Хикикомори тоскует по пинку, или самая пронзительная феерия Эрмитажа

«Цепная собака» смогла “ОТОЗВАТЬСЯ НА ИМЯ” голосом Саши Ревенко, выступив аллегорической песней целого поколения!

Эта мистерия Эрмитажа, пожалуй, самая нюансированная и необычайно глубокая.

Текст увертюры ещё из Прошлого, из 21-го года, набатом предчувствий и иносказаний рисует яркими мазками хрипящую Трагедию, только сейчас разворачивающуюся в Мире.

И речь здесь совсем не про собак…

Каждое действующее лицо сыграло свою роль: картина, актриса, писательница и даже зал, где прозвучала эта надрывная история…

АКТРИСА

Отец Саши – психиатр, мать – кандидат психологических наук.

Эти факты могли бы остаться просто биографическим нюансом, если бы не стали идеальным преддверием рассуждений, на которых выстроена статья. Ибо произведения, подобные «Отозваться на имя», глубоко психологичны.

Как психологичен и выбор актрисы, чья сумрачная внешность идеально вписывается в образ. И даже повороты судьбы девушки можно соотнести с повествованием.

После «Позвоните ДиКаприо» она подверглась резкой критике и очень страдала, подобно брошенным героям миниатюры. Когда тебя не принимает социум – это тяжело. Появляется чувство утраты, обиды, непонимания…

Только собаки так и остались брошенными. Александра же переросла ситуацию. В этом ей помогли юмор, осознание собственной самоценности и принятие реальности мира.

Игра актрисы – бриллиант среди всех мистерий! На протяжении нескольких часов она выкладывается в каждом прочтении, оголяя нервы и взрываясь эмоциями. Ролик, собранный из нескольких её выступлений, позволяет убедиться в этом.

Проработанная пластика – угловатая, исковерканная, тоскующая… Выстроенные взлёты и падения голоса. ЦЕПЬ!! Тут даже есть цепь, которой послужил витой шнур от ограждения.

Смотреть на Александру вблизи, на расстоянии вытянутой руки; напитываясь её энергией; поглощая трагизм текста, сопереживая живо[тно]й тоске — ярчайшее впечатление!

Особенно поражают Сашины глаза.

Как большинство актёров, она находит «своего» зрителя и играет для него. Мне повезло: таким зрителем стал я сам. Поэтому в мельчайших подробностях уловил все нюансы её пылающей игры.

Саша настолько вживается в роль, что в процессе исполнения номера белки её глаз розовеют, подчёркивая честность бушующего внутри неё накала – кипяще-белого, как от дуговой сварки.

В отдельные моменты у нижнего века набухает влага слёз, делая светлые глаза девушки совсем прозрачными. Становилось жутковато – смотреть в точки зрачков под биением хлыста её голоса.

И насколько велик был контраст, когда в конце вечера я увидел Сашу в окружении остальных артистов. Живая, смеющаяся, веющая бесконечно-тёплыми эмоциями, льющимися из искрящихся глаз!

Подвижная, плавная…

Произошло похожее на чудо, изысканное, волшебное перевоплощение!

АВТОР

Милена Мичико Флашар

И вновь: невозможно осмыслить всю полноту взаимосвязей, не указав истоки — родителей. Мать Милены – японка, отец – австриец.

Писательница родилась, выросла и работает в Австрии. Но каждый год ездит в страну Восходящего Солнца.

Книга, которая прославила Флашар, – «Я назвал его Галстуком» – о типичном явлении для Японии. Хотя, очень вероятно, это тайная реальность всего западного Мира. Особенно, юной его части.

Речь о хикикомори – людях, живущих в четырёх стенах собственной комнаты, отгородившись ими от общества и даже от своих родных. Они боятся Мира, объясняя свой страх различными «уважительными» причинами.

Да Мир им и не нужен! Он у них на ладони /на экране.

Спокойствие и сытость с нулевых и до недавних событий – сделали возможным такой уход. И ещё, конечно, родители, которые кормят затворника.

Добровольное заточение длится десятилетиями. Но… Родители не вечны. Плюс, наступают времена гигантских перемен. В это можно не верить. Можно отворачиваться от окна, за которым покрывается сеткой разрушительных трещин тот, прежний мир. Однако…

Однако предчувствия неясной тоской заволакивают разум. Их острее чувствуют и успевают выразить заранее – люди с подвижной психикой. Перед катаклизмами вырастает число девиаций, множатся расстройства. И писатели пишут апокрифичные эмоциональные тексты. Как «Отозваться на имя».

Это не собаки. Это покинутые в своих комнатах хикикомори, за которыми больше некому ухаживать.

КАРТИНА

Пауль Поттер {Paulus Pieterszoon Potter}

Пауль Поттер (1625-1654)

Нидерландский художник-анималист, представитель золотого века голландской живописи. Прожил всего 28 лет, но успел за свою короткую жизнь создать около 160 произведений.

Наиболее известен он своей картиной-шуткой «Наказание охотника», висящей тут же, в этом же зале.

Пауль Поттер «Наказание охотника», ок.1647

Но о зале ниже.

Сейчас же интереснее, конечно, шедевр, ради которого Флашар дважды приезжала в Санкт-Петербург, чтобы постоять рядом и прочувствоваться.

Холст, по которому была создана песнь «Отозваться на имя».

=>     Картина «Цепная собака»,

или «Волкодав».

Пауль Поттер «Цепной пёс», 1650-1652

Примечательным в этом полотне является имя художника, начертанное им на конуре. Что наталкивает на простой вывод: живописец аллегорически изобразил на цепи себя.

Был ли он в чём-то несвободен? Или это очередная шутка наподобие его “комикса” про охотника?

Впрочем, гораздо психологичнее роль картины в мистерии. Потому что полотно расширяет смыслы с одной, кажущейся узкой, страты “хикикомори” до целого поколения, а то и до гигантской общности, состоящей из простых людей.

Закредитованный мир, лишившись дешёвой энергии, на которой строилось его недолгое благополучие и кажущаяся сытость последних 20 лет, – рушится.

И теперь люди, подобно псу с картины (или собакам из мистерии), могут лишь тоскливо взирать на сияющий град на холме. Который ассоциируется с образом России! С образом страны, где была прочитана пророческая мистерия.

Образ города парит в недосягаемой дали, вертикалью шпиля возносясь над жалким мирком пса. У города россыпь поселений и пасется скот. А у собаки только кость с пока-ещё-мясом и короткая, очень короткая цепь. С которой не сорваться.

Сам по себе волкодав всё ещё великолепен. Сильное гибкое тело с выпирающими твердыми буграми мышц. Длинные лапы охотника. Вот только глаза… Безнадёжные и подавленные. Печальные настоящей тоской по наступающему безрадостному будущему.

Нам уже не понять, что охраняет прикованный пёс. А он навсегда останется в жестокости блаженного неведения о свободе.

Знаем лишь, что свобода {а также, любовь?} для него выражается в пинке. И – чтобы позвали.

ЗАЛ

Получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, Шатровый зал — один из самых больших в Новом Эрмитаже.

Шатровый зал (Эрмитаж)

Тем ироничнее, что в нём находятся холсты так называемых «малых голландцев». Полотна небольшого размера. Кабинетного, так сказать, формата.

Такие картины создавались не для украшения помещений, а служили своего рода окном, которое приглашало подойти поближе и заглянуть в открывающийся взору мир.

Возможно, выбор этого зала неслучаен. Потому что подчёркивает одиночество покинутого Малого – в кессонированном пространстве Огромного.

Как то малое, что представляют из себя герои мистерии «Отозваться на имя» — реальные ли, выдуманные или просто образы, рождённые навеянными фантазиями…

.