После «Старушки» следующей ожившей картиной шла «Адам и Ева». И оказалась – самой прекрасной из перформансов «Флоры«!

Хендрик Гольциус «Адам и Ева», 1608

Полотно принадлежит кисти художника Хендрика Гольциуса, творившего по рубежу XVI-XVII веков – ещё не барокко, но уже не ренессанс. Люди, приближённые к искусству (т.е. посетившие галерею более двух раз!))), задумчиво облекают его живопись в формулу «нидерландский маньеризм».

Но всё это кажется совершенно не важным по сравнению с личностью самого мастера!

Хендрик Гольциус (1558-1617гг) «Автопортрет», 1593-1594

Гравёр-калека Хендрик Гольциус

Маленький Хендрик хлебнул в детстве по полной!

То проткнёт себя лучиной насквозь. То вздумает утопнуть, да не единожды! Вытаскивали.

А то — чтоб уж наверняка — падал в огонь. В годовалом возрасте шандарахнулся в сковородку с кипящим маслом и сильно обжёг руки.

Наложили повязки, лубки.

Однако! Как же бывает порой сильна вера не людям знающим, но типа друганам!

Зашла тут надысь соседка к Гольцам…

Это потом уже Хендрик переделался в Гольциуса: чтоб на латинский, значит, манер.
=> Ещё одна черта любви к подчинению. Вроде как стать подобно господам из-за бугра. Похожим хотя бы фамилией…

И соседка, как водится, стала давать советы. Несравнимо лучшие, понятно, чем изрекают разные никчемные докторишки, которым лишь бы залечить человека до смерти.

Ведь и повязки от ковида (а тем более, вакцинация) — это всё происки и инсинуации для жидкого чипирования! Впрочем, это немного не отсюда)))

– Так вот! – с апломбом вворачивает всезнающая соседка. – Лубки надобно снять, быстрее заживёт.

Оно и зажило. Да так, что парень превратился в калеку: пальцы правой руки стали скрюченными и не разгибались.

Хендрик Гольциус «Рисунок {собственной} правой руки», 1588

А потом Хендрик взял свою судьбу в оборот. Ибо, доколе?!!

К своим двадцати он уже вполне продвинулся в гравировке, чему поспособствовал его батя, витражист и живописец по стеклу; а также некий Дирк, гравёр и местный нигилист, отрицавший все религии скопом.

И тут Хендрик прикинул: свой путь к известности слишком долог, нужен лайфхак!

Что может ускорить переход из грязи в князи? Про-тек-то-рат! Сильных мира сего.

Как бы ещё сделать так, чтобы чье-то продюсирование собой стало к тому же и приятным? Держите! Лайфхак в лайфхаке!! ))

Нужно удачно жениться!!!

Ну а что? Не всё женщинам себя продавать (несмотря ни на какие эмансипации!))

Надо бы и мужчинам воспользоваться этим социальным лифтом.

И молодой Гольциус отдал пылкую юность, жар своего свежего тела, непорочную хрупкость своей же нежной души — всё такое {бла-бла-бла, вы же понимаете} – старой [и непременно безобразной😅] вдове. И извращенке к тому же ;)))

Правда, есть одно «но»: она была богатой!

После женитьбы Хендрик сразу же основал собственную мастерскую. И снова сломал устои: нарушил монополию Амстердама на производство гравюр. Что, собственно, говорит о его таланте.

Талант же (и неотлучное трудолюбие, без него никак) позволил ему создать более 300 гравюр, многие из которых стали эталоном и предметом копирования. Слава была столь высока, что соперничала с лаврами Дюрера.

Но, как это всегда бывает, женитьба на деньгах принесла горькие плоды. У гравёра с богатейкой начались дикие распри. Да такие, что молодой человек даже ослаб здоровьем. Потому психанул и свалил в солнечную Италию.

В Италии Хендрик остался верен своей оригинальности. Он прикинулся простолюдином и бродил по трактирам да мастерским, слушая сплетни о себе, великом.

Ну а что? К тому времени его известность шагнула далеко за пределы Германии и Нидерландов. Хендрик стал своего рода звездой. И итальянские переодевашки не только удовлетворяли его любовь к розыгрышам и мистификациям, но и позволяли хоть немного спрятаться от толп фанатов. Которые, впрочем, всё равно с лёгкостью признавали его

…по искалеченной руке.

Кроме слухов о себе мастер впитывал богатейшую культуру и подсматривал свежие идеи. Больше всего его вдохновил Микеланджело! Особенно, по части мясистой мускулистости. ))

И вот, Гольциус уже выпускает свои интерпретации. Получилось смешно. И понятно, почему маньеризм)))

Хендрик Гольциус: «Великий Геракл» или «Кнолленман» (человек-луковица); => «он чрезмерно мускулистый и носит львиную шкуру; он держит на плече массивную дубину и бычий рог; на заднем плане он борется и поднимает Антея с земли и побеждает Ахелоя в образе быка; дальше три нереиды заполняют рог изобилия». 1589

И вдруг!.. Как всегда в таких случаях, неожиданно – Гольциус внезапно заметил, что в Италии «ружья кирпичом не чистят». В смысле, не гравюры царапают, а красками малюют.

– Проклятые капиталисты! – думал он. – Не хотят работать!! Вместо сурового резца гравёра и кропотливого, микронно выверенного труда — предпочитают разноцветную мазню. Обёртка вместо содержания!

Ну, что поделать? Взял на вооружение. К тому же, старость не за горами: на пенсии хотелось бы отдохнуть.

В общем, Гольциус принялся за картины. Из многих которых и вышла героиня сегодняшней статьи – «Адам и Ева», высвеченная Эрмитажем в своей мистерии

«По яблоку в день»

➡️ Музыкальная сценка, выражающая смыслы и настроения гораздо элегантнее, чем многие сотни пустых слов

Тут и отношения, и развитие, и интрига, и накал, и даже, фактически, соитие (в высоком смысле). А также, самое главное – цикл.

Идеальность {номера} подчёркивается хрустальной россыпью прозрачных и/но мощных звуков фортепиано. Которые то раскатываются сухим жемчугом раннего утра, то взрываются фейерверком экспрессивных аккордов в басовом обрамлении.

Сама же история хоть и выстроена типично по-западному (то есть, тупо и в лоб))) – вокруг яблока, – но решена гениально: через взаимодействие музыкой.

Игра в четыре руки – с передачей инициативы да с местообменом(!) – это потрясающе!!

Но Запад есть Запад (номер, как и всю феерию, ставили немцы): у них всё через нижние чакры, а не через голову или сердце. Яблоко здесь не плод познания, но символ искушения.

Иной раз даже зло берёт! Допустим, связка «любовь-секс» с натяжкой, но ещё хоть как-то работает; куда ни шло. Но то, что психология через зад, это уже слишком! И через секс, опять же. {имеется в виду Фрейд как основоположник подобного подхода [с его анальной и прочими стадиями психологического развития]; а также – все последователи, сообразно угодившие в ту же яму}

Неразвитые, что с них взять )))

Впрочем, сам номер — несмотря ни на что! — великолепен!!

Здесь задействованы два замечательных музыканта:

Александр Кашпурин и Ксения Гаврилова

Что интересно. Выступают, казалось бы, приглашённые артисты: каждый под своей фамилией, с разницей в возрасте (Ксения старше Александра на десять лет). Но, копнув, с удивлением узнаёшь, что они — пара. И не просто пара, а семья!

Александр Кашпурин и Ксения Гаврилова

Счастливая жизнерадостная семья красивых и талантливых людей, коллег по «цеху». Двое детей, супружеское счастье, профессиональный успех.

Успех не тот, который, как фурор мыльного пузыря, сопутствует инста-, ТТ- и прочим beauty-самкам (обоего пола))) – сегодня возник на пустом месте, а завтра его нет.

У наших музыкантов успех как бы незаметный. Он без скандалов, вне газетной хроники и выпадает из света софитов тщеславия.

Слава выработана годами труда, а потому крепка. Она очень глубокая, насыщенная и дарует истинность (а значит, и настоящее счастье)).

И да: подобная слава позволяет насладиться такими своими плодами, какие не снились никаким монгерштернам. Даже с их миллионами.

Скажем, если неудавшийся (хвала Зевсу!))) педагог Валеев и сможет посетить какое-то зарубежье, то только как турист. Но не как творец, которого обожает и ценит весь мир.

Вот к примеру список стран, где играл Александр Кашпурин: Голландия, Китай, Монголия, Болгария, Польша, Германия, Италия, Испания, Греция, Марокко, Азербайджан, Литва, Латвия и др. (и это не считая, понятно, России!)))

Александр Кашпурин

В прошлом году посетил Музыкальную капеллу Королевы Елизаветы (г.Ватерлоо, Бельгия). Преподаватель, руководитель театра «Реплика», солист… Честно говоря, даже список тянет на отдельную статью! ;))

А ведь Кашпурину нет ещё и тридцати!

У Ксении послужной список не менее впечатляющий.

Ксения Гаврилова

И вот, два прекрасных человека исполняют замечательную музыку, играя вечный сюжет в изумительной постановке!

Адам и Ева

А что можно сказать о сюжете, рассказанном мистерией? Не с точки зрения классического канона, а непосредственно исходя из музыкальной феерии «По яблоку в день»?

Впрочем, сразу можно отметить, что от библейской традиции (при всех западных псевдореволюциях полов) отойти не удалось. ;))

Каков он, канон?

Ева была создана в пару Адаму. Ибо, человек не может быть один => по завету Бога. А создав её, Он понял, что Ева – воплощение Его самого. Ведь Бог – есть Любовь.

Далее – змей, яблоко, познание Добра и Зла… Вкусили и Адам, и Ева. И оба же изгнаны.

Но. Первой нарушила запрет Ева. Она привнесла грех. И вдвойне виновна из-за того, что не внешний искус совратил Адама, но внутреннее предательство: из родных рук близкого человека принял он Падение…

Ну, а по-простому: женщина как крутила Мужчиной и Миром, так крутит и поныне.

В связи с чем совершенно непонятны происки современных боевых эмансипе. Не понятны, но чётко укладываются в «модель Евы»: пофиг на то, что ситуация может быть и райской, давайте всё сломаем (да-да, соседка Гольциуса туда же))))

Так же и в мистерии.

Адам видит искус в руках Евы и перехватывает его. Еве без одного и без второго становится скучно. Она начинает мелодию. Адам заинтересовывается, вступает. И вот звучит совместный музыкальный триумф!

Музыка здесь – любовь. Она обоюдна и торжествующа (когда в четыре руки!).

До тех пор, пока Ева не спохватывается, видя отставленное в ненужности яблоко. И ей становится не надобна ни любовь, из чьей музыки она выходит; ни Адам, через которого она попросту перешагивает => по пути к развлечениям, лежащими, как яркий плод, в(на!) стороне…

И перформанс показывает: мужчина может бросить искус {{во имя любви и/или долга}}. Но женщина всегда на него, на искус [со стороны] соблазняется. {{И рушит всё}}

Если бы эту мистерию делали не немцы (не Запад!), то акценты, вероятно, были бы расставлены иначе.

Яблоко можно было бы представить не как символ искушения, а как средство познания. Как источник вдохновения!

Тогда номер раскрылся бы в череде «любовь-инициация«, а не «игра в любовь — искус на стороне».

***

Возвращаясь к ощущениям от просмотра, остаётся сказать, что как бы ни была глубока философия; музыка, звучащая в моменте, создаёт настроение, рождает эмоции и запечатлевает то настоящее впечатление, которое потом и останется в памяти. Которое и будет основополагающим в оценке.

А впечатление-оценка от мистерии Эрмитажа «По яблоку в день» находится где-то в восторженно-звенящих высотах, тающих в ликовании чувств.

Прекрасная, изумительная мистерия!!

.