Что висит на стене у бабушки-сторожа из «Операции “Ы”»; а также, несколько графических непоняток от Гайдая
Художники прошлого насыщали свои картины религиозными смыслами. Когда даже оттенок говорил о многом.
Мастера современного визуального искусства – кино – получили в свои руки инструмент, колоссально превосходящий недвижимую плоскость минувших веков. И каждый такой мастер в меру своих способностей может расцветить кадр определёнными говорящими деталями.
Гайдай, насколько удалось заметить, весьма скрупулёзно дополнял историю персонажей, вводя задним планом в повествование многозначительные нюансы. Иногда, впрочем, совершенно непонятные через 60 лет после соответствия контексту момента.
Или вот как представленные ниже пара изображений. Которые, честно говоря, видятся откровенной халтурой! Что странно – при прочей дотошности Леонида Иовича не только к процессу, но даже к мелочам.
Вот над комодом
(помимо прочих карточек) висит снимок обрезанной по плечи женской фигуры, наливающей, будто в рекламе 90х про милую Милу, молоко из крынки в стеклянную бликующую банку.
Зачем здесь этот фрагмент? Тем более, такой – нарочито испорченный…
Понятно: Гайдай вряд ли предполагал, что технологии смогут помочь увидеть в зерне плёнки образы, на которые мало кто и внимание обратит. Да и обратив, ничего не увидит из-за малости изображения…
Тем не менее, когда выстраивается сцена, все предметы там “живые”. И каждый несёт какой-то смысл. Уж участники-то съёмочного процесса наблюдали эти картинки вживую, у них не было необходимости наполнять кадр явным браком.
К тому же ведь рядом-то висят «настоящие» семейные фотографии!!
В общем, загадка.
Дальше – больше. Второй непонятный снимок.
Сказать с точностью, что тут происходит, очень затруднительно. Ясно лишь, что здесь изображена группа людей. В движении. Похоже на какое-то шествие типа крёстного хода. Хотя одежда вроде не русская.
В общем, не понятно!
А главное — к чему эти две фотографии в массе семейных??
Да и семейные…
Слева от окна (в гостиной) можно увидеть фото, на котором изображены две плечевые фигуры со склонёнными друг к другу головами. Понять, кто это, решительно невозможно!
Как даже не определить: изображены ли тут юноша с девушкой или оба силуэта девичьи (т.к. причёска {да и одежда} персоны в тёмном мало похожа на мужскую)?
Одна догадка всё же имеется. В смысле, зыбкое предположение, туманно подсвеченное предыдущими эфемерно-сомнительными рассуждениями. ))))
Речь про возможное отображение Гайдаем своих соратников по сценарию – Мориса Слободского и Якова Костюковского – в образах «отцов» бабушки и внучки Ленки. Если исходить из данной логики, то на этом парном фото теперь уже мог быть изображён сам Леонид Иович. С супругою своею – Ниной Гребешковой.
Эту фотку Гайдай оставил размытой, хотя камера с секунду смотрит в гостиную без персонажей и переднего плана (обычно в таких случаях фокус концентрируется на обстановке).
Почему?
В наличии – смелая версия! ))
В момент бракосочетания Нина Павловна отказалась брать фамилию мужа, поскольку была уже довольно известной актрисой. Красавица даже высказалась: «Народ уже знает меня как Гребешкову. А Гайдай — красивая фамилия; но непонятная: то ли мужская, то ли женская!».
Шутник-Гайдай вполне мог обыграть подобный курьёз.
Картина
И наконец, единственный предмет живописи среди множества фотографий — картина!
И если с фотками можно было пофантазировать, то уж холст подвержен точной атрибуции.
Это – полотно московской художницы Ларисы Викторовны Кулагиной-Федотьевой (1935–2021). Интересно, что написала она его в 1960 году в Москве, когда училась в Суриковке (сейчас МГАХИ им. В.А. Сурикова при Российской академии художеств). Позже её работы пребудут в отечественных музеях (в том числе и в Третьяковке, и в Пушкинском, и в Русском музее); а также, во многих частных галереях разных стран, включая Сербию, Германию, Францию, США, Италию…
Как видно, кто-то обладал провидческим чутьём! ;))
(литографию молодой художницы гарантированно и однозначно можно было считать выгодным вложением — ведь на момент съёмок Лариса Викторовна уже вознеслась в Союз художников)
Вряд ли приобретение совершила бабушка Мария Ивановна. Хотя с её коммерческой жилкой она вполне могла вложиться в произведение — задолго до адовой инфляции 90х.
Впрочем и конечно же, картину принесла дочь Ольга. Которая пусть и не обладала экономическим талантом матери, однако могла быть просто знакома с талантливой художницей.
И эта картина довольно прозрачно говорит о составе семьи бабушки-сторожа. В доме живут трое: Мария Ивановна, её дочь Ольга и внучка Леночка.
Причем – как в жизни – Ленка с бабушкой, а Ольга отдельно.
Судя по возрасту внучки, это картина из будущего. Стало быть, ухаживания Шурика за Ольгой кончились ничем. Наверное, вместе с арендой. Или из-за. ;)))
Впрочем, мы это и так уже знаем! Несмотря на все романы, бракосочёлся он с Лидой (Зиной).
.
…Окончание (про бабушку)) следует…
.
.
.
.
P.S. фотки увеличены лично-отлично, а также авторски-мастерски )))