Как ругали «Операцию “Ы”»

Хейтеры были и в СССР.

Несмотря на любовь к фильмам Гайдая, начиная с «Пса Барбоса»; несмотря на всеобщее обожание комической троицы ‒ Труса, Балбеса и Бывалого; несмотря на то, что картины великого режиссёра горячо ждали — всё-таки находились т.н. критики, которым такое “эксцентрическое” кино не нравилось.

Причём не нравилось до такой степени, что граждане не ограничивались кухонными кулуарами. Они желали быть услышанными гораздо большим количеством людей.

И потому писали в газеты.

Проблема критиканов

В принципе, конечно, общественный диалог необходим. Вопрос в его качестве. И ‒ в качестве тех, кто этот диалог начинает.

“Поэты, невольники чести”, будем объективны, редки. Всё больше процветают пасквилянты да пустозвоны. Главное же, что ими движет (пусть и неосознанно), это слава любой ценой. Или, как сказал бы один философ современности, тяга повысить свою популяционную ценность. Но не путём действий и завоеваний, а посредством яркого оперения и громких криков.

Так, у подобных типов на всё есть своё мнение. К слову, мнение это => не выстраданное в темнице их разума, а почерпнутое у кого-то. Сие – важное уточнение. Ибо, если есть свои мысли, то и достоинство как правило имеется.

Впрочем, исключений полно (вроде сбежавшего жирного «поэта»-«обличителя»).

Пожалуй, по этому всех их можно разделить на две группы: у кого голова пуста и у кого в ней есть что-то.

Ну, исключения – не исключения, есть ум или нет; а прокричать они желают одинаково: громко и широко. Главное, против. Главное, чтоб заметили.

Так вот, проблема хейтеров, естественно, не в том, что они есть!  )))

Они всегда есть. И будут. У этого меньшинства подобная психическая конструкция вшита в ментальность. И такое меньшинство – как сбойная часть – обязательно присутствует во всех обществах.

И пока общество здорово, оно даже дозированно способно обсуждать злобные выкрики. Но если коллективное сознание поражено, то меньшинства становятся боевыми силами и всё кончается плохо. Потом, понятно, [иногда] может последовать восстановление. Только лишь затем, чтобы уйти на новый виток спирали развития. Или не уйти…

Претензии к «Операции»

Так что же писали в газеты возмущённые своим безвестьем граждане?

Большинство сходилось в поучениях, что мол де в жизни так не бывает! Типа, показано неорганичное и необъяснимое с точки зрения житейской логики поведение.

— Набор диких, неестественных, абсолютно не остроумных фактов, трюков; и больше ничего. Картина может импонировать только малокультурным людям! ‒ кричали они.

Да что там, один из ненавистников пошёл дальше.

Небольшой апарт об одном известном высказывании.

В 90е кроме бандитизма и прочего непотребства в колоссальных масштабах разрослись мошенничества. И стало модным выражение «страна непуганых идиотов».

Некоторые полагают, что автором (хотя вернее было бы сказать “запустившим тренд”) считается герой А. Абдулова из фильма «Гений».

Вроде как такое в сценарии прописано не было и эти слова – импровизация Александра Гавриловича. Режиссёру же настолько всё понравилось, что он решил вставить вырожд… выраженческие кадры в картину.

Но нет. Данное словосочетание имеет других авторов и куда более длительную историю, нежели чем пара десятилетий {к настоящему моменту}.

Фраза появилась в 60х!

Тогда опубликовали записные книжки и мемуары И. Ильфа. И там было: «Край непуганых идиотов. Самое время пугнуть».

Впрочем, свою шуточную тираду и сам гений слова не совсем прям уж придумал. А ‒ перефразировал М. Пришвина. Который так озаглавил одну из своих книг: «В краю непуганых птиц. Онего-Беломорский край», написанную в начале тридцатых и впервые опубликованную в 1934 году.

Так вот. Фраза, как водится, пришлась по вкусу и в 60х. Немедленно один из известнейших журналов (“Советский экран”, как минимум) стал её активно применять. И применять строго по назначению => к проклятой Америке.

Например, в одной из статей рассказывалось о нравах в Юсе. И иронизировалось (уже тогда! 60 лет назад!!))), в частности, над тем, что массы североамериканских обывателей мечтают стать миллионерами строго по бульварным “учебникам”, которые так и называются «Как стать миллионером». Тут-то к Штатам ловко и применялась вышеупомянутая тирада: “страна непуганых идиотов”.

Предтечи нынешних релокантов

Начиная со времён Петра становится модным ругать Отечество. И при всей советской воспитанности, подкреплённой порой крепким цензурированием, отдельные да недовольные всё же прорывались к рупорам. Под маской критиканства и «юмора».

И вот, один такой охочий до публикации своей фамилии в прессе ‒ не просто выказал личную дурость, но и развернул фразу про идиотов диаметрально противоположным образом к её изначальной адресации. Он применил её к родной стороне.

Озаглавил новоявленный хейтер свою писульку так: «Операция «Ы»… или Край непуганых идиотов».

Интересно, что тогда желчники были умнее. Непосредственно этот ‒ не ругал впрямую. Он действовал тоньше. Он, как это принято сейчас, “говорил о своих чувствах”.

«Авторы фильма, ‒ пишет он, ‒ разбудили во мне что-то ужасно глупое, невзыскательное, безнадёжно устаревшее, что я считал давно уже вытравленным в себе, забытым и пройденным».

Казалось бы, что тут такого? Ненавистник же говорит о себе? А это то, что и сейчас не понятно современному обывателю, но взято на вооружение психологами, воспитанными на юсовских догматах, — завуалированное оскорбление.

Тем более, что в конце неудавшийся “критик” подытоживает: «Комедия без ничего, комедия просто так».

Может создаться впечатление ‒ как и от современных написателей негативных комментов, ‒ что они это делают исключительно из-за своей внутренней идиотической сущности. Типа, ну нравится им делать гадости! Ну, это такой способ привлечь внимание!

Так-то оно так, но.

Одно из писем проливает свет на данный недостаток. Как оказалось, недостаток — ума!  ;)))

Истинная причина неприятия и хейта

Очередной письмописец самоуничижительно признаётся: «Эта “Операция”… Я её просто не понял. А когда что не поймешь, оно никогда не понравится».

Вот оно чё, оказывается!!  )))

Причина банальна и проста: непонимание.

Оттого, на основании подобного недостатка ‒ ума ли, вкуса, знаний, воспитания или хотя бы желания вникнуть, ‒ выносится приговор отдельному произведению, творчеству художника, а то и целому направлению в искусстве.

Значимость настоящей критики

Наряду с произведениями безусловно гениальными – как «Операция “Ы”» Гайдая – конечно же, существуют и поделки резонёров от искусства. Или попросту – халтурщиков. Которые используют текущие тренды и пытаются на их основе тупо собрать, как из конструктора, шедевр (чего, естественно, не случается никогда даже случайно).

Потому очень правильными были советские творческие комиссии, просматривающие фильмы перед и в процессе производства кинокартин. В комиссии эти входили, как правило, люди опытные, которые могли подсказать и направить.

Конечно, и комиссии не всё могли учесть, а иногда и откровенно ошибались. Так на то и гении-гайдаи, чтобы огнём таланта вписывать в историю лучшее.

Об этом – про полезность и суть комиссий; про то, какой могла бы получиться следующая картина Гайдая «Кавказская пленница» (без этих комиссий); про то, что нужно для хорошего фильма — в дальнейших материалах.

А правильная критика… Она может быть только от людей понимающих (в теме, так сказать). Как и конструктив. И польза.

Остальное ‒ мнения.

Которые, кстати, не собираются бездумно, для количества. Ну, если источник обсуждения сколько-нибудь серьёзен и/или обладает чувством собственного достоинства. А – вдумчиво отбираются. Что значит: не подряд хорошее и приятное. Ибо это лесть и однобокость (см. комменты к Н.Михалкову). Но – с разумными допущениями и даже с разъяснениями.

Хотя это дело каждого, конечно.  ;)))

.