Принцип работы машины времени <em>(из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»)</em>

Что за принципы заложил инженер Тимофеев в своё открытие? Каковы цепочки процессов и логика операций, позволяющие «пронизать пространство и уйти в прошлое»? С точки зрения известной [автору] науки.  ;))

Для начала стоит, пожалуй, отметить, некоторые нюансы реальности, поскольку остальной материал будет представлять собой шуточное исследование и игру ума, не более.

Что-то наподобие Atomic Heart, где в компьютере создан настоящий мир, возможный в фантазийной параллельной реальности, – без Великой Отечественной войны и с расцветом робототехники (классная игра, кстати!!).

Так и здесь: статья о машине времени из комедии, снятой по фантастической пьесе. ))

Тем не менее, сама киношная машина реальна. Как макет.

История создания спектохрона для фильма

Кино – процесс плановый. Потому с реквизитом обычно не бывает каких-то резких сюрпризов. Его готовят заранее и порой с такой тщательностью, что поражаешься усилиям и смекалке создателей (как, например, наручные огнемёты в фильме «Майор Гром: Чумной доктор»).

Так же и в «Иване Васильевиче». Машиной времени занималось целое конструкторское бюро, которое изготовило великолепный агрегат с внедрением самых интересных достижений на начало 70х.

А самым интересным [достижением] — что тогда; что в истории с другим КБ (из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»: 0, 1, 2, 3) — была ЭВМ.

К сожалению, изображений конструкторского спектохрона не осталось. Но говорят, аппарат получился на вид технически совершенным. И Гайдай заявил, что изобретатель-одиночка никогда не смог бы даже приблизиться к выданному КБ идеалу.

Тем временем до конца съёмок оставались пара месяцев. И пришлось что-то срочно придумывать.

Счастливый случай свёл режиссёра с местным мосфильмовским скульптором(!) Почечуевым. И уже через два дня свет творчества, помноженного на грамотность {советского человека}, явил эскизы будущей машины.

Всё наконец завертелось в правильном русле. И, благодаря значительным личным инициативам, машина в кратчайшие сроки появилась на съёмочной площадке.

Такова общеизвестная история. Правда, возникают некоторые вопросы. Сцены с машиной в кадре занимают в фильме чуть ли не половину времени. При том, что КБ делало хроноскоп полгода, а потом до конца съёмок оставалось два месяца, что получается? Гайдай снимал 6 месяцев разные кремли

Иногда можно не заморачиваться с натурой, а сделать монтаж с задником
Церковь Симеона Столпника (Новый Арбат)

в непонятной надежде на агрегат из КБ, чтобы потом резко выдать чуть ли не весь фильм полностью? Причём даже не за два оставшихся месяца, а за минусом времени на изготовление Почечуевым машины времени.

Думается, вышеуказанная история не более, чем легенда, а в действительности всё обстояло несколько иначе.

Общий вид машины времени

Хроноскоп довольно компактен, он умещается на обычном кабинетном столе. Это заставляет предположить, что аппарат не столько преобразовывает континуум посредством накачки энергии (как, допустим, коллайдер), сколько позволяет перенастроить определённый участок пространства (подобно изображению в телевизоре при переключении каналов).

Оттого в статье я даже обозначил агрегат не машиной времени, как прямоизвилинные америкосы, представившие настоящую машину в трилогии «Назад в будущее». А — спектохроном. От морфем: спек(т) /лат./ – взгляд, обзор; и хрон(о) /греч./ – время.

Кстати, и у юсовцев машина времени не коллайдер, а средство по фокусировке в заданных точках темпорального потока. Способом синхронизации выступает скорость или, конкретно, движение.

Изобретение Тимофеева преобразует хроноток с помощью направленного излучения. Аналогом к пониманию может послужить тепловизор наоборот: прибор Шурика трансформирует некий код в луч и “проявляет” (как в фотографии) портал в интересуемое время и/или пространство.

Проявляет – верное слово с точки зрения физических процессов. Собственно, в фильме прошлое ли или соседняя квартира медленно выступает по основе-стене — проявляется. Правда, процесс другого характера, нежели в фотопроявке.

Как известно, материя состоит из атомов, те собраны из частиц, а каждая из последних представляет собой заряд. Заряды эти движущиеся или колеблющиеся. То есть, имеют такую характеристику как частоту. Так вот: есть мысль, что аппарат Тимофеева действует на частоту пространства-времени, выстраивая множественные колебания по модулю.

Син-хро-ни-зи-ру-я!

Всеразличные осциллографы весьма помогают тонкой настройке полей

И настраивая на требуемые параметры.

Электрическая часть

Излучатель имеет фокусировку по плоскости. Неудивительно, что в домашних условиях естественным экраном становится стена.

Грань/плоскость преломления пространства особенно хорошо заметна при взгляде с той стороны портала

Чем же кодируется сигнал? Прежде всего, конечно, собранной информацией с преобразуемой матрицы пространства. Одним из источников такого сбора выступает расположенная рядом с излучателем антенна, чей параболический фазоинвертор работает в радиоволновом диапазоне.

За каждую отдельную частоту {например, раз это ж/б стена: за частоту железа, за частоту бетона; т.е. входящих соединений, групп атомов} ответственны многочисленные транзисторы, предназначенные как раз «для усиления сигнала и генерации колебаний».

Транзисторы могут полететь от любого незапланированного бердыша!  (да и от запланированного тоже)))

Регулировать такую сложную систему как раз могла бы ЭВМ. Но в начале 70х они были ещё слишком громоздки, а программирование находилось в зачаточном состоянии. Потому управлять спектохроном приходилось вручную. Переключателями с пульта.

Оно и надёжнее. Это даже, собственно, и есть почти программирование: если на сочетания клавиш сажать какие-либо сложные операции.

Сбоку от пульта расположена красная рукоятка-маховик для тонкой подстройки второй части машины:

Аналоговый блок

Самая интересная и самая ритмико-эффектная часть машины.

Для улавливания микроволновых излучений предназначен фазоинвертор. А вот чтобы захватить вибрации в инфрадиапазоне, нужен не «тепловизор наоборот», но наоборот же – камертон.

Таинственные шарики на спицах – это ни что иное, как бранши камертона. Правда, здесь звук не издаётся, а происходит его захват. Вернее, идёт улавливание {не звука, а} колебаний – материалов, сред, отражений…

Каждый из браншей свободно закреплён на алой станине. Она так же, как бранши, подвижна. Видно, что с началом работы и в процессе, – приходит в движение, настраивается. Станина компилирует результирующую частоту и через гироскоп передаёт её в управляющий блок.

Вероятно, есть и увязка с магнитным полем Земли.

Кроме звуковых колебаний улавливается и спектральная составляющая. Вращающиеся призмы (из неизвестного материала))) тому подтверждение.

Вся волновая информация аккумулируется отражателем сложной формы, описываемой кривыми второго порядка. Допускаю, что простой академик Александр Тимофеев воспользовался отечественными наработками в данной сфере. И в качественно лучшем варианте — проработал изобретение русского инженера Петра Петровича Гарина.

Сердечник

Дисковый гиперболоид направляет полученную информацию на сердечник.

О, это самая загадочная часть машины! Поскольку раскрыть его внутренне наполнение не представляется возможным. Секретность-с!

Скорее всего, здесь находится что-то вроде процессора {в современном понимании}, который обрабатывает массив получаемых данных и преобразовывает его в код, который после дополнительного просчёта в транзисторном блоке поступает в излучатель.

И, по всей видимости, аппарат обладает собственным Источником энергии. Иначе, если быть зависимым от домовой электросети, то значит обрекать себя на постоянные срывы экспериментов, которые бы заканчивались, как только нагрузка превышала бы возможности предохранителей.

Источник энергии

Вброс мощности/напряжения осуществляется

утапливаемым рычагом на Главном пульте агрегата.

А Источник находится тут же, рядом. Это – тёмный цилиндр сразу за пультом.

И если бы он не был обшит металлическими панелями с шестигранными выступами, его можно было бы принять за обычную батарею, только огромную. Однако, кожух явно даёт понять, что это — та-дам!! — ядерный реактор!!!  ))

Реактор, само собой, не на ТВЭЛах. Нет! Тимофеев достиг в своих экспериментах вершины: как разработок Гарина, так и науки в общем. Ведь даже без бинокля видно, что данный цилиндр – установка на холодном термояде.

Это настолько простое устройство (вроде советского токамака), что даже не требует пояснений. В отличии от загадочного сердечника! Впрочем, ладно.

Установка имеет внутри ряд кольцевых мощных магнитов, которые при включении агрегата удерживают холодную плазму. Плазма обрабатывается разрядами энергии. Их выпускают секторальные конденсаторы, внешне выглядящие как шестигранные выступы. Конденсаторы расположены аккуратными рядами на пластинах интерсвинцового изомера и имеют окраску, согласную внутренней маркировке по мощности.

Так что, вот настоящее Atomic Heart!! Создатели нашумевшей компьютерной игры, вероятно, знали об устройстве шуриковского хроноскопа. И потому сумели выстроить на основе его идей целый мир. Пусть через полвека после выхода фильма, пусть это только игра. Зато про СССР! И там оч-чень соблазнительные роботессы-балерины. Это главное!  ;))

Впрочем, мы отвлеклись…  )

Эрудированный читатель конечно же заметит, что удержание холодной плазмы (даже сильными магнитами) в обычных условиях невозможно. Физику не обманешь!

Советский инженер-изобретатель Тимофеев — гений! Он сумел решить и эту проблему!

Химический блок

Сверхпроводимость!!

Для получения сильных электромагнитных полей требуется сверхпроводимость. Изобретатель сумел достичь результата посредством цепи химических реакций. Все эти колбы, растворы, жидкости – призваны понизить температуру.

При достижении некоторыми материалами температуры, ниже определённого значения, и возникает эффект сверхпроводимости.

Судя по всему, Тимофеев использует жидкий азот. Тем более, что азот можно брать прямо из атмосферы.

Воздух прогоняется через компрессор и сжимается. Потом идёт в детандер.              (компрессор указан на схеме с оранжевыми подписями: выше, в главе «Аналоговый блок»)

детандер (устройство в левом нижнем углу снимка)

И через воздушные шланги с термозащитой жидкий азот поступает к особо критическим элементам.

Остальные колбы призваны:

1) для очищения – адсорбировать примеси в газовой смеси: пыль, пары воды, двуокись углерода и т.д.;

2) для разделения газов. Вещества в пробирках выступают в роли молекулярного сита. Разделению способствует и подводимое электричество через вставленные внутрь электроды:

А для снятия излишков тепла многие трубки сделаны спиральными. Проходя внутри таких каналов, газы или жидкости дополнительно охлаждаются.

Ни дать, ни взять – самогонный аппарат!  ;)))

***

Титры))

Таким образом, простой советский инженер Александр Тимофеев — академик!, как справедливо назвал его Жорж Милославский — изобрёл и построил действующую модель машины времени.

В изобретении использованы не только многие достижения человечества, но и абсолютно новые, личные разработки учёного. Невиданные даже в наше просвещённое время!

Макет этого славного изобретения в 1972 году создал художник-скульптор Вячеслав Почечуев для фильма «Иван Васильевич меняет профессию», снятого по написанной в 1934-1936гг. пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

Смехо-техническое описание (от 9.3.23) выполнил Михаил Воеводов.

.

.

.