Новый Афон знаменит не только монастырём и пещерой, там также расположена железнодорожная станция Псырцха. Потрясающе красивое место!

Правда, несмотря на изящество линий павильона, вид он имеет плачевный… В таком состоянии (как и многое в Абхазии) он потому, что станция с десятилетия как заброшена. Поезда перестали ходить по одноколейке в 2009-ом…

А вообще, перебои в движении ж/д транспорта начались с распадом СССР. Во время грузино-абхазской войны (начало 90-х) вентиляционные установки, круглые отверстия воздухозаборов которых видны в увитом зеленью строении,

Портал/вентустановка Восточного туннеля

были отключены и с тех пор не работают. Туннели не проветриваются, а оборудование растащили на металлолом…

Краткая история станции

Станция была сооружена в 1944 году и первоначально получила название Дача.

B 1952-1954 годах платформа приобрела современный вид. Здесь появился круглый остановочный павильон. Наличие водохранилища весьма уменьшало свободное место у путей. Поэтому архитектором Георгием Лежавой (190З—1977) было создано неординарное решение.

Павильон живописно врезается в по-над-водное пространство и как будто парит над гладью запруженной реки Псцырха.

Станцию из Дачи переименовали в Aгapaки. А одноимённое с рекой название появилось спустя полтора десятилетия, в 1967 году.

На полу павильона выложено изображение семиконечной двойной звезды в мавританском стиле, символизирующей путь к совершенству и единство духа с материей.

Экскурсоводы возбуждённо рассказывают, что в звезде сокрыты неимоверные смыслы. И надо попробовать мысленно обвести символ по лучам, чтобы, так сказать, раскрыть тайны Мироздания.

Но секрет – очень материальный! – здесь в ином.  ;)))

На фото в левом верхнем углу можно заметить некую дощатую заплату. Под ней находится дыра в полу, которую не заделывают по непонятной причине, сколько помню это место.

А помню я его [это место] с нулевого года, когда был здесь проездом. Причём тогда отверстие даже не было ничем прикрыто! И приходилось довольно осторожно маневрировать, дабы не свалиться в зловещую тьму провала.

И ведь сваливались! Обязательно находился ротозей: чаще всего восторженный фотограф)), который в поисках животрепещущих ракурсов смотрел только лишь в видоискатель. А потому такой – а то и такая! – разиня то и дело лечили потом ушибленные рёбра.

Интересно, что потолок так же имеет звезду. Но уже восьмиконечную!

Архитектор Георгий Ильич Лежава

“Обычный” советский архитектор. Работающий с титанами и сам творящий Вечное!

В начале 30х переезжает из Тифлиса (Тбилиси) в Москву на трудится в мастерской самого академика Щусева! Участвует в разработке таких проектов, как Музей Революции, Дворец Советов (!!) и других. Одновременно преподаёт в МАРХИ планировку.

В 1934 переходит в мастерскую Кокорина, где одним из проектов делает павильон ЗСФСР на ВСХВ (позже ВДНХ).

Многие, даже заставшие Союз, не смогут распознать аббревиатуру ЗСФСР, которая между тем означает Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. В неё входили Азербайджан, Армения и Грузия с включёнными в неё Абхазией, Аджарией и Осетией.

Образовали ЗСФСР в 1921 году. Субъекты же, известные позднее как республики (а теперь даже и государства), выделились только через 15 лет, в 1936 году.

Так что Лежава, создав множество красивейших и реальных! проектов, приложил руку к проектам и несуществующим и/или неосуществлённым.

Это интересно вдвойне (и даже втройне!) тем, что сын Лежавы, Илья Георгиевич, так же став архитектором, в свою очередь создал «бумажный» проект. Далеко обошедший папин {Дворец Советов} по масштабам.

НЭР

К началу ХХ века население увеличивалось столь стремительно, что города не успевали разрастаться. Философы (фантастов тогда не было) вынашивали безумные проекты всеразличных городов Солнц. А одно из первых приближенных к воплощению решений предложил небезызвестный Ле Корбюзье.

Его концепция недалеко ушла в названии от мечтательно-философских. Амбициозный француз попытался устроить Лучезарный город, который представлял собой чистую математику «марширующих высоток». Градостроительством он хотел заняться на месте Парижа, намереваясь снести его подчистую.

Франция гения не поняла. И тогда он заявился в светлое царство социализма, думая уговорить советское правительство сделать с Москвой то, чего не удалось сделать с Парижем. Какой-нибудь придурок Троцкий обязательно бы воспламенился бы подобным идиотизмом, но досточтимый товарищ Сталин, да святится во веки веков его необычайная мудрость, срубил на корню эти капиталистические фантазии.

Корбюзье послали порисовать эскизы к «Центрсоюзу» на Мясницкой, а генпланом Москвы занялись нормальные люди, куда входил и Георгий Лежава.

У Георгия Ильича тогда родился сын Илья, который, когда вырос, пошёл по папиным стопам и стал архитектором. Выпускаясь из МАРХИ, Илья с группой сделали коллективный дипломный проект. И проект этот (как нетрудно догадаться после столь мощной подводки))) состоял в проектировании городов будущего.

шарж на Илью Лежаву (Владимир Юдинцев), 1970-е гг.

Он назывался НЭР – Новый Элемент Расселения. И представлял из себя город-сад из фиксированных городских ячеек, где время в пути из конца в конец у горожан занимало бы не более 20 минут в маленьком поселении, и не более 40 – в крупном.

Структура таких городов разная: от линейной и радиальной,

Схема-диаграмма НЭР
НЭР: Русло, 1968

до спиралевидной

НЭР: Спираль, 1970

и не привязанной к форме архитектурной бионики.

НЭР: Город будущего

Промышленность вынесена за пределы проживания. Кластер состоит из жилой застройки разной этажности, перемежающейся зеленью – парками и садами. Тут же находится административный и учебные центры.

Подобные кластеры могут быть объединены в отдельные полиструктуры. И все – нанизаны на транспортные артерии, главная из которых проходит от Ленинграда до Владивостока.

Линейный город Петербург-Владивосток

Проект прогремел на весь Мир, выставляясь на Триеннале в Милане. Съездил в Осаку, заслужил международное признание. Разошёлся статьями в иностранных журналах, включился в международный контекст…

Города из грёз о будущем — в будущем наступившем

Из всего грандиозного Проекта НЭР зримым воплощением можно считать, пожалуй, только скоростную магистраль, связавшую Санкт-Петербург и Москву. Как знать, быть может, подобные линии всё-таки проложат и по всей стране. Тем более, подвижки к этому есть.

Промышленность, да, выносят из городов, есть такая тенденция. Но вот идея кластерного развития так и осталась на бумаге. Более того, видится деградация…

Наблюдая хронологическую картину развития от чистой мысли и математики в развитии городов, точку НЭРа можно принять за пик. Потому что сейчас у нас идея выродилась из города-сада в деревню-лес…

Одно из архитектурных бюро, например, предлагает застройку исключительно индивидуальными домами, объединёнными (для бедных) в таун- и кохаузы.

(кохауз – видимо, от слова колхоз)))

На улицах – печи (!!???), церкви, виноградники и куча песка для игр. А также, бесконечное добрососедство, совместные пикники, собрания, наблюдения за птичками и прочая беспросветная розовая муть.

Нарисованы красивые картинки. У них там куры и уличные пляски!

О промышленности не вспоминают. Вся деятельность сводится к кустарщине. А энергия вся модная: от геотермальных насосов до ветряков и прочего непотребства. Конечно же, всюду сплошные электромобили, сортировка мусора и сбор дождевой воды. Ах да! И огороды..

Это какой-то дикий откат в средневековье. Даже дальше. По уровню мышления такие селища на временах задолго до греческих полисов…

Запад в этом отношении ударился в иную крайность. Они кластеры видят не в расширении, а жёсткой сегментации. Капиталисты хотят… да что там! уже разделяют города границами, оконтуривая сегменты, внутри которых горожане затрачивали бы не более 20 минут из конца в конец. Напоминает кое-что, правда? Вот только здесь за границу кластера выбраться будет затруднительно.

Всё это проворачивается под именем позабытой Греты и ставшего реальной силой угнетения – зелёного безумия.

Да, кроме 20-минутного загона каждому гражданину [насильственно] положен CО2-паспорт.

Забавно (и жутко), что у нас тоже пытаются внедрить – пока в мозг – подобное. Даже на Авито, например, под некоторыми (особо заслуженными!)) объявлениями можно видеть ачивки об «экологическом вкладе» в килограммах СО2

***

То есть, вместо развития и свободы, современность получила откат в первобытность и рабство…

Эпитафия

Впереди – тревожное будущее.

К сожалению.

Прекрасные идеи и многое созданное {в СССР} для и во имя Человека —отброшены.

Что поделать: теперь время капитала и интересов групп влияния.

Но у бизнеса нет полёта! Нет развития в масштабах, хоть сколько-то превышающих размер пресловутой деревни. К которой сводится современная мысль как к вершине развития – сделать своё село краше, а за околицей хоть трава не расти.

А НЭРы прошлого пылятся на свалке истории. Подобно псырцхскому заброшенному катамарану.

И нам остаётся только рассматривать красоту, созданную Титанами,

подозревая в ней таящиеся истории немыслимых масштабов.

.

.

.