Смысл №1 в «Старушке» Зэди Смит — псевдореволюционность.

Итак, что же хотела сказать Зэди Смит своим рассказом «Старушка», исполняемым Анной Вартаньян в мистерии Эрмитажа «Флора»?

Так как текст довольно велик, придётся разбить его на блоки. Сегодня – первый!  ))


СТАРУШКА

_1_

Зэди Смит, 2021

Меня попросили написать о картине.

Странное обстоятельство!

Странно не то, что попросили (такое теперь случается частенько), а довольно странно писать о ней через день после смерти Бёрджера. Ему было 90. Я бы решила, что этой фрау тоже 90.


Бёрджер… С первых же строк в зрителя кидается непонятная фамилия, которую сначала воспринимаешь простым персонажем. Но нет. Это реальный человек и весьма деятельный тип. Хотя знаменит, собственно, в основном своей провокационной передачей. Показанной 50(!!!) лет назад!

Джон Питер Бергер, 1926-2017

Хотелось бы горько рассмеяться в этом месте… Кому известно, что показывали в 70х?? И тем более — кто сделал то, что тогда транслировали?  )))

Ну да ладно. Главное ведь – идеи. И их создатель/рупор.

Здесь его называют Бёрджер, хотя более привычна транскрипция Бергер. Джон Питер Бергер. Начинал подающим надежды художником: он выставлялся в нескольких галереях Лондона. Но стал впоследствии арт-критиком.

Бёрждер был ровесником отца Зэди Смит. И возможно, они работали вместе. Однако, не поэтому Зэди выбрала его в герои рассказа. Тем более, она признаётся:


С Бёрджером мы ни разу не виделись.


Дело не в фактологии. К слову, умер Бёрджер с началом 2017 года. Вряд ли Эрмитаж так растягивал подготовку к своей мистерии, чтобы за несколько лет до события давать задания авторам.

Бёрджер

С литературной точки зрения, весьма интересна связь (помимо прочих) по возрасту – между портретным персонажем и реальным человеком. Такие нити и составляют красоту и реальность вытканной в тексте картины!


Прошлым летом я запланировала поездку к нему в Антони́ с одним общим знакомым. Город плавился от жары, со мной были дети. И я решила, что будет другая поездка. Другая возможность для встречи. Другим летом.

Но вообще-то я струсила. Что я могла рассказать такому человеку? Что я вообще могла предложить подобающее?

Чувствовала я себя точно так же, как сейчас перед головой старухи. Вернее, перед её маленькой репродукцией. Кто я такая, чтобы говорить об этой картине?


Кто? Несмотря ни на что — гениальная писательница, которая соединила в своём коротком рассказе множество наблюдений и смыслов! И которая изучила тему, подходящую, как она представляла, той стране, где будет транслироваться её произведение.

СМЫСЛ 1

А какая страна? Россия. Чем больше всего известна Россия британке? Видимо, революцией. Социалистической.

Оказывается, Бёрджер – не взятый с потолка персонаж. Он тоже своего рода революционер. Вдобавок, имевший взгляды, близкие к коммунистическим. Правда, революционер он – от искусства.

Бергер проповедовал довольно радикальный подход. При разговоре о предметах искусства – речь, как правило, касалась картин – выводы его сводились к тому, что произведения создавались исключительно на деньги, из-за денег и прославляли деньги; а также – людей, их имеющих.

Суждение это не было таким уж оригинальным. Оно развилось из трудов Вальтера Беньямина, немецкого философа и теоретика культуры. Ещё он был носителем марксистских взглядов (из-за них он сбежал во Францию из фашистской Германии). Почитал Фрейда.

Вальтер Беньямин, 1892-1940

Он выдвинул модную и в наше время (особенно, в наше время!) идею о том, что подлинные произведения искусства имеют ауру. Или, если угодно, душу. Это как, скажем, про икону говорят, что она «намоленная» – в этом смысле. ))

В 1936 году Беньямин написал труд «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Работа доказывала, что копии не обладают аурой первичного шедевра. И об этом стыке экономики обобществления и пенисуальности)) богатства — первая серия четырёхчастного фильма Бёрджера «Искусство видеть».

Вообще, понятие «ауры оригинала» представляется, к слову, довольно интересным.
Удобный пример (приводимый Беньямином в своей книге) — противостояние театра и кино. Первый сравнивается с произведением искусства; второе, понятно, – с тиражируемой копией. Театр, мол, живой и настоящий; а кино – выхолощенное подобие и эрзац.
Но да, Бергер прав, это работает на лишь на стоимость. Подлинная Джоконда бесценна, а плакат с ней – существует даже без цены в силу её ничтожности.
цифровая копия: Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503-1505

Репродукция стоит у меня на подставке для книг бешено-багряного цвета. И теперь, думая о Бёрджере, я снимаю её и кладу на тёмно-ореховую коричневую поверхность стола у меня на кухне. А потом пробую ещё раз на фоне чёрного паспарту из папки для документов. Выходит каждый раз по разному.

В красном обрамлении старуха очень строга. На фоне деревянных прожилок отрешена и исторична. А вот на чёрном она – пронзительное напоминание о смерти.


Тут Зэди напрямую заимствует приём Бёрджера. Тот тоже показывал, как важно окружение, в котором пребывает картина. Только выводы его были несколько иными.

Не разность эмоций от того или иного фона, а важность обстановки, что обрамляет произведение, подобно оправе драгоценного камня. И подчёркивает значение картины.

Продолжая своё наблюдение, Бёрджер указывал, что у богатеев зачастую картина перестаёт быть бриллиантом. Потому что владелец начинает скупать всё больше и больше арт-произведений. И его дом, а также сама обстановка, ранее подчёркивающая уникальность и красоту полотна, превращаются в свалку, в мешанину. То есть, роскошь быстро переходит в обжорство и деградацию.

Давид Тенирс младший «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе«, 1651

А Зэди Смит делает неожиданный вывод:


Но подлинный её контекст, её истинный смысл – я!


Бёрджер рассуждает о классах общества, о капитале – об общих и огромных по своей сути явлениях.

Мирок же Зэди схлопывается до микровселенной, до неё самой. В этом и есть истинный смысл и трагедия современности.

Мир атомизировался до отдельных людей. И да – до себя, до простого человечка со своими страстьишками и желаньицами. Человечка, который, правда, представляет себя гигантом: «Я и остальная жизнь, которая есть лишь взмах моих ресниц»; уподобляя себя Брахме, чей сон – наша Вселенная.

И оттого каждый «ищет себя». Каждый почитает свои желания (и себя же!) наиглавнейшей ценностью. На чём, кстати, успешно наживается сонм психологов. Которые почувствовали эту тенденцию и усиленно её разрабатывают уже с век.

И каждый этот гигант/кробический человечек

  • несмотря на поиски
  • несмотря на возвеличивание себя через новые страты (все те 52 или сколько там уже гендеров?)
  • несмотря на обожествление своих эмоций

— на самом деле безумно одинок.

А ищет он по-настоящему – бога. Или, если по правде жизни, – любовь, семью и общность/народ. Всех тех, кого потерял…

.