же XIX века) лишь богатым.

Впрочем, картины заказывали как раз именно состоятельные особы. Но предполагать у них у всех! плохие зубы ‒ как-то не реалистично. Из тысяч портретов совсем не нашлось моделей {хотя бы} с четырьмя здоровыми верхними резцами?

Умозрительную критику подтверждают и исследования скелетных останков с кладбищ Средневековья. Кариеса было тем меньше, чем менее сахар был распространён.

Плохие чувства (и отверстия для их выражения))

Людские сообщества неоднородны и разноплановы личностно, но одинаковы в своей структуре. Которая представляет собой некую, сколь угодно большую группу индивидуумов ‒ и командно-административную верхушку над ней. С самых ранних времён, начиная со становления человека из зверя.

У верхушки контактов много. На всех эмоций не хватит. Да и лишние они, эмоции-то ‒ в деле. Потому невозмутимость лидеров органически стала хорошим тоном. И как-то незаметно, с ходом истории и в пути развития ‒ слилась с религией.

Ну и с этикетом. Люди стали жить скученнее, большими коллективами. Оттого доблесть не потерять лица дополнилась ещё и естественным контролем ‒ над своим организмом. Всякие отправления (“ветры”, сморкание, плевки и прочие непотребства) попали под запрет. Чему можно удостовериться в паре специальных книг ‒ «О воспитании вежливости у детей» (1530) и в «Книге придворного» (1528) ‒ выпущенных голландцем Эразмом.

Да и в принципе: считалось, что открытый рот – это проявление “низшего”, греховного. Соответственно, смех, распахнувши челюсти, ‒ признак дурачины… удел плебеев.

И редкие улыбки… хотя скорее оскалы – на картинах – характеризовали персонажей как умалишённых. Либо пьяниц. Что одно и то же.

В свете этого знания забавно смотреть в экран телевизора. Где на съезде шоуменов и шоувуменок в ответ на острОту каждый из этих представителей будто соревнуется, кто шире раззявит пасть.  ;)))

Древняя же знать себя держать умела. Потому показать в обществе зубы (пусть то даже зовётся улыбкой) было немыслимо.

Лишь с середины второго тысячелетия понемногу становилось допустимым намёк на улыбку — приподнятием и растягиванием уголков рта. Начинание успешно подхватил пронырливый всеобщий {теперь уже} любимец Леонардо наш да Винчи.

Хорошие зубы

Наступала промышленная революция. Люди стали жить ещё более скученно. Жизнь в ладу с соплеменниками ‒ требовала большего.

Невозмутимость – дело хорошее. Но кто его знает, какие замыслы бродят в башке у этого похабного (условного) англичанина?

И вот постепенно народ нет-нет, да и начинает потихоньку улыбаться друг другу. Мол, я ничего не замысливаю против тебя, сосед. Первыми выгоду почуяли торгаши.

Совпало многое.

Под знаком Прогресса расширилось всё!! ))

Века с XVIII экспоненциально стали расти производства. И, понятно, деловые связи. И, тут же, ‒ культура, красота, послабление церковного контроля.

В частности, количественно выросли сахарные мануфактуры. И сахар стал довольно массово входить в жизнь граждан.

А как вести дела с плохими зубами? Они, конечно, не то, чтобы помеха, но впечатление мешают производить. А значит, пришло наконец время зубных врачей!

Наступало это время дважды. Сначала во Франции – как в мировом центре того времени. Но полному расцвету улыбок и дантистов помешала Французская революция.

Мёртвые с косами сбросили царя… Французы не только покончили с монархией, но и запретили улыбки. Поскольку улыбка есть признак довольствующего богача.

Вторая серия случилась в очередном мировом центре – в США. И улыбка расцвела уже окончательно.

А тут и фотография, и кино, и сэлфи. Картины тоже не отставали => с XIX-то века!  ;))

Почему именно с XIX-го?

Плохая штудия

До XIX века человечество рисовать только училось!

Сначала в активе имелись лишь плоские изображения и прочие египты. Затем ‒ первые робкие попытки придать ощущение объёма. Прорывом стало открытие перспективы, которую активно (и, в целом, успешно) начали применять века с XV-го.

Дальше дело шло больше на усовершенствование “классической” техники — мастера кисти трудились над красотой мазка.

Вместе с перспективой средневековые художники начали «щупать» и анатомию. Но до полного понимания каждой (в особенности, лицевой) мышцы разумение дошло не сразу.

Тут надо ещё понимать, в каких условиях проходила работа над картиной. Время стояло древне- и средневековое, а оттого – медленное. Любое полотно представляло собой застывшее, статичное изображение.

Моделей было мало. Да и те: пусть и могли просидеть в неподвижности некоторое время, но изображать в эти моменты улыбку им было практически невозможно.

Тому подтверждение и ранняя фотография. Когда перед объективом следовало замереть минут на сорок.

То есть, истинная причина отсутствия на картинах улыбки – чисто практическая. Неумение, помноженное на неимение [натуры], дало… вернее, как раз ‒ не дало вразумительного результата.

Торжество улыбки

Наконец, век Железа и Пара => подарил не только Прогресс, но и — вместе с технологиями, в контригру с ними — умение.

Умение ‒ не просто рисовать, но схватывать эмоцию, движение, улыбку.

Имя этому {отдельному} прогрессу — Фотография. Благодаря и вопреки ей возник импрессионизм. А потом и остальные -измы. Художники научились рисовать.

Улыбка засияла наконец над Миром как в картинах, так и в ощущениях.

Жаль только, что сейчас она, улыбка, обращается то ли в оскал, то ли в болезненную гримасу Гарольда.

Хотя, скорее, это просто новый виток. Последует ли за ним новый Прогресс?

Поживём — увидим!  ))

.