По-настоящему насладиться красотой пещер в Абхазии можно лишь через объектив фотоаппарата. И/или в настоящей статье. Но делать это лучше — вдобавок к посещению! Которое не столько захватывающе, сколько таинственно, гулко и зябко.  ))

С моего последнего визита году эдак в нулевом (до пришествия второго тысячелетия и Владимира Владимировича) тут ничего почему-то не изменилось.

Перепланировка пещер не произведена,

йети так и не обнаружены, и даже скульптура перед входом по-прежнему олицетворяет легенду, несколько отличную от представлений древних.

Зато – более красивую:

Давным-давно брат и сестра Фрикс и Гелла (ахеянцы, кстати)) на золотом баране направились по Чёрному морю к берегам Азии. И пристали тут, в Колхиде-Абхазии. Полорогому впоследствии, правда, не повезло: животное принесли в жертву. Зато его золотая шкура стала символом благоденствия. Греки же, видя такое безобразие, цепью интриг соорудили знатный корабль «Арго», предводитель которого Ясон похитил это руно обратно.

Хотя есть и более земное объяснение, почему руно такое драгоценное. Версия в следующем: на древнем Кавказе с помощью бараньей шкуры добывали золото в горных реках. Мех погружали в воду и на его курчавых завитушках оседали золотые частички.

Ну а скульптура, неизменная со дня установки её в 1975 году, олицетворяет вот это вот всё. И даже больше! Она ведь ещё и является символом всего хорошего. Поэтому каждый, кто дотронется до бронзовидного изваяния, непременно станет богатым и удачливым.

Впрочем будущее – оно потом.

А сейчас — тайны подземелий!

Вход в Пещеру

Путешествие по Пещере не свершить, без путешествия до Пещеры.

Вход начинается в шикарном (для 70х) здании. Здесь, в тени и прохладе, приятно оживать, приходя в себя после давящего зноя улицы.

А в карстовых полостях будет ещё холоднее! В подземелье всего 14 градусов. Поэтому лучше взять с собой какую-ни-то накидку.

И доохладиться мороженым. Его тут целый лоток! Но это хотя бы нормальный (и вкусный) бизнес. А у самых дверей расположились ушлые дамочки, торгующие билетами в Провал… разрешениями на фотосъёмку. В противном случае, как дрожащими буквами сообщало написанное от руки грозное объявление, — штраф 500 рублей. Само разрешение – полтинник.

К сожалению, на бедных женщин никто не обращал внимания. А они и не навязывались. Сидели такие парочкой и щебетали о чём-то своём. Пришлось громогласно заявить, что я, мол, желаю приобрести искомую индульгенцию.

Дамочки и очередь уставились на меня в недоумении. А я-то просто собираю подобные казусы. И вот: стал счастливым (и единственным из обозримых человек ста))) обладателем клочка желтоватой бумаги, на которой было напечатано (не от руки! значит, документ)) “право на съёмку”.

За дверью ждали турникеты и микрометро.

Спустя с десяток томительных минут в тесном маленьком вагончике – составчик доставил страждущих к Пещере.

Станция украшена световыми панно с эндемичными изображениями.

Но и это был ещё не конец предпутешествия до путешествия! Пришлось потом ещё пройти по туннелю, суровому в своей незамысловатой (по сравнению с “метровской”) отделке.

Скрытое многоцветье

Царица Пещера встречает экскурсантов неожиданным простором. Сколь ни рассказывай, что это одно из крупнейших [экскурсионных] подземных пространств, настоящие размеры поражают. Ну… при окукливании фантазий в реальность почти всегда так.

Интересные места подсвечены прожекторами, но сама Пещера теряется во тьме и от этого кажется ещё больше, ещё таинственнее.

Передвигаться надлежит по металлической дорожке, которая то на сваях, то по скалам чётким маршрутом проводит восхищённых зрителей меж красот. Дорожка скрывается во тьме; всё её освещение это отсветы прожекторов. Отчего несколько забавны периодические остановки для прослушивания всеразличной информации о Пещере: сумрачные шуршащие тени внимают гласу под сводами и зажигают слепящие огоньки своих телефонов.

Информация здесь строго научная или повествующая об истории открытия и об исследованиях подземной анфилады.

Каменные залы с шесть десятилетий назад обнаружил бойкий пастушок. А гуманистическое советское государство немедленно {после тщательных исследований, продлившихся не один год} открыло сказочный мир для всех желающих. Создав инфраструктуру, а также первое и единственное абхазское метро. Ну а пастушок, к слову, вырос, пережил 90е и даже стал директором пещерного комплекса, которым руководил с 2001 по 2016 годы (до самой смерти).

Первое, что видят экскурсанты, это подземное озеро под названием Анатолия. Выхваченное прожекторами, оно сияющим сапфиром (или, скорее, турмалином) ласкает взгляд на дне глубокого ущелья.

Ущелье в пещере – потрясающе!

Из-за дымки, напоминающей облако, создаётся полное впечатление, будто это ракурс с поднебесья на далёкий ландшафт.

Созерцать Пещеру правильнее вживую — наслаждаясь масштабами и ощущениями, впитывая окружающую грандиозность. Но настоящая красота проявляется всё же через объектив. Который позволяет вытянуть краски, несколько теряющиеся при непосредственном наблюдении.

Объектив – условно. Так-то, если технически, то ответственна за картинку матрица. И графический редактор.

Снимать лучше фотоаппаратом, а не телефоном. В сложных условиях физика (размер матрицы и оптика) нормальной техники более важна, нежели удобство и фильтры наладонника.

Причём фотографии в статье представлены безо всяких специальных раскрашиваний. Цвета натуральные. Они лишь слегка))) усилены.

При таком подходе проявляется потрясающее! Недоступное глазу.

Зрение же в свою очередь позволяет оценить гигантизм!!

Открывающиеся виды поражают не только оттенками, вычурностью форм или объёмами, но и неожиданными, порой совершенно космическими пейзажами.

Ну и в принципе, залы впечатляющие. Прежде всего, конечно и сызнова, размерами. Особенно второй, ранее носивший более понятное имя: зал Спелеологов. Теперь он – зал Махаджиров. Названный так в память об абхазах-махаджирах, переселённых в Турцию и страны Ближнего Востока в 1690х-1870х годах.

Люди тут – словно муравьи.

Экскурсионный путь в зале Махаджиров. Самое крупное  подземное свайное сооружение в Мире (высота свай ~20 м, протяжённость моста около 120 м).

…спешащие в свою норку.

А норок хватает!

Начиная с той самой, через которую сюда пробрался пронырливый пастушок. Называется она Бездонной ямой. С земли. Отсюда-то (из Пещеры), понятно, “норка” выглядит жутковатой дырой в каменных морщинах миллионолетнего свода.

И (не) заканчивая эдакой норой хоббитов, обрамлённой арочным порталом. Это старый ход, оставшийся от первых исследователей, изучавших микроклимат и саму Пещеру долгих 14 лет.

Хотя более прагматичные товарищи утверждают, что это водоотводная галерея.

Освещение включают по мере продвижения группы. И горе тому, кто отстанет! Он очутится один одинёшенек в жутком мраке, наполненном его собственными завываниями…

Пока несчастного не подберёт идущий в отдалении за экскурсантами специальный служащий, существующий специально для этой цели. Ну, и – он ещё свет регулирует. )))

В теории служащего можно даже попросить внепланово осветить удачное пространство для создания безлюдно-одинокого, но ужасно романтичного в этом космическом одиночестве – кадра.

Далее (примерно посередине экскурсии) расположилась

Площадка артефактов и хабара

Если я правильно сориентировался, на изгибе между залами Спелеологов/Махаджиров и Кораллитовым – не самая уютная (почему-то; по ощущениям) локация.

Не уютная, наверное, потому, что чувство своей тут неуместности нахально подчёркивается абсолютно абьюзной табличкой, с доминантной надменностью немилосердно указывающая трепетным личностям с тонкой душевной организацией, что:

Видимо, были преценденты.

Но мы — люди крепкие! У нас дисциплина и выслуга лет!!

Запрет не был бы полон без второй части идеологемы «кнут и пряник». Поэтому неподалёку обнаружился островок, освещённый настольной лампой. Там и лежали “пряники” в утешение от строгости над нуждающимися. ))

Это камушки. Так-то они валяются под ногами. Но будучи поднятыми да с прилепленной цифирной бумажкой превращаются в осколки ценного кальцита.

Кстати, о запретах. И штрафах.

Вспомнив, что у меня же есть индульгенция на съёмку, я демонстративно распахнул свой чёрный чехол и с криками «Смотрите! Смотрите!» принялся прилюдно показывать хобот объектива, выдвинутый на полный трансфокатор.

Ни кары небесной в виде полутыщщи, ни крепкозатылых молодчиков с повязками, на которых был бы изображён перечёркнутый фотоаппарат с костями, –

– не случилось.

Лишь скучающий маркитант камней вяло улыбнулся в камеру, а потом заговорщицки подмигнул и показал на более внушительные {чем встопорщенный объектив} объекты, эректильно торчащие далее по маршруту. )))

Неприличные сталагмиты

Да, дальше началась полнейшая вакханалия.

На уступах появились робкие округлые пупырыши, похожие на лысые кораллы. Кроме морской ассоциации и сами скалы в игре света создавали ощущение зыбкого подводного пейзажа.

Чем дальше, тем больше округлости росли, набухали и вытягивались…

…пока не превратились во вполне себе сексшопно-фаллотропные елдаки!

Захи Хадид на них не хватает!  ))))))))

Между тем, эволюция дилд из фазы меряния ростами перетекла в иное, более высокое качество демонстрации величия своей пенисуальности. Они лезут на свет! Они полезли ввысь!!

Но и про размеры не забыли.

Сталагмит «Патриарх», высота 3 метра!

И конечно, не обошлось без технологий.

Светящиеся эректусы!! Каково, а?  ))

Начинание тут же подхватили. И понеслось!

Не-не-не, всё. Бежать!

Долой из царства вздыбленных пещерных естеств!!

Концерты и чудовища

Предпоследний зал Апхиарца знаменит своей потрясающей акустикой. И [почти] естественной площадкой, будто бы самой природой созданной здесь для проведения концертов. Их и проводят!

А экскурсовод увлекает группу дальше.

Виды же завораживают.

Там, где природа на взгляд работников Пещеры поработала недостаточно, оформители задизайнили своё видение. Получилось само собой лучше! Ну… по их мнению.

Тем временем залы стали менее масштабными и приобрели камерность. Настала пора любоваться не перспективами и оттенками, а фантастическими формами наплывов и образований.

И тут – даже не блещущая многоцветьем стена, которая, казалось бы, не притянет взор, вдруг начинает играть фактурами так, что невольно зависаешь, рассматривая сложные узоры пещерного живописца по камню.

Завершает полуторачасовую экскурсию зал Апсны.

Имя зала очень многосмысленное.

Во-первых, так абхазы называют свою страну: Апсны — душа.

А во-вторых, значение слова слишком явно перекликается с, так сказать, кальцитовыми образованиями. Они тут живые – одушевлённые!

Словно сказочные и довольно пугающие существа застыли в вечном мгновении, явив свои образы человеку.

Вот угадывается огнедышащий дракон:

А следом притаились бошки каких-то заблудших зомби или даже орков. Мощная фигура, покровительственно салютующая им поднятой дланью, – моя тень.

И наконец – “скульптура”)) водопада.

А там и выход.

Узоры и метро

Обратный путь также предстоял на микрометро.

Состав подошёл не сразу, поэтому появилось время хорошенько рассмотреть станцию.

Новоафонские пещеры – огромный комплекс, оформление которого {логично} выполнено в едином стиле. Узоры и рисунки, опираясь на местную культуру, имеют узнаваемые оригинальные контуры.

Что скульптура Золотого Руна, что световой барельеф метро,

что мозаичные панно на стенах главного здания

— всё безупречно связано единой концепцией, пронизано национальной культурой и охватывает любые способы изобразительного искусства.

Пещеры Нового Афона представляют собой обширнейшее полотно, бесконечно многогранное, где сплетены и человеческий гений, и первозданная красота природы.

И при всей той некоторой лёгкости, с которой написана настоящая статья, автор преклоняется в восхищении перед страной и людьми, создавшими такое Чудо! Подлинный алмаз Эпохи.

.

.

P.S.   Пещера сподвигает на творчество! Тем более, что юмор, немного наблюдательности и фантазия так и просят отколлаборационировать какое-ни-то такое-эдакое. Поэтому в дальнейшем выйдут мои зарисовки по мотивам образов, увиденных в очертаниях каменных сводов и натёков.

.

.

.