Дом бабушки-сторожа из «Операции ”Ы”»: женское одиночество

По вещам в кадре можно не только узнать о прошлом персонажа, но и попробовать выстроить его текущую историю. В том числе и личную. Причём, личную историю персонажа – даже не появляющегося в кадре, а лишь упоминаемого.

В прошлой статье выяснилось, что бабушка-сторож скорее всего имела не простое происхождение. И, вероятно, обладала высокой должностью. Что позволило ей иметь на пенсии и квартиру, и дом в центре Ленинграда.

Хотя, если уж до конца дотошничать, квартира, которую снимал Шурик, принадлежала не Марии Ивановне, а, думается, была записана на дочь. Да и у бабушки, скорее всего, был не весь дом, а его часть. Потому как дачи на Каменном острове представляют собой довольно внушительные апартаменты. После революции они в основном определялись под различные организации вроде санаториев, домов отдыха и клубов рабочих (а в особняке Фолленвейдера было даже датское посольство). Но в массе были отданы под общежития и коммунальные квартиры. Как, например, особняк Кугушевой, дача Петровой и прочие.

Хотя вот дача Леоновой – полностью находилась в ведении одного человека. Сначала Кирова, потом Жданова.

дача артистки Императорских театров Е.П. Леоновой (наб. Малой Невки, 4)

Бабушка, конечно, — не уровня градоначальников. Да и вообще вряд ли была крупным партийным деятелем. Она, скорее, была руководителем местечкового предприятия. Потом вышла в тираж, но определённые связи сохранила. Поскольку просто с улицы вороватый директор Петухов вряд ли бы стал приглашать незнакомого человека для охраны каких-никаких, но материальных ценностей.

И вот: у Марии Ивановны свой «угол» – дом. Причём, он [“угол”))] явно больше показанных гостиной и кухни. Должна быть ещё одна комната. Или две. Поскольку бабушке нужно где-то спать. И дочери. А внучка Ленка спит в примыкающем к гостиной закутке, который граничит с печью.

Интересно другое. В доме — три поколения женщин. Мужчины же только на фотографиях.

Про мужа Марии Ивановны версия наиболее прозрачна. Война, блокада, да и банальная старость… Обычно муж старше супруги. И уж коли бабушке-сторожу под 70, то старик вполне естественно отсутствует в кадре.

Дочь тоже отсутствует. МарьИванна лишь вскользь бросает: «А Ольга как раз тоже в ночной, подмениться не успела». Тем не менее, сказать о ней [о дочери] можно многое.

Дочь Ольга – возраст и профессия

Представляется, что Ольга – молодая женщина до тридцати.

Понятно, что все эти умозаключения довольно зыбкие. И жизнь всегда богаче любой схемы. Потому рассуждения строятся на {самых} общих тенденциях, без многочисленных частностей; на том, как вели себя тогда люди.

И тут следует учесть прежде всего обычную физиологию. Женщины в те безгормональнопривнесённые времена редко обзаводились детками после сорока.

Но почему ещё минус десяток?

Тут косвенно.

В массе люди учатся всё-таки как раз примерно до тридцати лет.

В комнате же на столе лежит толстая раскрытая книга, более всего напоминающая энциклопедию или справочник. Да и шкаф заполнен не детским форматом. Вряд ли бабушка-сторож такое читает. То есть, это литература Ольги.

В то же время, молодой женщине не может быть меньше лет 25. Принимая во внимание, что «Операция “Ы”» – это советская комедия; можно с большой долей уверенности заключить, что ранняя до-18-летняя беременность не принималась в расчёт ни режиссёром, ни самими тогдашними нравами.

Леночке на вид лет 6-7; потому и маме – примерно от 25-ти.

В то же время она учится (ну а что ещё можно такого справочного читать в молодости, если не по учёбе?))).

Учится и работает в ночь.

Обратимся вновь к локации предположительного проживания: Каменный остров. Буквально рядом, 20-25 минут пешком, находится Первый Мед, Первый ленинградский медицинский институт (сейчас – Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова).

То есть, Ольга — молодая доктор, только начинающая практику. Что тоже происходит обычно до тридцати (ну, начало работы, в смысле, происходит).

Второй косвенный факт дотридцатилетия и вовсе про нравы.

Личная жизнь Ольги

У бабушки мужа нет по вполне объяснимым причинам. Но и мужа Ольги тоже не наблюдается!

Хотя есть одно говорящее фото. Стоит на комоде в рамке.

По тому, что тут запечатлена женщина, очень похожая на Марию Ивановну, можно без сомнений (в кино нет места сомнениям!!;))) сказать, что это она и есть. Девочка – внучка Ленка. Соответственно, мужчина может быть только отцом!

Причём на фото Ленка практически того же возраста, что и в новелле. Так отчего же такой странный вывод, будто мужа не наблюдается?? И вот тут-то мы вступаем на зыбкую дорожку предположений, основанный на общих (очень общих!)) представлений о.

На комоде стоят цветы. Цветы в вазе.

Живые цветы посреди зимы!

Сами-то цветы, понятно, нисколько не фантастичны. Как и их наличие во время зимы. И оранжереи, и цветочные магазины работали исправно века с XIX, невзирая ни на какие революции.

Но почему Гайдай поместил букет в кадр?

Если учесть, что {опять же, массово!! без частных случаев!} в семьях не было принято дарить жёнам подарки…

Да что там! Неоднократно в фильмах тех лет обыгрывалось, что мужья в принципе не дарят подарки своим жёнам; и что  — такое фильмами и воспитывалось! — дарить их как бы надо.

…то такой букет весьма странен!

А вот если предположить, что в семье произошёл разрыв, то всё встаёт на свои места.

Букет – знак ухаживания за Ольгой другого мужчины. Или – знак примирения мужа. Но второе предположение не раскрывает указанные рамки возраста. А если мужчина “новый” – раскрывает. ))

Кстати! Демьяненко на момент съёмок было 27 лет. То есть, Шурик вполне и мог быть тем самым мужчиной!! Особенно памятуя, что он то за Лидой ухаживал, то Нине активно помогал… А тут очень охотно взялся сидеть с чужим ребёнком. И кашеварить. Только ли из уважения к арендодателю?  ;))

Но — к доказательства молодого возраста дочери Марии Ивановны.

Сразу отметём факт, что ухаживать старались только за молодыми, и потому Ольге не больше трёх десятков лет. Это, ха-ха-ха!)), как-то поднатянуто. ))))

А есть ещё такая штука, как психология возраста (и воспитания).

Имеются в виду паттерны поведения, заложенные в том обществе, в котором вырос человек. Культура.

Если Леночка появилась, когда Ольге стукнуло, скажем, под сорок (в 1957-1958 году), то значит, она сама появилась на свет в революцию. Что возможно. Но вряд ли будущая бабушка-сторож смогла бы добиться (приписываемых ей)) руководящих высот. Женщине(!) с маленьким ребёнком – сначала в горниле Мировой и Гражданской, потом в лихие двадцатые… Хотя всё бывает, конечно!

Но! Избранник Ольги родился бы ещё раньше.Ведь и тогда, мы помним)), муж обычно был старше жены.  ))))

А значит что? А значит воспитание.

Ну не было в 1910-1930хх, когда бы рос герой Олиного романа, всеобщей практики дарения цветов по поводу и без!! Потому ухаживать такой благоверный стал бы – в 50-60хх – без цветов.

То есть, возраст ухажёра и Ольги должен вписываться в культурные рамки.

А хороший тон ‘дарить цветы’ принёс массам(!) кинематограф. Который пришёлся на юность уже следующего поколения. Рождённого в тридцатые и позже.

Потому-то я и не женюсь!.. Ой, это не отсюда )))

Поэтому Ольге – по логике жизни! )) – должно быть примерно 25-30 лет. И она одинока.

***

P.S. Продолжение (как и очередной знак от Гайдая), как водится, следует )))

P.P.S. Семейное фото вновь авторски и конечно мастерски)) увеличено лично.  )))))

P.P.P.S.  На этом фото не удалось восстановить некоторые черты. Однако, по аналогии с первым “папой” (МарьИванны) изобразить ”папу” второго (Леночки) – Якова Костюковского – придумщик Гайдай был просто обязан! ))

Яков Аронович Костюковский (1921–2011) — советский и российский писатель-сатирик, сценарист, поэт, драматург, журналист и военный корреспондент

Ведь как известно, над «Операцией» помимо Гайдая работали сценаристы: Морис Слободской и [интересный в контексте похожести] Яков Костюковский.

.