Фильмы или сериалы – что “лучше”?

И фильмы, и сериалы создают вроде бы из одних и тех же составляющих: сценарий, камера-свет-актёры, съёмки. Можно ли сравнить эти два таких похожих и всё же таких разных формата?

Можно.  )))

ЗАМЫСЕЛ

Оба продукта начинаются одинаково. С идеи!

И с синопсиса. То есть с краткого содержания будущего шедевра.

ТВОРЧЕСТВО

фильмы

Если сериал можно сравнить с ежемесячно выходящим комиксом, то фильм больше похож на книгу. Поэтому фильм прежде всего является выражением таланта режиссёра и киносъёмочной группы. Здесь идут на эксперименты и вообще могут значительно отходить от общепризнанных/наработанных методов создания ленты.

сериалы

Сериал – продукт производственный. Оттого он более втиснут в рамки. Какое-то особое творчество или определённые сцены [насилия, секса] ему недоступны.

СПЕЦЭФФЕКТЫ

фильмы

Для кино применяются порой невообразимые и самые изощрённые эффекты, доступные времени и технологиям. А подчас они выдумываются, создаются с нуля, производя прогресс в индустрии.

сериалы

Сериалы несколько вторичны. В смысле, при выстраивании сцен тут пользуются уже известными наработками.

ЗВУК

фильмы

Выверенные диалоги. Каждое слово, каждую реплику стараются насытить смыслом и значением. Текст, словно музыкальное произведение, ведёт зрителя по смысловой композиции, семантически расцвечиваясь и создавая свой, доступный только игре ума, канал восприятия.

Музыка разнообразна и вплетена в повествование. Мелодия и шумы звучат сообразно воле (звуко)режиссёра, рождая не только отдельные миксы, но создавая симфонию всего фильма.

сериалы

Речь персонажей не столь важна, сколь служит теме сериала и вступает в согласованность с экстремумами развития сюжета. Здесь герой должен засмеяться, тут тайна, а дальше будет любовная сцена и слова не пригодятся, лучше постонать – в таком ключе.

Музыка так же предсказуема. Она скорее фон, звучащий в нужных местах. Плюс, конечно, заглавная композиция, рефреном кочующая из серии в серию. В результате чего замыливается и становится похожей на перебивку, какой бы гениальной она ни была вначале.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

фильмы

Разброс большой. От короткометражных картин минут в 20-60 до мощных лент длиной в ~180 и даже (редко) за двести минут!

сериалы

Сериалы жёстче вшиты в формат. Каждый эпизод большинства из них лежит в границах «золотого» стандарта в 22 и 42 минуты. Современные правила менее жёсткие, поскольку пришёл кабель, и иногда подходят к киношному регламенту в 75-90 минут.

Но начинается всё с пилота длиной (обычно) от 15 до 60 минут. Вообще же – если говорить об общей продолжительности – объём сериала может исчисляться сотнями, а то и тысячами часов.

ПРЕДВКУШЕНИЕ

фильмы

Особо ожидаемую ленту можно ждать годами. И предвкушать, соответственно, тоже годами. Но длится такое волнение ровно до просмотра. Далее только смакование.  )))

сериалы

Сериал же — если не скачивать постфактум целиком)) — выходит постепенно, посерийно. И предвкушение может нарастать сколь угодно долго, сколь угодно ярко.

И даже по окончании выпуска всех серий, предвкушение остаётся. И перевоплощается в ожидание нового сезона.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

фильмы

Кино не обрывается «на самом интересном месте». В конце может быть недосказанность, могут оставаться вопросы или вариативность, но каждая картина – это законченное произведение. Или, если угодно, цельная композиция.

сериалы

Сериал в отношении интриги – полная противоположность фильмам. Как раз для того, чтобы постоянно поддерживать предвкушение, каждая новая серия и тем более окончание сезона – заканчиваются максимально провокативно. Ну, или с открытым финалом, так сказать.

Впрочем, есть продукты, которые действуют не интригой, а собственным миром {мыльной оперы}. Иной сериал — это целая вселенная и фактически отдельная жизнь. Обладающая своей атмосферой, которая и есть впечатление. И которая удерживает зрителя.

РАЗНООБРАЗИЕ

фильмы

Каждый фильм – разный. Любой режиссёр обладает своим и только своим почерком. И он хоть и заимствует иногда ходы и приёмы коллег, но, пропуская через себя, выдаёт что-то оригинальное и отличное от виденного.

Впрочем, сейчас даже фильмы подвержены унификации и становятся похожи друг на друга – в сюжетной принадлежности той или иной категории: возрастной, стилевой, жанровой…

сериалы

Однако, с сериалами в этом плане всё ещё более удручающе. Набор эпизодов связан внутренним сводом условий, насквозь прошивающими его от начала до конца.

Оттого сериал — пусть он сколь угодно оригинально начался и пусть происходит в сколь угодно богатом мире — далее он, следуя своей канве, остаётся исключительно однообразным. Локациями, героями, временем, а то и всем сразу => ровным – на протяжении своих десятков и сотен часов экранного времени.

СЮЖЕТ

фильмы

Кино предполагает законченность мысли, показ полной истории. Начало-развитие-кульминация-развязка-катарсис (последнее – по желанию))).

сериалы

Сериал диктует растягивания сюжетной линии. Либо она вообще может быть “бесконечной”! В экранном смысле, конечно, – бесконечной. Когда, скажем, показываются быт семьи или отношения пары (обычно враждующих) семей — длинною в жизнь.

Ну а длинный показ вкупе с однообразностью провоцируют повторение одних и тех же ходов. И вот, сюжет уже закольцовывается, переходит сам в себя и бессильно/гениально топчется на одном и том же.

ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

фильмы

Фильмы могут не изобиловать мощными поворотами сюжета и быть довольно унылыми. Но большинство из них всё же стремится к главному в своей сути – к кульминации. К кульминации и развязке (а также, к катарсису – как всегда, по желанию))).

Потому потом следует конец. Конец фильма.

сериалы

В сериале конец не наступает. В нём главное – процесс. Движение. Нескончаемость и даже бесконечность.

Процесс запускают люди, а не логика произведения. И сериал может продолжаться, пока будет бюджет на его создание, пролонгирование и (даже в случае безвременной кончины)) воскрешение.

ФИНАЛ

фильмы

КончиКончи цыплёнка… Плёнка конечна. Как и фильм. Он имеет финал. Как правило, закрытый. И пусть остаётся надежда, что юла всё-таки упала или главный герой выжил «как будто из последних сил», но продолжения обычно не бывает.

И даже если выходят Ёлки-5 ;))) или даже девять, они всё равно остаются фильмами. Отдельными произведениями.

сериалы

Сериалы же даже при закрытом финале провоцируются форматом на продолжение. И зачастую – на совершенно идиотское!

Да: и в фильмах герой может неожиданно воскреснуть, потому что ему, оказывается, вовремя залили разнесённый пулей череп специальным гелем, в котором всё зажило. Однако сериалы такими объяснениями порой даже не заморачиваются. А то и вовсе. Это самая частая история: сменят продюсера-режиссёра-команду и вот — под масками знакомых персонажей выходит абсолютно другой продукт.

БЮДЖЕТ

фильмы

При распределении затрат на единицу экранного времени фильмы остаются и будут (вероятно, всегда) безусловными лидерами.

сериалы

Если сравнивать бюджеты по суммарному знаменателю, то многие сериалы осваивают настолько значительные суммы, что не всякий блокбастер дотянет до их цифр.

ОХВАТ

Самая спорная оценка!  ;))

фильмы

Несмотря на распространённость кинотеатров и громкие премьеры, фильмы не могут похвастаться массовыми охватами.

Само собой, имеется в виду время последних лет десяти-двадцати.

сериалы

Наличие дома экрана и устоявшегося образа жизни отдельного человека выводит ситуацию на совершенно иной уровень. По части охватов и, главное, суммарного времени просмотров – сериалы кладут почти любой фильм на лопатки.

УДОБСТВО

Наверное, самый главный пункт в сравнении!!  )))))

фильмы

Из-за своей уникальности [каждой ленты] выбрать картину на вечер становится мучением. Не спасают ни описания, ни наличие известных актёров. Каким-то ориентиром служат тизер, но он зачастую так обманчив, что начинаешь с опаской относиться и к нему.

Да и удовольствие от просмотра так зыбко и непрочно! Несравненный, долгожданный, гениальный фильм – и тот проходит за вечер. А дальше нужно искать новый!   ;-Р

Продолжительность кино тоже может стать ограничением. Не так часто хочется (а то и имеется возможность) потратить полтора-два часа на безотрывный просмотр. Да, можно и разбивать (если дома глядеть, а не в кинотеатре), но это же преступление против человечности, режиссёрности и актёрности; не говоря уже об осветительности, звукооператорности и прочих -стях!  ))))

сериалы

Сериал, как ни странно, выбрать гораздо легче. Как легче и отказаться от него в случае, если он вдруг не отвечает требованиям внутреннего кинокритика.

А хоть и не отвечает! Любой человек – раб своих привычек и своего расписания (даже если его нет)). В смысле, за ужином или после, перед сном – многие любят посидеть за экраном. Чаты испечатаны, тик-токи насмотрены, хочется других впечатлений. И вот — сериал.

Он идеально вписывается в привычки: идёт каждый день (условно), обладает привлекательным сюжетом или какой-никакой атмосферой, служит отвлечению. И не надо думать о выборе {нового фильма}.

А в силу сериального самоподдерживающегося впечатления и интриги эта эмоционально-бездушная бодрая тягомотина )) становится вообще наркотиком. И можно просидеть всю ночь за каждой новой и новой серией. А завтра на работу – да и пофиг, когда тут такое!!

РЕКЛАМА

И последнее )))

фильмы

В кино есть продактплейсмент. Впрочем, он весьма толково завуалирован и назвать его прямой рекламой бывает затруднительно. Скорее, кино само продуцирует рекламу. То есть, следуя за модой, внедряет её. Или того интереснее: придумывает нечто такое, что становится модой.

сериалы

А у сериалов реклама – их мать.  ))

Именно и только благодаря рекламе сериалы запускаются и существуют. Оттого и такие форматы продолжительности. «Золотые» – 22 и 42 минуты. Они интегрированы в телевизионную сетку вещания и плотно завязаны на рекламные вставки, которые и формируют сериальный бюджет. Какая-то закольцованность окружности круга получается! ))

Но без рекламы никуда.

ПОБЕДИТЕЛЬ

Если составлять формальную таблицу, то:

По таблице “победитель” — фильмы.

Однако к любому чертежу идёт пояснительная записка, иногда кардинально меняющая смысл начертанного.

Поэтому.

Формальными признаками пусть руководствуются на «Оскаре». И раздают статуэтки тем, у кого более правильное соотношение негров и голубых; где строго соблюдены придуманные гендерные предпочтения и политические пристрастия; а две мамы ведут накачанных антидепрессантами и модной едой детей с изменённым полом в застенки американской карательной психологии…  )))

По объективным причинам:

  • степень присутствия в жизни человека
  • личное отношение и эмоциональное участие в перипетиях сюжета
  • продолжительность и сила воздействия

— побеждают —

СЕРИАЛЫ

!!!

.

.

.