«Сила любви» — эрмитажная мистерия трансвестизма

Невинность должен олицетворять мужик в юбке! Так рассуждает пожилая женщина из Австрии Жаклин Корнмюллер. Она была режиссёром проекта «Флора» в Эрмитаже.

В небольшой комнате, предваряющей Рыцарский зал (если поворачивать с Главной лестницы), стоит скульптура знаменитого мастера рубежа XVIII-XIX веков – Антонио Кановы (1757-1822) .

Меж рук беломраморных фигур Амура и Психеи из луча света рождается синяя бабочка. Порхая с места на место, она встречает еще одну. И в хрупком вихре их танца по безупречности камня начинает ощущаться сюжет. Сюжет расцвечивается яркими красками и наполняется живыми звуками флейты. Световое полотно окутывает изваяние причудливыми сине-красными всполохами, будто вылепливая его заново.

Амур и Психея — в камне

Обычно, когда вспоминают про данную скульптуру, имеют в виду эффектную композицию Кановы, первой вышедшей из-под резца выдающегося мастера. Даже поисковики выдают в картинках в основном только её!

Антонио Канова“Амур и (лежащая) Психея”, 1794-1799 гг.

Однако, скульптурных групп с одноимённым названием было две. Вторая менее известна. Но именно она стала героиней мистерии «Сила любви».

Антонио Канова“Амур и Психея”, 1800-1803 гг.

Здесь юная Психея, имя которой по-гречески означает «душа», придерживает руку Амура, склонившего голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку – символ души у древних греков. И вместе с бабочкой девушка словно передаёт любимому свой мир, свою душу.

Группа стоящих возлюбленных считалась олицетворением невинности. В то время как пара с лежащей Психеей символизировала сладострастие.

Амур и Психея — в мифах

Поэтичная легенда об Амуре и Психее рассказана римским писателем Апулеем.

Апулей, II век

Богиня Венера, завидуя красоте Психеи, возлюбленной Амура, отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Психея нарушила запрет богини любви, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Ее возвратил к жизни поцелуй Амура.

Амур и Психея — в свете

Над визуальной составляющей, обволакивающей статую излишне контрастными сочетаниями цветов, работала иранская художница-мультипликатор Шадаб Шайеган, проживающая на данный момент в Вене (откуда и режиссёрша шоу Жаклин).

Shadab Shayegan

Цветовая гамма, как можно заметить (и по одежде визуализатора), является любимой у художницы.

Ну, все мы заложники того культурного бэкграунда, в котором выросли. Черноокой Шадаб близки такие вот оттенки, красно-синие.

Но тяга к яркости – не только часть ближневосточного багажа. Но и (своим контрастом) выражает стремление к протесту. Как это модно сегодня…

Шадаб Шайеган

Шайеган выпускает короткие мультфильмы острой социальной направленности: про ирано-американские отношения, про права человека, про судебную систему, про злость и одиночество, рисует рекламу партии “зелёных”, поэтически рассуждает о потере невинности вкупе с тоской и судьбой…

В общем, эдакая нежная несогласная снежинка. Гранитно впрессовывающаяся в разрушительные принципы Корнмюллер.

Музыка — композитор

Мелодию сочинила очередная подруга режиссёра. Как это всё-таки по-западному: проталкивать повсюду свояков и земляков!  ))

Johanna Doderer

Йоханна Додерер творит классическую музыку для опер, для камерных и симфонических оркестров, для хора и прочих арий. И тоже… мм-м… протестная!  )))

Несмотря на то, что музыка вроде как классическая, Йоханна постоянно идёт на эксперименты, чем вызывает недовольство и даже скандалы.

Йоханна Додерер

Правда, её новаторство заключается в том, чтобы вставлять в свои произведения музыкальные отсылки. Попросту – плагиат! Так что Йоханнский дух противоборства получается с некоторым душком.

Но красотка-творец не смущается. Она считает, что создаёт яркую музыку. И, как все подобные личности, глубокомысленно щебечет: «Мой диалог с миром есть готовность развивать внутреннее пространство, которое порождает новые вещи».

Йоханна Додерер – скалолазка и внучка нациста

А ещё Йоханна увлекается скалолазанием. Так она, видимо, дополнительно развивает своё внутреннее пространство. Путём покорения внешнего.

Главным же источником вдохновения женщина считает своего двоюродного дедушку Хеймито фон Додерера, знаменитого своим трудом «Меровинги, или Вся семья».

В романе царит форменное безумие. Главный герой – низкорослый, вспыльчивый и обладающий “мужской силой, намного превосходящей обычную”, Фрейхер Хильдерих III (как имя последнего из Меровингов; оттого и название книги) фон Бартенбрух – пытается стать своим собственным отцом, дедушкой, тестем и зятем. Для этого он совершает политические махинации в отношении брака. И сходит с ума. Лечат его музыкой: с помощью безумной «Симфонии литавр» Гайдна (симф.№94 в соль-мажоре).

Роман романом (тем более, он был написан в хипповые 60е), но дедушка и до этого весело жил. В юности со своим домашним учителем он… мм-м… мягко говоря, испытал первый гомоэротический опыт. Потом шлялся по публичным домам. И вообще имел яркие бисексуальные, садомазохические и вуайеристские склонности, что плотно отражал в своём творчестве.

Heimito von Doderer (1896-1966)

В Первую Мировую повоевал с русскими, попав в плен при Брусиловском прорыве. Проведя в плену четыре года, вернулся в Вену, но не успокоился. И в 1933 году вступил в НСДАП. Поэтому в 42-ом опять оказался в нашей стране и сразу под Курском. Тут он стал хитрее и сказался больным. Но от нацизма излечился только с нашей Победой.

После войны он долго бегал по инстанциям, чтобы его признали «неполноценным» и отменили бы волчий билет, выданный ему как нацисту. Ну а затем жизнь, можно сказать, наладилась. Хеймито женился и начал строчить книги. В книгах он тщательно ругал нацизм и описывал свои извращения, обёрнутые, понятно, в философские термины и проблемы маленького человечка, напуганного большой жизнью и оттого нечаянно попавшего в её жернова. В общем, типичный нынешний либерал.  )))

Зато становится ясно, почему Йоханна тоже такая протестунка.

Музыка — исполнитель

А вот кто действительно попал в жернова, так это исполнитель музыкальной композиции Йоханны Додерер «Сила любви» — флейтист Александр Петров.

Александр Петров

Лауреат международных и всероссийских конкурсов, закончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова по классу флейты, артист Михайловского театра. Дружит и выступает вместе с Александром Кашпуриным с 2016 года.

И именно ему, как и Кашпурину, досталась вся критика. А режиссёрша КорнМюллерша, организатор и зачинщица, вышла не только сухой из воды, но и с почестями.

Мистерия «Сила любви»

Провокативный момент вставлен буквально секундой:

И да, он о том, что режиссёр обрядила музыканта в юбку.

Подоплёки «Силы любви»

Режиссёр Жаклин Корнмюллер целенаправленно выбрала «Амура и Психею». Причём, именно “невинную” скульптуру Кановы.

1

И для начала стала изливать многочисленные словеса о «необычном костюме» — с золотой юбкой.

>>>    Оказывается, по её словам, так выражается соединение мужского и женского начал.

Юбкой на мужчине???

2

Далее, небольшое усыпление бдительности – обычный отход от темы:

>>>   Для меня золотой цвет очень важен, потому что это – цвет картинных рам, — вещает Корнмюллер. — И я пытаюсь не привносить новых цветов в музей, потому что у цвета в музее – ведущая роль. Из-за этого костюмы артистов преимущественно не привносят нового цвета — таков секрет этих нарядов.

Цветов она не привносит, прелесть какая. А трансов?

3

И – атака.

>>>   В Европе такое давно прижилось {{“прижилось”: то есть, тоже по-живому, калеча}}. А в России — пока новинка, и нужна определенная смелость, чтобы её внедрить.

Ну вот, всё сказано напрямую.

4

Это ещё не всё, нужно внести раздор.

>>>   Музейная публика очень консервативная. Брали бы пример с театрального сообщества! То, что в театре не удивляет {{это да, некоторые театры нынче просто ублюдство какое-то}}, в музее вызывает шок.

Хорошо, не сказала – с какой иной тусовки пример брать.

5

Заключительное. Надо же объяснить, что это просто такое «искусство»:

>>>   Этим перформансом мы воплощаем ассоциации, которые рождаются у посетителей. {{!!!!!?????}} — продолжает немка. — Делая это явным, мы создаем тесную связь.

Нет слов!..

Только и успокаивает, что после недавнего закона, ТАКОГО будет поменьше. Оно не исчезнет, поскольку будет рядиться под подобные перформансы. Но всё же, законодательство станет преградой для совсем оголтелого цинизма и попустительства (между прочим!) дирекции главного культурного дворца страны.

6

Лакировка. Всё, как по учебнику. Создание условного рефлекса из подходящих примеров:

>>>   Часто на следующий день после наших перформансов люди, приходившие накануне, возвращаются, — рассказывает постановщица. — Они приходят, потому что хотят увидеть эти картины снова. Именно поэтому я верю, что этот проект выполняет свою задачу.

Да, используя великие произведения и вечные смыслы, махинаторы подменяют понятия, пытаясь протащить свои мерзкие темы. Люди действительно идут на картины. И – таки на необычность и новизну шоу.

А проект — не работает. Как в силу неприятия самой тканью бытия (проект свернули из-за ковида), так и в силу общественного противоборства.

Реакция

Дело, конечно, уже давнее. Произошедшее до всех известных событий и, тем более, до закона о запрете пропаганды ЛГБТ. Мистерии показывали в прошлом 2021 году (октябрь-ноябрь). Но.

Не знаю, на каком этапе, однако предохранители сработали.

Юбку не выпустили на широкую публику либо вообще, либо после первых же показов. И флейтист щеголял во вполне приемлемых кюлотах. Пусть и золотых.  ))

А вот Александру Кашпурину и Ксении Гавриловой, играющими в мистерии «По яблоку в день» под картиной «Адам и Ева» Хендрика Гольциуса, повезло меньше.

По сюжету, Ксении в борьбе за яблоко приходится перелезать через Александра (кстати, они – семейная пара). И такое действо да в стенах Эрмитажа – вызвало шквал возмущённых комментариев. Хотя там с транслируемыми смыслами надо поработать. А не с самим номером.

Настоящая сила любви

А настоящая сила любви – в ней самой. В любви.

Без западных придуманных смыслов, которые он, Запад, пытается внедрить.

В любви! Естественной и натуральной.

Сила в любви — между мужчиной и женщиной.

.

.

.