Манящие небеса (2): аэротакси EH216-S, мой гирокоптер-2009 и многомиллионная идея!

Постепенно начинает исполняться мечта, заложенная в «Гостье из будущего», по поводу “флипнуть до космопорта”.

Первым на путь к светлому будущему стал Китай. Там появились как раз подобные флипы: пассажирские аэротакси.

Аэротакси EH216-S

Летательный аппарат представляет собой двухместную капсулу, движимую 16 пропеллерами. Винты попарно и даже соосно расположены на восьми (т.е. это октокоптер!) лучеобразно расходящихся кронштейнах.

Вообще, разработки подобных машин ведутся с конца десятых. Прототип EH216-S, например, впервые подняли в воздух в 2017 году. С тех пор эти аэротакси совершили более 40’000(!) полётов, причём свыше килодесятка – с пассажирами (для чего, собственно, агрегат и разрабатывался) из 18 городов.

И вот счастливый миг! Компания-разработчик eHang объявила, что 13 октября’23 получен сертификат Международного стандарта системы менеджмента качества в аэрокосмической и авиационной промышленности AS9100D от Администрация гражданской авиации Китая (CAAC).

Сертификация, то бишь признание на официально-государственном уровне, это серьёзно. И дорогого стоит. Ведь следует учесть: мало того, что EH216-S – летательный аппарат для перевозки людей (так-то полно и вертолётов и различного прочего); но он ещё и беспилотный {БПЛА}.

Хотя беспилотность здесь — очевидная и в то же время парадоксальная черта.

Вспомним ещё одну мечту (из «Пятого элемента»), которой грезили рядовые граждане вместе с фантастами. Личный флаер на заднем дворе. Ну, или такси, как у Корбена Далласа (героя Брюса Уиллиса).

Такого, думается, не будет никогда. В смысле, что аэромобили станут так же доступны, так же распространены и так же по-шофёрски управляемы, как автомобили сейчас.

Впрочем, доступными могут стать вполне. Перелёт в рассматриваемом EH216-S в ближайшей перспективе будет не дороже обычного [наземного] такси.

Но вот массовыми – нет.

Почему? Достаточно взглянуть на окружающую действительность и городские переуплотнённые условия. Кстати, eHang’и попытались хоть немного скомпактить шестиметровое пятно своего аэротакси. Кронштейны с роторами – складные.

Поэтому для хранения аппаратов не обязательно задействовать целый эквивалент футбольного поля (теоретически))).

Также, массовость будет ограничена человеческим фактором. Пилоты всегда в дефиците. А обычный человек никогда не сможет управляться с шестимерным пространством так же свободно, как он расслабленно умудряется совершать аварии в (фактически) одномерном, на дороге.

Либо аэрорикши станут зарегулированы и автоматизированы настолько, что назвать их личными и (уж тем более!) свободно управляемыми будет нельзя. Что и наблюдается в случае с китайским октокоптером.

Посудина запрограммирована на различные ситуации…

…и испытана   =>   при перегрузках и различного рода помехах:

  • высокая/низкая температура,
  • большая влажность,
  • соленые брызги,
  • тайфун,
  • ливень,
  • отказ двигателя(-лей)
  • и прочие.

Но конечно же, в любом случае аппарат (по 4G/5G) поддерживается с земли системой командования и управления.

Максимальная дальность полёта ~30 км на скорости до 130 км/ч. Испытывается и более серьёзная модель VT30: с дальностью до трёхсот километров на одной зарядке.

У EH216-S, к слову, аккумуляторы напитываются до полной за два часа.

…а вырабатываются за 20 минут!

Впрочем, этого достаточно.

Пассажирить на воздушном мобиле можно будет, понятно, практически везде; но более всего он пригодится в мегаполисе. А также, в условиях, где есть множество островов, изрезанная береговая линия и/или гористая местность.

Дело за инфраструктурой.

Мои замечания к аэротакси EH216-S

Китайцы – ребята умные. А сорок тысяч вылетов да государственная сертификация вообще намекают на недосягаемость для любой критики.

Тем не менее, кое-что весьма очевидно.

Хотя, возможно, это уже проработано и нивелировано (просто не видно), или сочтено незначительным…

Короче!  ))

Смущают пропеллеры.

При выходе из аэротакси (да и при заходе, что не менее странно))) человеку приходится отворачивать лопасти, чтобы пройти. Не говоря уже о невозможности пробраться из/в мобиль при работающих роторах.

Впрочем, такое можно обойти программно: останавливать винты вдоль кронштейна, радиально. Правда, проблему вращающихся пропеллеров это не решает.

И если с подобным неудобством ещё можно как-то мириться, то есть наблюдение поважнее. Вандализм! Ну, и в принципе неаккуратность.

Какие-нибудь пьяные немцы или обдолбанные америкосы обязательно будут пинать преграждающие им путь лопасти. И вообще, вести себя непотребно: ставить [на лопасти же] багаж, кидаться из окна банками с пивом, пытаться выйти на высоте, чтобы отлить или рассмотреть достопримечательности получше…

В воздухе подобное можно решить автоматическим запиранием кабины, да. Но на земле от (не)умышленной порчи будет достаточно сложно защититься.

Если!

Если, например, не забрать роторы в решётки. Или если вовсе не решить радикально, пересмотрев конструкцию (поднять капсулу над кронштейнами; или наоборот, вынести пропеллерную часть над головой).

Ну да проработкой конструктива занимались ещё на этапе концепта. Так что, видимо, решили, что риски допустимые.

А от вандалов, стало быть, будет (допустим) специальный встречающе-провожающий стюард. В остальное же время тупых янки будут отлавливать по видеонаблюдению. Но юсовцам это не поможет. Им вообще уже ничего не поможет!  )))

Мой гирокоптер-2009

И опять, как и в случае с квазимачтой, новоявленные аэротакси напомнили мне о собственных разработках. На этот раз 15-летней давности. Кучно пошли, да!  )))

Тогда концерн AUDI устроил в Строгановке конкурс имени себя под названием «FuturDesign: новый век Audi». Типа, какими будут (не только) автомобили через сто лет, в 2100 году? Можно было дать своё предвидение по любому типу транспортных средств и/или придумать своё. В награду сулили грант на обучение.

Рисовать так, как в Строгановке, я, понятно, ещё не умел, поэтому решил действовать идеями, объяв все стихии и подключив прагматичный футуризм. Прагматичный — в смысле, без допущения всяких антигравов и фотонных преобразователей.

Предвидеть квадро-, окто- и прочие -коптеры не удалось)), но своё аэротакси я всё-таки придумал. Хотя как “придумал”? Взял известное, но забытое изобретение со смешным названием автожир. Или ротаплан. Или гирокоптер. Или гироплан.

…И модернизировал сие устройство корпусом. Потому что идеи идеями, а AUDI-конкурс был нацелен на поиск дизайнеров. Дизайнеры же необходимы как раз для создания новых форм. Вот и.

Подобный аппарат предполагался для личного пользования. А вообще — для замены вертолёта (в частности, на яхтах) и как средство передвижения в районах островных и водных поселений [будущего].

Гирокоптер интересен конструкцией. Верхний [большой] пропеллер хоть и похож на вертолётный, но не является рабочим и двигателя не имеет. Он раскручивается от потоков набегающего воздуха. И за счёт создаваемого сопротивления превращается в подобие парашюта. Из-за чего аэромобиль обладает повышенной безопасностью: даже при отказе двигателя (который вращает как раз пропеллер ведущий – сзади, “маленький”, толкатель) аппарат медленно снижается за счет естественной ротации большого винта.

Для взлёта машине требуется небольшая, 5-10 метров, взлетная полоса либо встречный поток воздуха (ветер))). Управление предельно просто. Скорость до 180 км/ч. Дальность полёта ограничена только выносливостью пилота и объёмом топливного бака (как правило, около 400 км).

На стоянке ротаплан, как и EH216-S, не займёт много места. Так как верхний ротор не несущий, то есть исключает разрывные нагрузки; крепление лопастей не потребует усиленной фиксации (как в вертолёте). Поэтому они легко снимаются и хранятся рядом, отдельно.

Всего я предложил пять транспортных средств. И как бонус — видение городской автомобильной структуры: дороги, машины, вписывание в застройку, энергоснабжение (тогда, в 2009-ом, {человеконенавистническая} зелёная повесточка ещё не расцвела, но мой город уже был безвыхлопно-электрическим).

Тезисно.  ))

Многомиллионная идея

Идея в общем-то проста.

И наверное уже понятна. ))

Заключается она в том, чтобы закупить аэротакси в Китае и наладить у нас воздушные пассажироперевозки.

Но не где-нибудь.

Думается, единственное (пока; на мой взгляд) место, где подобный бизнес будет работать на регулярной и стабильной основе, это Красная Поляна.

Расстояние от Розы Хутор до побережья составляет ~50 км. Это минут сорок на такси.

Для аэромобиля расстояние – по прямой-то – уже будет короче   =>   40 км.

Скорость выше. То есть, минут за 20 можно успеть.

Хотя слово “успеть” тут лишнее, как и бравирование меньшим временем. Потому что главное – способ. Ведь полёт станет настоящим аттракционом!

Тем более, не морем единым. В горах – чем мотаться по серпантинам – гораздо удобнее переправиться по воздуху до любого водопада или, там, до дачи Сталина (1, 2, 3, 4, 5, 6).

С той же Розы Хутор до Рицы (даже если не учитывать таможню и прочие препоны) на машине ехать нужно не менее трёх часов. На аэротакси по 30-километровой прямой можно домчать минут за 15. Выигрыш => колоссальный!! К тому же, у СпецОбъекта №5 есть вертолётная площадка.  ;))

Сложностей тут две. В России аппарат также придётся сертифицировать. Плюс, свои полётные правила и допуски.

Вторая сложность – экономическая. Один EH216-S обойдётся ни много ни мало в миллион долларов. А потребуется их десятки…

Куда выгоднее и проще заняться производством своих… Нет, не октокоптеров. А как раз гиропланов. Для наших условий и расстояний, а также по надёжности – они выигрывают у китайских аэромобилей. Тем более, что ротапланы куда проще в производстве, в обслуживании и в создании инфраструктуры.

Причём — забавный факт!

…узнал о нём только сейчас на момент окончания написания статьи))…

Интересная мысль приходит в несколько голов.

В 2009-ом я почерпнул идею из каких-то старых журналов; кажется, из «Техники молодёжи».

А сейчас полез освежить информацию – есть ли у нас что-то подобное в России? И в первых строчках наткнулся на ООО «Гирокоптер», которое открылось как раз в 2009 году!! Интересное совпадение и прям какая-то мистика

Компания производит автожиры. А пару лет назад представила прототип беспилотного ротаплана.

Даже есть модель поплавкового агрегата (с 2011 г.) – подобного тому, что и на моём гениальном эскизе!  ))))))))

Получается, с аэробизнесом всё ещё проще!! Чем я хотел описать в настоящем материале.  ))

ПОКУПАЙТЕ НАШИХ СЛОНОВ… АВТОЖИРОВ !!!     )))

.