Самый разносторонний персонаж «Операции “Ы”», или Что ещё (возможно)) хотел сказать Гайдай

Многое, что составляло структуру бытия прошедших лет, уже невозможно разгадать. И остаётся считывать детали, которые, как минимум, просто интересны сами по себе; а как максимум, дают пищу для размышлений, чтобы поломать голову над возникшим ребусом.

Например, Шурик – главное действующее лицо “и других” киноприключений с собой, объединённых в три новеллы.

Судя по общей фильмографии, он довольно разносторонний: и рабочий на стройке, и выпускник политеха, и сторож, и — далее — охотник за фольклором (т.е., к слову, является и физиком и лириком!), и учёный-изобретатель, и даже конферансье (см. «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика»). Правда, чтобы об этом узнать, нужно изучить всю киновселенную героя по имени Шурик.

Однако, думается, по-настоящему же многоплановым сферами увлечений {которые (причём!) показаны одним кадром} является сокурсник Шурика — студент по прозвищу Дуб.

Студенческое общежитие с одноместными «номерами»

Иначе как на современный лад – номерами – комнаты Дуба и его радиоприятеля не назовёшь. Но было ли так на самом деле? Чтобы на одного студента приходилась целая комната? Или это лакировка действительности и фантазийное приукрашивание?

В одном ВУЗе такое точно было. И сейчас есть! В МГУ.

В Главном здании есть целые блоки одноместных комнат. Правда, поселиться там можно, насколько я знаю, только перейдя на третий курс.

Или став аспирантом. Для них и комнаты больше. Если студенческая занимает всего 8 кв.м, то аспирантская дотягивает аж до двенадцати квадратов!

Киношные отсеки объёмом похожи как раз на аспирантские. В принципе, последние могли занять и обычные студенты. За особые заслуги. Став, скажем, старостой.

Антураж комнаты

Дуб вообще занятный персонаж с фамилией… кличкой… аббревиатурой?.. — никак не соответствующей той массе талантов, которую выказывают предметы в его отсеке общежития.

Итак. В кадре виден висящий на стене фотоаппарат, очень похожий по форме футляра на «Зоркий-С». У меня в своё время такой был. Очень интересная модель! Алюминиевый корпус, приятный диск выдержки, счётчик кадров (!))), весьма своеобразная спусковая кнопка => зазубренная. Также, в камеру был вмонтирован дальномер. Это вообще казалось чудом техники, поскольку во всяких “сменах”, с которых я начинал {Зоркий мой второй фотоаппарат}, такого и в помине не было.

А ещё там имелся выдвижной объектив!! Забавный факт: моя детская смекалка додумалась придать ему многофункциональность. Я снимал объектив с камеры и устанавливал его на фотоувеличитель при печати, что позволяло более тонко подстраивать резкость и добиваться всяких дополнительных «волшебных» эффектов.

Собственно, в тему фотоаппарата на стене тут же располагаются и снимки, вырезанные из журналов. Посвящены они девушкам (ну, ещё бы! у парня-то!!))) и боксу.

Бокс не просто увлечение, как, скажем, просмотр футбола по телеку. Дуб и сам боксировал: к полке подвешены перчатки.

На полке также можно увидеть и ракетки для большого тенниса. Впрочем то, что они не парные и явно любительские, делает их приспособлениями для бадминтона, нежели для игры с мячом.

Отдельным “мазком” обозначена гитара.

Что интересно. У приятеля Дуба по радиоделу…

Кстати, да: Дуб очень серьёзно увлекался радио. Приятель-то его конечно вообще полный гик, но и Дуб – не мог быть простым дилетантом. Хотя есть одно сомнение, о нём ниже.

Так вот. У приятеля на стене так же расположен музыкальный инструмент. Очень и очень не бьющийся с обстановкой. Там висит балалайка!!

Если применить киношную действительность к персонажам, то можно заподозрить в приятеле   =>   рождённого в деревне. Не, ну а что? В городе балалайки исчезли где-то к середине тридцатых годов, а вот на селе продержались вплоть до 70х.

Впрочем, думается, дело проще. Ребята скорее всего состояли в местной самодеятельности. Вот и.

В любом случае, гитара у Дуба заставляет предположить в нём ещё и музыкальный талант ко всем прочим.

Гайдай же этими инструментами мог намекать на главенство Дуба в паре друзей. Банально и наглядно — размерами да количеством струн.

Но что там дальше?

А дальше можно сказать, что и всё.   =>   Последний явный предмет дубовской ярмарки тщеславия.

На краю полки, ближе к двери притаились ласты с трубкой для подводного плавания.

Да кто такой этот Дуб?

А и правда! Что это за персонаж, который так материально обеспечен?

Ведь в массе своей (и даже в МГУ))) студенты — люди весьма небогатые.

богатство

Тут же только фотоаппарат тянул на 28 [советских] рублей.

Стоимость гитары начиналась в среднем от 15 рублей.

Да что там! У Дуба даже личное радио стояло в комнате!!

Радиоприёмник «ВОЛНА» (1957), цена 28 рублей 75 копеек.

И это всё при (опять же средней) стипендии в 40 рублей!

Собственный чайник. Большая коробка кускового сахара на столе.

Дуб любит сладкую жизнь! Во всех смыслах. Он и о высокомодном недлявсехном Ван’е Клиберне осведомлён. И спортивен. И музыкален. И по всей видимости начитан (а то и всё-таки учится, а не только коротковолновые шпаргалки готовит))) — судя по наличию большого количества книг на полках и – даже! – журнала в кровати. На обложке которого угадывается женщина; возможно, это «Советский экран».

внешний вид

В общежитии Дуб щеголяет в шортах.

Казалось бы: ну шорты и шорты, домашняя одежда. Да нет, не домашняя. Взрослые люди в то время носили нормальные брюки. Или треники. В фильме, вон, на улицах ни одного человека в коротких штанишках не встретить.

Шорты были уместны только на курорте. Что можно видеть в фильмах с морем   =>   «Человек-амфибия» (1961), «Три плюс два» (1963) и т.д…

Думается, шорты в «Наваждении» намёк как раз на то, что Дуб – в тему признания его богатеньким буратинкой – курортник.

Ведь ездили на море всё-таки не только лишь все, но люди с достатком.

Сюда и ласты с трубкой. Нет, конечно, в то время ещё нет-нет да можно было искупнуться в Москва-реке. Серебряный бор (и пр.) тоже никто не отменял. Но вот нырять в речной воде??.. Нет: только море!

К одежде.

Главное. Какой студент настолько заморочится, чтобы достать на экзамен (разовое, по сути, мероприятие) костюм подобной вычурности?

Манжеты на запонках (с оптическим эффектом отлива по центральным взаимоперпендикулярным осям))) из блестящего жёлтого металла; лента (а не какой-то там пошлый галстук-бабочка;))) любовно заколота булавкой с жемчужной(!) головкой; нагрудный карман отбит полоской белоснежного платка; брюки отглажены до стрелок…

Нет, вид у студента совсем не банальный! Человек знает, что он носит. И носить это умеет! Разбираясь в тонкостях и деталях.

(Плюсом помним про материальную обеспеченность)!

Так кто после всего этого Дуб?

Дуб — мажор!!

Сынок богатых родителей.

Оттого в новом свете видится взаимодействие его с суфлёром из наушника.

деловой

Дуб, безусловно, радио увлечён. Но не сильно. А настолько, насколько нужно иметь представление о процессах, чтобы поставить задачу.

И вот он, возможно, даже спонсирует товарища-радиогика. Ведь тому в одиночку насобирать такое дикое количество техники – немыслимо! Пусть что-то и можно найти действительно просто так: например, фашистскую радиостанцию, которая бескорпусно стоит на переднем плане. Но заставить всё это работать, совместить разные виды оборудования, проверить, собрать — на это уже нужны детали, приборы, а также иные {главные} дополнительные ресурсы. Денежные. И Дуб ими обладает!

Поэтому Дуб не только может выступать меценатом, а вот что точно   =>>   он является Заказчиком! За определённую мзду мажор имеет личный радиоканал от своего приятеля-техногика.

Что же (кроме явного мажорства и отношений “гитара-балалайка” ;)))) наталкивает на сию блестящую мысль?  ;))

А вот эта никому доселе незаметная деталь!!

В левом углу кадра, на этажерной полке, у изголовья кровати Дуба   =>   лежит пачка папирос «Север»!!!

Немыслимая, в общем-то, деталь для облика розовощёкого студентика. Ведь случись такое, мажор курил бы не какой-то там «Север», а что-то, думается, более загранично-фильтровое.

И, между прочим, курение — вообще не типично для прекрасной кинокомедии «…и другие приключения Шурика»!

Поразительный факт. В фильме c табачными изделиями можно бегло увидеть только   =>   арестантов из первой новеллы «Напарник»; да эпизодника на рынке из «Операции “Ы”». Больше никто не курит!! Даже Никулин, распевая свою «тюремную» балладу, не трогает дымящуюся рядом с собой на краю пепельницы папиросу.

Смачно смолит в камеру только один персонаж. Это — радиогик!

Гайдай выстроил фактически прямую связь между Дубом и его мастеровитым приятелем: табак в обмен на помощь с экзаменом. Пусть гик и курит в кадре не папиросу, а сигарету /для внимательных/.

Дуб — блатной. Персонаж, неизбывно присутствующий во всех обществах и на протяжении всей истории человечества. И видимо, без него никак нельзя было обойтись даже в лёгкой и весёлой комедии.

…{почему нельзя – материал одной из следующих статей по фильму}…

Обезьяна

Над кроватью висит большой фотопортрет орущей обезьяны. Он представляется весьма и весьма многозначным.

Зачем студенту и Гайдаю потребовался примат в кадре?

Догадок много. Проще всего с персонажем.

дубовское искусство

По формату и по плотности бумаги, которая немного сворачивается по краям, видно, что картинка не журнальная.

Это напечатанное фото.

И – подтверждение того, что фотоаппарат в комнате не просто так. Дуб им пользуется. И весьма умело! Потому как снять портрет на обычный 50мм-объектив (предположим, там Индустар-22) не самая тривиальная задача. Ну, если объект — животное. Тут и расстояние должно быть в пределах метров полутора, и вспышку следует иметь… Хотя умудриться поймать “эмоцию” – вот главное умение. А ведь потом надо ещё и распечатать на плакатный формат (размером примерно 30÷35 х 45÷50 см)!!

Кстати, так свободно снять примата удалось бы не везде. В зоопарке решётки, в цирке вообще особо не поснимаешь.

Где же вероятнее можно встретить четвероруких? Чтобы, например, прям на улицах – в спокойных близких контактах? Так на курортах же! …(то есть, и здесь шорты)))))…

Вешать же на стену искусство чужого фотографа (да ещё такое неоднозначное изображение) просто так – когда ты сам вроде как фотограф! – никто не стал бы. Потому этот снимок – предмет творческой гордости фотолюбителя Дуба.

что это за обезьяна?

На фотографии запечатлён гиббон. Можно даже предположить, что это самка, поскольку не видно клыков, которыми щеголяют самцы. Но тут уж слово за биологами, если таковые найдутся.

Гиббоны интересны тем, что они – отдельная ветвь в эволюции человекообразных обезьян. Всякие люди там, гориллы, шимпанзе и даже орангутанги — в одну сторону пошли: гоминидную; а гиббоны — в другую: хилобатидную.  ))

Хотел ли этим что-то сказать Мастер?

=>   Может, Леониду Иовичу вздумалось подчеркнуть, что мажоры – особый подвид Человека Советского. И, собственно, не уместны в социалистическом обществе. Хоть от них никуда не денешься: есть такие гиббоны и всё тут!

==>>   Или может, крик обезьяны на фото это отсылка к тому, что гиббоны – одни из самых громких приматов. И даже имеют горловой мешок, который надувается и становится эдакой резонирующей камерой для усиления звука.

Дуб ведь тоже активно заявляет о себе в обществе. Тут и костюмы его, и кричащее количество увлечений, и материальное положение, и даже многая наглость/нахрап (хорошо наблюдаемая в 90х у вылупившихся из таких вот дубов “новых русских”).

Особое «стрелочное» выражение можно заметить в диалоге с Профессором, когда Дуб зачитывает номер билета и произносит «Приём!»: непробиваемая уверенность в себе, полуприкрытые глаза, надменность нижней губы, общая поза — вылитый Кабан из «Жмурок».

===>>>   А может, эта фотка [обезьяны] намёк на очередного последователя Вольтера, коим является

английский историк

Эдвард Гиббон (1737-1794) — автор эпического шеститомника «История упадка Римской империи».

Согласно Гиббону, Римская империя пала жертвой вторжений варваров в значительной степени из-за постепенной утраты ее гражданами гражданской же добродетели.

Ну и — Дуб. Гражданской добродетели в нём, судя по выводам выше, не так уж и много. Тем более, что ловко прокинутая связь с «новыми русскими» 90х, радостно поддержавшими развал страны и всячески грабившими её лично, — весьма красноречива.

Просто гэг

Впрочем, домыслы домыслами (и даже логика логикой)), но скорее всего лишних сущностей плодить не стоит. Ведь эта фотка с обезьяной может быть обычной поддержкой юмористического момента.

В одном из кадров происходит синхронизация мимики Дуба с выражением морды примата.

С другой стороны, Гайдай слишком глубок. То, что волею судеб и отношением дирекций к его попыткам снять серьёзное кино он стал комедийным режиссёром; не отменило его стремления к драматической составляющей.

Каждая деталь сцены несёт у него какой-то смысл. Советские режиссёры вообще очень тщательно прорабатывали кадр, там нет ничего случайного.

Так что… Как знать, а не заложил ли Великий Мастер (каким-нибудь десятым планом)))  в свои юмористические картины вечные истории? Вроде, например, той, чтобы сделать Дуба эдаким Агасфером, отказавшим Шурику в его Пути (по поиску Истины/знаний)?..  ;))

.

.

.