Почему опера — мыльная?

Все слышали выражение «мыльная опера». И многие даже знают, из-за чего мыльная. Но почему опера? И почему именно мыло?

А началось всё в 20х! Сто лет назад. Радио тогда захватывало мир. Повсюду вешали тарелки… Пока ещё не спутниковые, а трансляционные – репродукторы.

Наши, привыкшие быть во всём первыми, построили не только самую мощную в мире радиостанцию, но и оформили её в шедевр архитектуры и новейших технологий – в башню Шухова.

А потом началось:  многие носили карманные (мобильные, ага!))) радиоприёмники. Работающие – внимание! – без батареек, генераторов и электросети!! Имя этому чуду: детекторный приёмник. Слушать его приходилось через наушники. Так что он, по сути, ещё и (в современном понимании) плеер.

Радиоприемник детекторный ЛДВ-2 (Любительский Детекторный Вещательный, 2 вариант)
серия ЛДВ выпускалась с 1924 года во многих городах Советской России

Эта модель крупновата для кармана – 20 см в длину, вес 1 кг; – но люди тогда были стальные: и не такое сдюживали! ;)) Впрочем, существовали и более компактные модели.

А раз технический прогресс позволяет, то и культура подтянулась. Эфир наполнился жизнью.

ПОЧЕМУ «ОПЕРА»?

У нас не только построили самую мощную радиостанцию, но и немедленно наладили трансляцию концертов и спектаклей в эфир, что по тем временам было практически немыслимо.

Немыслимо – для буржуев)))

Поэтому они стали нащупывать свои особые форматы. Чтобы всё выходило:

а)      цельно,

б)      производилось малыми силами

и  в)     по возможности, коротко.

Записи тогда, понятно, ещё не было. Весь радиоэфир исполнялся вживую. С разговорным жанром и с новостями всё было понятно. А как быть с музыкой? Собирать в студии хор флейтистов;)) или строить целый радиозал было несколько неуместно. Поэтому обратились к формам уже существующим: концертам, спектаклям и опере.

Опера получила приоритет. Это ведь и музыка, и сюжет, – фактически невидимое кино!)) – которые очень хорошо переносились в радио. Оперу же всё-таки не смотрят, а слушают.

И. Сначала реальные оперы стали урезать, чтобы приглашённые артисты в студии выдавали короткую версию (по сути, либретто)). А потом и вовсе стали писать собственные сценарии, придя в итоге к формату, порой укладывающемуся в промежуток менее четверти часа.

Первыми в таких постановках преуспели англичане и немцы.

Signet der WEFAG Münster, 1924

Англичане выпустили юмористическую радиооперу «Красное перо» о том, как в их ближайшем будущем (т.е. в конце 20х) поэты и писатели национализировали творчество. В смысле, все произведения стали принадлежать государству. Результатом обобществления стала бюрократизация, что было показано во втором акте этой постановки в виде «Министерства стихов».

Возможно, кстати, что Алан Патрик Герберт, автор либретто, и Джеффри Той, который написал, собственно, пьесу “The Red Pen” по данному либретто – отталкивались не от банальной прозы жизни. Ведь не только в нашей стране главенствовали революционные настроения; такие мысли владели умами и «в европах». Но в данном случае, спусковым крючком к написанию этой злободневной вещи послужил, думается, наш опыт. В частности, яркая цитата В.И. Ленина: «Искусство принадлежит народу».

Ну а немцы, недолго заморачиваясь, выпустили рождественскую оперу о путешествии мальчика Христа по Земле.

То есть! Секрет, почему опера, довольно прямолинеен. Понятия просто перекочевали из жизни реальной в суть виртуальную. Зачем переназывать то же самое произведение, пусть и укороченное, новым словом, если есть устоявшаяся речеформа?

ПОЧЕМУ «МЫЛЬНАЯ»?

В 30-ых радио развернулось на всю! ))

Телевидение только начинало свои робкие шаги, кинотеатры не полностью «удовлетворяли возросшие потребности населения». И радио вышло на новый уровень, а также вступило в свой «золотой» век, продлившийся примерно полтора десятилетия.

И те оперы, что создавались, подобно операм «настоящим» – как целая законченная история, – для привлечения интереса и удержания внимания людей приобрели характер истории-с-продолжением. То есть, иными словами – получился сериал (в современном понимании).

Тут уже вперёд вырвались американцы. Что естественно: Европа была в угаре предстоящей войны.

Первой такой историей-с-продолжением считается “Paintes dreams”, выпущенной в октябре 1930-го. Характер повествования подразумевал, что передачу будут слушать, следя за сюжетом, который продолжался бы с течением времени.

А кто располагал этим самым временем? Конечно, женщины! ;))

Если точнее, домохозяйки. Именно на них и были, в основном, нацелены создаваемые бесконечные оперы.

Ну а разве могли буржуи создать что-либо просто так?  ;)))  Конечно, нет! Оттого, новоявленные «радиосериалы» немедленно опылились рекламой.

И, казалось бы, для женщин-домохозяек в качестве рекламного объекта подошло бы любое: посуда, косметика, бельё и прочее подобное. Но чаще всего в рекламе мелькало почему-то именно мыло. Почему?

Тут необходимо упомянуть о сюжетах постановок.

Что во все века интересовало людей и, в частности, женщин? От-но-ше-ни-я!  ))            Даже героические эпосы пронизаны прежде всего именно ими, отношениями. Любовь, эмоции, измены – всё кипело в котле человеческих страстей! И отражалось в классических операх. А также, переходило в новоявленную радиореальность, утрачивая накал, но выигрывая в нескончаемости.

Для поддержания нерва одной любовью сыт не будешь. Поэтому оперы были наполнены в большей степени пороками, а не добродетелями. А пороки это такая штука, от которой – в какой клоаке бы ты ни жил – хочется очиститься.

Как? Мылом!!

Грязное бельё, бранный рот, нечистые тела – всё мыли с мылом.

Так и сюжеты – тайные отношения, внебрачные связи и неподдельная ненависть, – вызывали ощущение грязи. И реклама очищающих средств была призвана удовлетворить эти неясные метания.

Капитал очень психологичен. Достаточно взглянуть на биржу: когда на стоимость влияют не реальные факторы, а эмоции и хайп.

Так, собственно, мыльная опера и стала тем обобщающим названием для переложенных и вновь написанных произведений [опер] для радио, выпускаемых «с продолжением» и вперемешку с рекламой мыла.

СОВРЕМЕННЫЕ СЕРИАЛЫ

Сейчас это этимологическое название уходит в небытие. Последние такие, идущие годами, сериалы закончились в начале 10х. Учитывая, что некоторые могли длиться десятилетиями (например, мыльная опера “Guiding light” длилась 72 года!, включая радио {с 37-го} и телеэфиры {до 2009}), такое развитие, вернее, окончание событий довольно удивительно.

Но времена изменились! Мир невероятно ускорился. И распался на миллиарды микровселенных. Когда не огромные общности и целые нации находятся перед экраном с единой для всех картинкой, а каждый волен себе выбирать то, чем себя развлечь, на что потратить своё время.

Это называется атомизация…

Такое не хорошо и не плохо. Такое – печальная действительность. Печальная – для обществ, государств и, собственно, всего человечества в целом. Потому что замыкание человека на себе самом выливается в падение рождаемости. А падение рождаемости — равно, уменьшение числа работоспособного населения (и общее состаривание популяции homo sapiens).

Человечество, конечно, не вымрет, но общее падение уровня жизни и замыкание технологий в отдельных государствах, особенно, на фоне начавшегося планетарного кризиса, — это не менее грустное будущее.

Однако упадок был бы неполным, если бы не усугублялся тотальным ухудшением качества сериалов, пришедших на смену мыльным операм (не блиставшими, надо отметить, достоинствами).

Вернее, техническое качество продукции выросло неимоверно, но вот смыслы совсем сместились в декаданс (назовём это мягко и даже красиво))).

Но об этом – в следующий раз!  ;))