От входа в Ново-Афонскую пещеру открывается великолепная панорама на Афонскую гору и Ново-Афонский же, или Симоно-Канонитский монастырь.

Рядом расположена живописнейшая железнодорожная станция Псырцха с потрясающим павильоном. Рассказ о нём стоит начать с истории места. С самых древних времён.

Река Псырцха

Название местности Псырцха взято от речки, протекающей здесь. И означает – «пихтовый родник».

Поэтичный топоним. Думаешь, как это – река и вдруг родник? Особенно интересно становится, когда узнаёшь, что протяжённость этой реки менее трёх километров. Что не предел! Самая короткая река в мире имеет длину всего 18 метров!! И по ошеломительному совпадению находится она здесь же, в Абхазии — река Репруа; близ города Гагра.

По всем признакам речь идёт о ручьях. Но нет. Реки!

В то время как, например, Бочаров ручей – настоящая река, впадающая в Чёрное море и имеющая целую собственную долину. В общем-то, до середины XIX века это река и была: Мидаобза («непослушная {своевольная} река»). Пока её не переименовал в честь себя купивший землю (тысячу гектаров!) некий Иван Васильевич Бочаров. Дисквалифицировав реку до ручья.

А тут наоборот. Возможно, по славной абхазской любви к преувеличению.  ))

Между тем, по [нечёткому] определению река считается ручьём, если она не дотягивает по глубине до полутора метров.

Селение

Первые упоминания относят к III веку. Тогда место звалось Анакопия (Трахея). И было оно крупнейшим торговым пунктом. Изначально основали его понтийские греки (ромеи) из Самсуна, города на побережье Турции.

Впрочем, самсунцы высокомерно отделяли себя не только от собственно материковых греков с гречанками, но и от анатольцев. Турки в ответ дразнили самсуноидов-ромеев урумами.

Симон Кананит

Внезапно родился Христос! А где Иисус, там и апостолы. Одного из них звали Симоном. Он помогал Андрею (тоже апостолу) проповедовать на Кавказе.

В 55-ом году Андрей оставил Симона в Абхазии нести слово божье. И Симон, вскоре прозванный Кананитом, так хорошо это делал, что его проповедями тутже (по легенде) был уничтожен кровавый обычай этих мест – продажа младенцев, девочек и оскоплённых мальчиков в рабство. Хотя по более научным сведениям, дело было несколько по-другому.

Грот, где обитал Симон Кананит, можно осмотреть, если при подходе к ж/д платформе выйти на тропу, отмеченную специальным стендом, и подняться в горы.

Махаджиры

К XIX веку Россия основательно распространила своё влияние на Кавказе. Но спокойствие не наступило. Десятки народов и народностей жили в гигантском котле борьбы каждого против всех. И даже религия не объединяла, поскольку схлестнулось две конфессии: христианство и магометантизм.

После ряда восстаний, одним из которых случилось лыхненское, Россия приняла гуманное решение переселить мусульман на историческую родину. Гуманное оно, понятно, в сравнении. С Турцией. Которая более радикально подходила к национальному вопросу…

Таких переселенцев звали махаджирами. Тем, которые переселены из псырцхенской местности, посвящено название одной из пещер в анфиладе Ново-Афонского подземелья – зал Махаджиров. А в подопустевшее село въехали армяне. В дальнейшем они разбавились греками, мегрелами и собственно абхазами.

Новый Афон

И приехали монахи. С Греции. Только опять не греки!  ))

То были русские монахи из Пантелеймоновского монастыря. Видимо, надоело им, что там, в Греции, всякие французишки называют священное место именем какого-то мушкетёра! Поэтому переехали. И решили основать монастырь здесь. Где жил настоящий апостол.

Так появился Новый Афон.

Монастырь

Монахи основательно проинженерили и преобразили местность. Они срезали часть горы, куда-то дели образовавшиеся десятки тысяч тонн грунта и выстроили монастырь. Чтобы было не скучно коротать долгие абхазские годы, устроили винодельню. А потом разошлись и вовсе заделали две пасеки и несколько заводов: по производству оливкового масла, свечной, кирпичный, конский. Посадили лимонные и мандариновые сады, оливковую рощу; стали выращивать сливы, лавровишню, орех фундук, кукурузу, картофель и даже бананы.

Царь (как водится, -батюшка) незамедлительно нанёс визит работящим монахам. Его приезд не остался без внимания, чему свидетельствует каменная арка, срубленная без единого гвоздя, с годом посещения венценосного монарха (дабы не забыть такое событие).

А чтобы уж совсем запомнить, записали скрижаль на память.

Александру III очень понравились деяния нового Ордена. Впрочем, он и рассчитывал на что-то подобное, когда всячески помогал монахам в их активности. Ведь та же стройка была бы невозможна без помощи государства, поскольку ни дорог, ни условий не было. Все стройматериалы доставлялись морем и заказывались даже из-за границы. В частности, кровля монастыря французская, из Марселя. А музыкальные куранты на колокольне и подавно являются царским личным подарком.

Преобразования реки Псырцхи

Новоафонцы решили не останавливаться на достигнутом и ловко сработали ботанический сад, железнодорожную узкоколейку и канатные дороги. А также, запрудили реку Псырцху плотиной, создав одну из первых в России гидроэлектростанций!!

Плотина вышла знатной: с водопадом, высотой в 10 метров.

Остальное русло расчистили и превратили в парк. Парк и поныне радует монашескими каналами и системой прудов, в которых ещё и зеркальных карпов разводили.

К началу ХХ века Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа.

***

Продолжение следует…

.

.

.